Урок Типы поселений Усть — Донецкого района (элективный курс)


Региональный компонент образования
(Автор: учитель географии высшей квалификационной категории Нижнекундрюченской СОШ, ст. Нижнекундрюченской, Усть-Донецкого района)
Данный урок можно использовать при изучении типов поселений различных сельских районов не только Ростовской области, но и других субъектов России. Он позволяет расширить знания учащихся об особенностях населённых пунктов своего района, способствует формированию широкого спектра УУД, в частности, коммуникативной компетентности и исследовательской деятельности. Благодаря созданию образа малой родины, у школьников воспитывается чувство уважения и любви к ней. Чётко прослеживаются интеграционные связи географии с историей, математикой, русским языком, литературой, экологией. В ходе занятия учащиеся синхронно работают с различными источниками информации: текстом, таблицей, картой, интернет ресурсами, фотоизображениями, космическими снимками, инструкциями – памятками. Анализируют, сравнивают полученные данные, отбирают главное, составляют текст, аргументируют, делают выводы, участвуют в дискуссии.
Урок по элективному курсу «География и экология Усть-Донецкого района»
(8 класс)
Тема урока: Типы поселений Усть – Донецкого района, их география.
Цель: Создание условий для формирования коммуникативной компетентности учащихся через изучение различных типов поселений, их географию.
Задачи: 1. Изучить типы поселений, используя дополнительную информацию.
2. Определить по карте, космическим снимкам и таблице « Поселения Усть-Донецкого района» городские и сельские поселения района.
3. В ходе анализа сводной таблицы « Поселения Усть-Донецкого района» сравнить поселения по каждому показателю, самостоятельно заполнить итоговую часть таблицы.
4. Актуализировать знания учащихся о различных типах текстов: текст-описание, текст-сообщение (деловой стиль).
5. Самостоятельная работа учащихся по составлению текста-описания и текста-сообщения о своём поселении, используя данные таблицы и текстовое приложение.
Планируемые образовательные результаты:Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
1.Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
2.Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
3.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами
4.Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи
Познавательные УУД:
1.Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.
2.Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
3. Смысловое чтение.
Коммуникативные УУД:
1.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в парах, находить общее решение; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
2.Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью.
3.Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий
Познавательные УУД:
1.Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике.
2.Развитие мотивации к овладению культурой активного использования поисковых систем.
Оборудование: таблица «Поселения Усть-Донецкого района», текстовое приложение к уроку; электронное приложение к учебнику «География», 8кл.; космические снимки и карта района у каждого учащегося, памятка «Текст-описание», экран и проектор для демонстрации снимков, сотовые телефоны учащихся.
Ход урока:
Оргмомент (учащиеся сидят по одному)
Актуализация знаний, мотивация.
В элективном курсе «География и экология Усть-Донецкого района» мы рассматриваем тему «Население района». На прошлом уроке изучали демографическую ситуацию в районе; выявляли особенности рождаемости, смертности, естественного прироста. Какие вопросы, касающиеся населения, ещё необходимо рассмотреть? Выявить особенности размещении населения. Тема урока сегодня «Типы поселений Усть – Донецкого района, их география». Что, на ваш взгляд, нужно выяснить в данной теме? Какие слова в теме урока вам не понятны? (Что такое поселение? Какие существуют поселения? Какие поселения есть на территории района? Каков их состав? Где они находятся? Чем отличаются друг от друга?). Зачем нужно изучать поселения? (Чтобы лучше знать состав своего района, ориентироваться в особенностях местоположения его населённых пунктов, иметь представление о видах деятельности в данных поселениях, о местах отдыха).
Какие источники географической информации мы использовали при изучении нашего курса? (карты, картосхемы). Сегодня мы познакомимся ещё с одним видом геоизображений - космическими снимками наших поселений.
Видели ли вы космические снимки? Где? (в интернете, по телевизору, в атласе)
Демонстрация космического снимка «Усть-Донецкий р-н» на экране.
Могут ли нам помочь космические снимки в изучении поселений? А что мы можем узнать по космическим снимкам? (подробно познакомиться с местоположением поселений, их размерами, видами хозяйственной деятельности, дорогами, выявить проблемы использования территории поселений; можно определить местоположение школы и других объектов; в последнее время большое значение приобретает возможность использования навигационных систем, в которых тоже применяются космические снимки). Кроме того, нам нужно будет вспомнить виды текстов и составить разные тексты о поселениях района для передачи их по интернету.
Изучение нового материала
Что такое поселения? – населённые пункты, в которых живут люди.
Какие существуют поселения? Городские и сельские.
Города (работа с электронным приложением к учебнику «География», 8кл п.55) – населённые пункты определённой людности, выполняющие преимущественно несельскохозяйственные функции. В России к городам относят населённые пункты с населением более 12 тыс. человек, более 85% населения которых занято несельскохозяйственным трудом. К городским поселениям относят и посёлки городского типа с населением от 3 до 12тыс. человек, в которых более 85% населения занято несельскохозяйственным трудом.
Сельские поселения (работа с электронным приложением к учебнику «География», 8кл. п.56) - населённые пункты, расположенные в сельской местности, в которых проживает сельское население (типы сельских поселений: групповой (деревня, станица), рассеянный (хутор). В советское время в сельской местности строились посёлки.
Какие поселения есть на территории района? (Работа с частично заполненной таблицей; 1-я графа). Сельские: станицы, хутора, посёлки. Городское поселение - р.п. Усть-Донецкий.
Где найти отсутствующую информацию о Верхнекундрюченском поселении? В интернете (работа с мобильными телефонами и на компьютере по поиску информации и внесение её в таблицу)
Где находятся поселения? В основном по берегам рек. (Работа с картами, заполнение графы «Реки» по Верхнекундрюченскому поселению; графы «Наличие школ»). На каких реках находятся поселения? Влияет ли положение населенных пунктов на реках на развитие поселений? (Реки используют как транспортные пути, источники рыбы, места отдыха; на крупных реках больше крупных поселений).
Для заполнения таблицы нужны ещё источники информации. Помогут ли нам космические снимки?
Работа в парах по изучению снимков (снимки раздать учащимся)
Какие графы ещё можно заполнить, анализируя информацию на снимках? (Графу «Виды хозяйственной деятельности». На снимках видны пашни, следовательно,люди занимаются растениеводством, а в порту – портовая деятельность, по берегам Северского Донца и Дона – базы отдыха).
Заполнить графу «Итого», в т.ч. найти общую численность населения района. Проверка результатов (фронтальная работа).
Анализ снимков: 1. Какие объекты, компоненты природы можно увидеть на снимках? (Рельеф: ровные участки поймы в северных поселениях района и крутой правый берег Дона в южной части. В х. Пухляковский чётко видны овраги, не закреплённые растительностью. Хорошо читаются на снимке участки растительности по балкам и по берегам рек, лесные массивы за Доном).Сравнените топографическую карту района и космические снимки.
1.Из каких изображений земной поверхности можно получить больше информации? (На карте менее подробно и обобщённо, а на снимке – гораздо больше разнообразной информации).
Учащиеся садятся по одному.
А теперь, используя полученную информацию, попробуйте составить описание ст. Нижнекундрюченской. Вспомним, как составить описание объекта (работа с памяткой «Текст-описание». Какие пункты включает план?). Представьте, что вам пришло по интернету описание х. Пухляковский от учащихся 8 класса ПСОШ. (На экране фото хутора и текст-описание х. Пухляковский).
Хутор Пухляковский.
Мы живём в х. Пухляковский, на юге Усть-Донецкого района, на крутом правом берегу самой крупной реки района и области – р. Дон. Живописные, особенно весной, склоны никого не оставляют равнодушным. Лесные участки располагаются вдоль Дона и в балках. Летом трава на склонах выгорает, но отдыхающих привлекают наши пляжи. Осенью гостей хутора радует возможность отведать различные сорта винограда. Мы очень любим свой хутор и стараемся делать всё для того, чтобы он был ещё краше.
Учащиеся ПСОШ просят вас отправить им описание нашей станицы. Каждому нужно составить от 3-х до 6 предложений. Чтобы вам легче было справиться, вспомним строчки гимна, посвящённого станице (фото станицы и строчки гимна по текстовому приложению).
Самостоятельная работа учащихся по составлению художественного текста-описания станицы (возвратиться к памятке).
Выступления учащихся с текстами. Анализ выступлений. (Удалось ли передать отношение автора к своей станице? Эмоциональным ли получилось описание?)В официальных сообщениях или на сайтах поселений для сообщения общих сведений о поселении используют деловой стиль. Попробуйте составить сообщение о нашем поселении в деловом стиле для размещения на сайте администрации нашего поселения. Используйте информацию из таблицы. (Учащиеся устно выбирают из таблицы информацию о поселении).
Сравните два прозвучавших текста. В чём плюсы и минусы каждого? В каких случаях правильнее использовать определённый стиль? Какой из них проще? Какой интереснее читать?
4. Итог урока:
1. В результате обсуждения нашей темы, с какими предметами вы почувствовали связь?
(с историей, математикой, русским языком, литературой, экологией).
2.Используя таблицу, космические снимки, карты расскажите о поселениях нашего района, используя определённый стиль.
Д\З: Подготовить сообщение о достопримечательностях поселений.