Тема :«Развитие образования и науки в Казанской губернии XIX в.»


Тест по теме : Развитие науки и образования в Казанской губернии 19 в.

.Выбери верное утверждение
1.Казанский университет был основан в :
а)6 ноября 1805г. б)5 ноября 1804г. в) 14 февраля 1805 г.

2.Укажите количество первых студентов Казанского университета.
а)23 б)53 в)33

О чем идет речь?
3.По мнению реакционера Магницкого ,он подлежал уничтожению »Он был первый в городе и четвертый в России . « ..

4.Сколько колонн ионического ордера украшают архитектурный памятник - Казанский университет ?
а)21 б)22 в)24

5.Первый исследователь быта татарского народа , первый врач , которому татары доверяли лечить своих жен , первый профессор естественной истории и ботаники, ректор Казанского университета , автор первого исторического очерка города Казани.
а)К.Клаус б)К.Фукс в)Н.Вагнер

6.Выпишите соответствие :
а)Н.И. Лобачевский 1.родоначальник казанской школы геологов
б)Н.А.Головкинский 2.основоположник Казанской физиологической
школы.
в)Н.О.Ковальский 3.автор неевклидовой геометрии.
г)В.М.Бехтерев 4.основал в Казанском университете кафедру
офтальмологии .
д) Е.В.Адамюк 5.открыл при университете первую в России
психофизиологическую лабораторию.
7. Казанский Государственный музей был основан в :
а)1885г б)1895г в)1890г.

8. Продолжи фразу.
а)Казанский учительский институт и Казанские высшие женские курсы были
открыты в . году.
Б).Казанская татарская учительская школа была основана в году при участии
.. и .. .

9.Кто из литературных деятелей не учился в КГУ?
а) Л .Н.Толстой б) И.Тургенев в)С .Аксаков


10. Представьте структуру развития образования в Казанской губернии в 19 в.









Интегрированный урок по истории Татарстана и химии 11класс.

Учитель истории- 1квалификационная категория Сараева Т.А.,
Учитель химии - 1квалификационная категория Гиниатуллина Л.Р.
СЛАЙД№1.
Тема :«Развитие образования и науки в Казанской губернии XIX в.»

Тип урока : обобщение с элементами предварительной самостоятельной работы.

Цель:
сформировать представления учащихся о развитии образования и науки
в Казанской губернии XIX в;

обобщить представления уч-ся об истории становления и развития Казанского Императорского университета;

познакомить с Казанской химической школой и основными открытиями, сделанными учеными родного края;

знакомство с выдающимися личностями, получивших образование в Казанском Императорском университете;

Содействовать формированию мотивации самообразования;

Воспитание патриотических и гражданских чувств к родному краю;


Сформировать у уч-ся общекультурные ценности и чувство патриотизма.

Оборудование: презентация (25 слайдов) : слайды с изображением КГУ , Лобачевского Н.И, Л.Н.Толстого, С.Т.Аксакова , аудитории №7, схемы развития образования в Казанской губернии 19 века, оборудование для опыта , макет КГУ, портреты ученых-химиков, представителей Казанской химической школы, модель молекулы анилина, эфирные масла, лабораторное оборудование.
Реактивы: нитробензол, алюминиевые опилки, едкий натр, известь.


СЛАЙД №2 План .

1.Развитие образования и науки : основание КГУ, Ветеринарный институт, Казанские высшие учительские курсы , Казанские татарские учительские курсы.

2.История становления и развития КГУ, ректорство Н.И.Лобачевского, формирование казанских физиологической , геологической , химической школ, офтальмологии, открытие психиатрической лаборатории Бехтерева.

3.Наука.Химическая школа КГУ: Бутлеров , Зинин, К.Клаус, Марковников и др.

4.Университетские годы Л.Н.Толстого, С.Т. Аксакова.






МИНИ -БЛОК
ИСТОРИЯ

1. СЛАЙД№3 Вступление.
В 19 веке важным знаменательным событием губернии явилось открытие Казанского Императорского университета. Во второй половине 19 века Казанская губерния становится центром культуры и науки всего Поволжья На базе университетских кафедр в
1874 году открывается Ветеринарный институт,
1876 год был особо примечательным – было открыто сразу три высших учебных заведений
Казанские высшие курсы ,
Казанский учительский институт ,
Казанский татарский учительский институт.
Развивалось и среднее специальное образование.
Были открыты:
Юнкерское пехотное училище
Промышленное техническое училище
Художественная школа
Музыкальная школа

В средней школе также были намечены тенденции развития ,открывались следующие школы:
4 муж. и 3 жен. гимназии
ремесленное училище
реальное училище
Начальная школа :
Русско- татарские школы
Церковно – приходские школы
Мектебе- медресе
Обобщение учителя:
Причем, мектебе и медресе являлись основой начального и среднего образования для татар .
Таким образом , из представленной схемы видно , что в 19 веке в образовательной сфере , как впрочем и в других сферах российского общества происходил процесс демократизации .
Объясните с чем это было связано ?
Какое событие происходит в истории Отечества?
(отмена крепостного права.-1861г.)
Свидетельством того являются и такие факты :
В начале века было только одно высшее учебное заведение , в конце их уже 5.
Татары , благодаря усилиям татарского просветителя и преподавателя Казанского университета Фаизханова , были приняты в 1816 году в университет ,общее число их составляло 20 человек .
В пореформенный же период увеличивается число студентов среди татар , их можно было встретить не только в Казанском университете , но и в Ветеринарном институте, в Московском и Петербургском университетах.
Ежегодно татарский учительский институт выпускал несколько десятков специалистов.
СЛАЙД№4.
Казанский университет !
Краса и гордость Татарстана
Сейчас тебе уж 200 лет
Ну а стареть тебе так рано! ( автор Винокуров Андрей.)
В конце 19века в жизни нашего города , губернии происходит очень важное и торжественное событие – открытие городского музея ( ныне Государственный музей РТ).
Выступление докладчика.
Обобщение учителя: Первоначально под музей предлагалось отвести часть Александровского пассажа , подаренного госпожой Александровой –Гейнс. Но комиссия пришла к выводу , что он не подходит для размещения музея и рекомендовала думе занять часть Гостиного двора. Под коллекцию Лихачева был выделен целый отдел, помимо него было еще 4 отдела .Музей работал 6 дней в неделю . Вход был 5 – 10 копеек , а для студентов и солдат был бесплатным. Работали в музее профессора из университета , которые избирались Думой на 4 года.
За порядком следили надзирательницы , которых принимали на работу с учетом интеллигентного вида и наличия среднего образования .
Какое учебное заведение в 19 веке являлось центром науки , культуры , играло важную роль в развитии образования ?Ответ обоснуйте.
СЛАЙД№5 -10
Рассказ докладчика об истории становления и развитии Казанского Императорского университета.:
-подписание Уставной Грамоты Александром I СЛАЙД№7
-формирование и развитие университета, строительство университетского городка в годы ректорства Н.И.Лобачевского СЛАЙД №8,№9,10
- формирование казанских научных школ в стенах университета:
Адамюк – кафедра офтальмологии , глазная больница.
Бехтерев- первая психофизиологическая лаборатория в России.
Васильев - физико- математическое общество, пропагандировал идеи Лобачевского
Головкинский – основатель школы геологов
Бутлеров – основатель новой органической школы химии.
Более подробно с становлением и развитием казанской химической школы, развитием химической науки познакомит нас следующая группа докладчиков.


































МИНИ-БЛОК ХИММИЯ
Тема : Наука. Казанская химическая школа.

Гордость университета –в этом году КГУ отмечает свое 200 - летие, за эти годы из его стен вышло огромное количество специалистов , в будущем многие из них приобрели мировую известность и славу. Это писатели Панаев , Хлебников , Л.Н.Толстой, С.Т.Аксаков.
Твоя история полна
Науки магов и искусства
Больших ученых имена
Весь город , вся республика , страна
Гордятся их бессмертными дарами!
СЛАЙД№22 рассказ докладчика о казанском периоде жизни Л.Н.Толстого
Д.И.Мейер:
« У него такие выразительные черты лица, умные глаза , что я убежден , что при доброй воле и самостоятельности он мог бы сделаться замечательным человеком.»
Л.Толстой:
«.. Я был бы несчастливейшим из людей , если бы не нашел цели для моей жизни – цели общей и полезной .Теперь же жизнь моя будет вся стремлением деятельности и постоянным к этой одной цели.»
С такими словами Лев Толстой покидает в 1847году университет.
СЛАЙД№23 рассказ докладчика о первом студенте Казанского Императорского университета -Сергее Аксакове.
«..Все , что сохранилось во мне дорогого, - считаю себя обязанным гимназии , университету , общественному учению и тому живому началу , которое я вынес оттуда» С.Т.Аксаков
Обобщение.
Оцените вклад в развитие отечественной науки казанских ученых.
Каково было значение открытий Лобачевского, Бутлерова, Клауса?
В 19веке в Казанской губернии бурно развивается образование и наука. Центром науки и культуры в Поволжском округе выступал Казанский Императорский университет. При активном участии казанских профессоров открывались училища и гимназии в Пензе ,Астрахани и в других городах Поволжья. В стенах университета свершены открытия мирового масштаба. Казанские ученые внесли весомый вклад в развитие отечественной науки.
«Здесь науки . здесь искусства , просвещения очаг!»
Словами татарского писателя Г.Тукая мы завершаем тему урока.

Тестовый опрос.(прилагается)
Д/з параграф 39, уч.Мустафиной параграф 11, 12, 29, написать эссе от имени студента 19века.