Статья Деятельность приказа общественного призрения в социокультурной сфере России конца XVIII — первой половины XIX вв. (по материалам Смоленской губернии).


Деятельность приказа общественного призрения в социокультурной сфере России конца XVIII - первой половины XIX вв. (по материалам Смоленской губернии).
В последнее время в России все большее значение придаётся развитию социальной жизни граждан, в частности, в области здравоохранения, образования и, конечно, благотворительности. Необходимость изучения важного для Смоленской губернии института общественного призрения, осуществляющего социальную политику государства в контексте общероссийской системы призрения, обуславливает актуальность избранной темы исследования. При этом часто забывают историю развития общественной благотворительности, а слово «призрение» ни в документах, ни в публикациях практически не упоминается. Вместе с тем, деятельность Смоленского приказа общественного призрения является малоизученным направлением. На материалах Смоленской губернии полноценных исследований ещё не проводилось, и только отдельные аспекты деятельности Приказов общественного призрения раскрыты в работах Никитиной Н.В. и Купченко К.В. [4] на примере деятельности органов городского управления в сфере общественного призрения и в отдельных статьях Романковой Н.В. [7].
Источниковую базу исследования составили нормативный акт - указ Екатерины II от 7 ноября 1775 г. « Об учреждениях для управления губерниями» [1] и неопубликованные материалы текущего делопроизводства, отложенные в Государственном Архиве Смоленской области (ГАСО) в фонде Смоленского приказа общественного призрения (Ф. 54) [2].
Развитие мер общественного призрения произошло благодаря Петру Великому. Вступившая на престол Екатерина II, считавшая себя преемницей Петра, ввила благотворительность в ранг государственной задачи. Главным и важнейшим документом, благодаря которому была впервые в законодательном порядке заложена государственная система общественного призрения, явился акт «Об учреждения для управления губерниями» от 7 ноября 1775 года. «В каждой губернии под председательством губернаторов, - гласит ст. 380, - учреждались особые приказы общественного призрения, которым поручалось забота об образовании, лечении, благотворении и борьбе с пороком, а именно установление и надзирание: народных школ, сиротских домов, госпиталей, больниц, богаделен, домов для сумасшедших, работных и смирительных домов для обоего пола людей [1].
Приказ общественного призрения управлялся общим присутствием под председательством губернатора. В заседаниях принимали участие выборные от сословий: по два представителя от дворянства, купечества и сельских обществ. Вопрос о материальных средствах для выполнения задач приказа был решен следующим образом. Каждому приказу предписано было отпустить одиножды 15 000 руб. из доходов данной губернии. Эта сумма являлась как бы основным капиталом. Как видим, на них были возложены многочисленные и довольно многообразные задачи.
В организацию приказов общественного призрения были вложены главные принципы: самостоятельность местных благотворительных заведений, привлечение к управлению ими местного населения и обеспечение их более или менее достаточными средствами.
По существу, приказы общественного призрения стали первыми государственными органами, в компетенцию которых входили вопросы народного образования. Стремясь обеспечить себя квалифицированными кадрами, правительство осознавало необходимость создания сети образовательных учреждений. Согласно «Учреждению для управления губерний» предписано было открыть народные школы « по всем городам, а потом в тех многолюдных селения, кои подсудны верхней расправе, для всех тех, кои добровольно пожелают обучаться в оных…» [1].
Число «народных школ» возникших в 1778-1782 гг., было незначительным. В советской историографии считалось, что их было создано 8 [6, с.138]. Цифра эта явно занижена, т.к. только в Смоленской губернии таких школ было создано 5. Несомненно, что «градских» школ в России было много больше, хотя количество учеников в них было незначительным по сравнению с населением России. По сообщению смоленского историографа Шупинского И., народные (градские) школы были созданы в 1779 г. в Смоленске (Заднепровской части) и четырех уездных городах - Вязьме, Рославле, Белом, Дорогобуже [6, с.138]. Однако документы Смоленского приказа общественного призрения рисуют несколько иную картину возникновения этих учебных заведений. Согласно им, народные градские школы возникли 1 мая 1785 г. в Смоленске, Белом, Духовщине, Вязьме, а 3 марта 1786 г.- в Поречье [6, с.139]. Главным препятствием для развития городских школ стала нехватка финансовых возможностей приказов общественного призрения. Как было выше замечено, на ПОП были возложены слишком многочисленные задачи.
В 1782 г. была образована Постоянно действующая Комиссия об учреждении народных училищ. В Смоленске на открытии 22 сентября 1786 г. присутствовал генерал-губернатор князь Н. В. Репнин, гражданский губернатор П. Ю. Храповицкий, епископ Смоленский и Дорогобужский Парфений, члены ПОП и именитое смоленское дворянство и купечество. В этом же году в уездных городах Смоленской губернии началось создание малых народных училищ. Материальное обеспечение училищ возлагалось также на приказы общественного призрения. Они должны были выделять деньги на содержание и устройство помещений, содержание учителей, снабжение учениками пособий.
В числе указанных выше заведений создание сиротских домов заняло немаловажное место. Приказы обязывались содержать их для «призрения и воспитания сирот мужского и женского пола, оставшихся после родителей без призрения» [1]. В 1846 г. по инициативе супруги Смоленского генерал-губернатора А.М. Голицына, княгини Софьи Петровны в Смоленске был создан Сиротский приют. Княгиня являлась почестной попечительницей приюта. Ее стараниями был объявлен сбор пожертвований на содержание приюта и собрана значительная сумма. С 1853 г. приют располагался на Большой Дворянской улице в «собственном каменном двухэтажном здании» [6, с.172].
По указу министра внутренних дел В.П. Кочубея 26 февраля 1803 г. в Смоленске был учрежден Воспитательный (Сиротопитательный) дом для малолетних сирот всех сословий [2, л.1]. Приказ вел строгий отчет по количеству полученных и израсходованных денежных средств, в документах текущего делопроизводства Смоленского приказа находим книги «по приходу и расходу денежных сумм, отпускаемые на содержание воспитательного дома» [3, л.4]. В августе 1822 г. главный попечитель Императорского Человеколюбивого Общества советник и кавалер Александр Николаевич Голицын выступил в Правительствующем Сенате представлением «О учреждении высшаго класса в доме воспитания бедных детей» [4, л.169 об.]. Обучение в таких классах открыло бы юношам путь к поступлению в высшие учебные заведения. Идея получила признание и успешно реализовывалась не только в столице. Воспитанники приказов общественного призрения получили возможность получить образование на Бухгалтерском отделении Санкт-Петербургского коммерческого училища, Лесном и Межевом институтах, Константиновской землемерной школе, Повивальном институте, фельдшерских школах, Московском университете [5, л.29]. Помимо материального содержания питомцы воспитательных домов получали образование и профессию, которые могли дать им в будущем средства для существования.
Создание эффективной системы оказания медицинской помощи для всех слоев населения стало еще одной важной задачей приказов общественного призрения. Смоленщина традиционно имела высокий уровень заболеваемости населения, прежде всего инфекционной. По количеству больных сыпным тифом, сифилисом и туберкулёзом. Смоленск занимал одно из первых мест в России. Благодаря губернской реформе 1775 г. в конце XVIII в. больницы были созданы в большинстве уездных городов Смоленской губернии. Новый больничный каменный корпус был построен в Смоленске в 1832 г. В 1854 г. по предписанию МВД при Смоленской управе были открыты «оспопрививательные покои», в которых каждому желающему бесплатно два раза в неделю делали прививки против оспы [6, c.171].
Согласно ст. 387 Указа 1775 г. «для мужского и женского пола убогих, увечных и престарелых, кои пропитания не имеют» [1] должны были заводиться богадельни. В Смоленске богадельня была создана на 150 человек обоего пола. Однако нуждающиеся в призрении находились в десяти разных местах при городских церквях. От Приказа им выделялось по 4 копейки в сутки на еду и одежду. После 1812 года богаделен осталось 9, а в 1820 г.- 8, в которых содержалось 137 человек [6, с.171].
. Финансово-кредитная деятельность Смоленского приказа общественного призрения.
Из всего вышесказанного мы видим, что Правительство прекрасно осознавало - капитал в 15 000 руб. слишком мал не только для того, чтобы развивать сеть учреждений социального призрения, но зачастую и для того, чтобы содержать уже имеющиеся. Необходимо было привлечение дополнительного капитала, и как итог приказы получили возможность управлять кредитными операциями. Приказ стал основным посредником в поддержке российским правительством дворянского землевладения посредством ссудных операций под залог имений. Успешность этого направления деятельности приказа базировалась на финансовой поддержки государства в виде ссуд самому приказу; на законном праве извлекать выгоду в виде процентов на заложенные владения и возможности реального контроля за состоянием выплат и дел в имениях ввиду их территориального расположения в пределах губернии; на материальной ответственности чиновников, виновных в несвоевременной наложении запрещения операции с имениями, по которым не погашены долги; четко отработанной схемой взаимодействии приказа со всеми органами власти на местах по делам, связанным с оборотом имений.Существуют разные мнения, относительности оценки деятельности приказов общественного призрения. Дореволюционный исследователь Дерюжинский В.Ф., в частности, считал, что приказы «…мало-помалу сделались гораздо более кредитными установлениями, чем органами общественного призрения» [8, с. 45]. Но в социокультурной сфере результаты трудно переоценить. Изучение исторического опыта института приказов общественного призрения как главного государственного органа в сфере благотворительности позволяет наиболее полно оценить его и выявить исторические корни государственной системы социальной защиты, а также даёт ответы на многие вопросы, которые предстоит решать современной системе социальной защиты населения.
Источники
Об учреждениях для управления губерниями URL.: http://www.runivers.ru (дата обращения: 20.02.14)
Государственный архив Смоленской области (ГАСО). Ф.54. Оп.1 (1803). Д. 3. Л. 1.
ГАСО. Ф. 54. Оп. 2 ( 1810) Д.32. Л. 4.
ГАСО. Ф. 54. Оп. 1 (1822) Д. 65. Л. 169 об.
ГАСО. Ф. 54. Оп. 1 (1838) Д. 164. Л. 29.
Литература
Купченко К. В., Никитина Н. В. История городского управления на Смоленщине в XVIII – первой половине XIX вв / К. В. Купченко, Н. В. Никитина. Смоленск, 2011.- 240 с.
Романкова, Н. В. Из опыта воспитания и обучения сирот и детей малоимущих родителей: На примере Смоленского приказа общественного призрения / Н. В. Романкова // Край Смоленский. - Смоленск. - 2007.- №11. - С. 21-33.
Дерюжинский, В. Ф. Заметки об общественном призрении / В. Ф. Дерюжинский. - М.: Изд-во кн. магазина ГРОСМАН и КНЕБЕЛЬ, 1897.- 56 c.