Мановская работа по теме ВЛИЯНИЕ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ НА МИКРОКЛИМАТ КЛАССНОЙ КОМНАТЫ


Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым
Малая академия наук «Искатель»


Отделение: химико-биологическое
Секция: ботаника






Работу выполнила:
Головачева Дарина Андреевна,
ученица 8 класса муниципального общеобразовательного учреждения
«Просторненская школа »

Мальнева Алла Анатольевна, учитель биологии муниципального общеобразовательного учреждения
«Просторненская школа»


ВЛИЯНИЕ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ
НА МИКРОКЛИМАТ КЛАССНОЙ КОМНАТЫ
















Джанкой – 2016






СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.....3
РАЗДЕЛ 1
1.1. Теоретический обзор проблемы:.....5
РАЗДЕЛ 2
2.1. Практическая часть работы
а) Практическая работа 1.Наличие патогенных микроорганизмов 8
б) Социологический опрос «Что мы знаем о комнатных растениях».........9
в) Практическая работа 2.Требования растений к условиям освещения .. 10
г) Практическая работа 3.Требования растений к правильному поливу....... 10
д) Опыт 1 Выявить потребность растения в воздухе, дыхании.. 12
е) Опыт 2.  Дыхание частей растения.... 13
ж) Опыт 3.Определение способности комнатных растений улавливать 
пыль...14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1.Выводы и предложения....16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ .......18
ПРИЛОЖЕНИЕ .......19




















ВВЕДЕНИЕ

Обычай украшать свое жилище живыми растениями существует давно. Он возник в странах с ярко выраженной сменой времен года. Первоначально в зимнее время в помещениях выращивали лекарственные растения. Затем им пришли на смену растения с красивыми цветками или листьями. После крупных географических открытий в оранжереях и комнатах появились растения из тропических лесов, субтропиков, пустынь Америки, Африки, Азии. Все они обладали разными требованиями к условиям произрастания. Постепенно для комнатных растений сформировались правила выращивания в соответствии с требованиями каждого вида.
Украшая комнатными растениями свой дом или классную комнату, мы скорее думаем о красоте и уюте, чем о здоровье. Говорят, большинство декоративных растений умеют и то, и другое: они украшают интерьер и положительно воздействуют на микроклимат, очищают воздух от пыли и токсинов, уничтожают болезнетворные бактерии и вирусы, успокаивают нервы, повышают тонус, улучшают настроение и даже укрепляют иммунитет. Так ли это? Мы решили убедиться в этом
Гипотеза исследования: правильно подобранная коллекция комнатных растений благоприятно воздействует на человека.
Объект исследования: комнатные растения.
Предмет исследования: разнообразие комнатных растений, влияние растений на здоровье людей.
Цель исследования: определить виды комнатных растений для озеленения класса, которые наиболее полезны человеку, и их роль в борьбе с пылью.
 Основные задачи исследования:
1.     Изучить литературу по проблеме исследования. Подтвердить теоретический материал своими наблюдениями;
2.     Убедиться в том, что комнатные растения необходимы для классной комнаты;
3.     Научиться ухаживать за комнатными растениями, используя полученные знания;
4.     Экспериментально определить способность комнатных растений улавливать пыль;
5.     Проанализировать результаты исследования и сформулировать выводы;
6.     Разработать рекомендации по озеленению кабинета.
  Методы исследования: изучение литературы; экспериментальное определение количества оседаемой пыли на листьях различных растений; сравнение, анализ, систематизация и обобщение полученных данных.
Теоретическая значимость: выявлены и обоснованы требования к выбору наиболее полезных для человека комнатных растений.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы для улучшения условий учебы в классе, материалы исследования могут быть использованы при проведении уроков, на биологии, для создания экологического паспорта кабинета.       Исследование проводилось на базе кабинета биологии МОУ «Просторненская школа».


















РАЗДЕЛ 1
1.1. Теоретический обзор проблемы


В Россию цветочно-декоративные растения в больших количествах начали ввозить при Петре, который решил создать в Петергофе огромный парк с оранжереями для заморских растений. Из таких оранжерей редкие растения попадали в дома. Люди старались приучить к жизни в комнатах полюбившиеся им растения. Потом  человек путём искусственного и естественного отбора вывел такое множество красивых сортов и форм комнатных растений каких нет и никогда не было в природе.
Оказывается, многолетним опытом предков подтверждена эстетическая, санитарная и гигиеническая роль комнатных растений. Они очищают воздух от углекислого газа, которого в помещении в 23 раза больше, чем под открытым небом. Кроме того, они обогащают воздух кислородом. Испаряя воду листьями, растения увлажняют воздух и снижают его температуру, облегчая этим наше дыхание. Зеленый цвет благотворно действует на психику, нервную систему. Положительное воздействие растений сказывается на настроении людей, их работоспособности.
Композиции из растений благотворно влияют на здоровье и эмоции людей, снимают стрессы, вызывают радость. Комнатные растения улучшают жизненную среду человека тем, что положительно влияют на состав воздуха в помещении: смягчают его сухость, что особенно важно в отопительный сезон, создают свежесть и приятную прохладу, очищают воздух от пыли. Но самое большое оздоравливающее значение комнатных растений состоит в том, что они обогащают воздухкислородом.      Особая роль принадлежит растениям, поглощающим вредные вещества и газы из воздуха, которые выделяют разнообразные синтетические материалы: пластмассовые изделия, ковровые покрытия, мебель из ДСП, линолеум и пр. Известно, что вещества, из которых сделаны предметы быта, вредны для здоровья, могут вызвать не только аллергию, но и другие заболевания.
Особую ценность представляют растения, которые выделяют фитонциды и эфирные масла, убивающие болезнетворные микроорганизмы. В народе давно известны алоэ, каланхоэ, толстянки, которые справедливо считаются зелеными домашними докторами. В настоящее время известны около 50 видов комнатных растений, у которых выявлены фитонцидные свойства. Их изучают врачи совместно с ботаниками и химиками.
Многие комнатные растения, такие как сансевиерия, герань, хлорофитум выделяют в воздух вещества, способные обезвредить возбудителей многих серьезных заболеваний. Поэтому там, где собирается больше людей, растений тоже должно быть по возможности больше. Особенно полезно держать много растений в помещении, где работает лазерный принтер, компьютер, телевизор или проигрыватель. С некоторым ущербом для себя растения поглощают яды, выделяемые техникой, а угроза здоровью людей, работающих рядом, становится меньше.
Растения тонким ароматом своих цветков или душистых листьев могут сильно влиять на психофизическое состояние людей, стимулировать работоспособность, улучшать самочувствие. Так американские ученые заметили, что наличие в помещении, в котором работают люди, хотя бы нескольких живых растений улучшает эмоциональную обстановку в коллективе. А решение сложных конфликтных ситуаций проходит успешнее в кабинетах, обильно украшенных зеленью листьев.
Очень важно иметь зеленые растения поблизости от рабочего места людям с повышенной нагрузкой на зрение, в первую очередь, при многочасовой работе на компьютере.
Во время перерыва человек, глядя сквозь зеленые заросли куда-то дальше, дает отдых глазам, у него проходят напряжение и усталость.
Листья душистой герани и некоторых комнатных растений можно заваривать как чай. Во многих случаях такой чай не уступает по вкусу традиционному, но чаще выигрывает за счет своих целебных свойств.
Все растения нашего кабинета по значению для человека можно разбить на несколько групп:
Таблица 1.
Защита от пыли
Обогащение воздуха
Очищение воздуха

хлорофитум, традесканция, диффенбахия, фикус
 
монстера, герань, папоротник, нефролепис,
 
хлорофитум, папоротник, диффенбахия, сансевиерия, алое

 
В воздухе многих помещений, особенно в зимнее время, могут накапливаться патогенные микроорганизмы, выделяемые людьми при дыхании, разговоре, кашле и чихании, и это необязательно вирусы гриппа или другие.
Таким образом, комнатные растения выполняют важную функцию в экологии человека.

























РАЗДЕЛ 2
2.1. Практическая часть работы


а)Наличие патогенных микроорганизмов в классах, где есть комнатные растения и где их нет. 
Мы решили проверить эти данные. Нам помогла Тарата Елена Николаевна- медсестра школы. Вместе с нею был произведен забор воздух на стафилококки.  Нами были поставлены чашки Петри с питательной средой в нашем классе и в другом классе, где нет ни одного комнатного растения. Результаты были удивительные, они  подтвердили, что  такие растения как сансевьера, герань, хлорофитум выделяют в воздух вещества, уничтожающие стафилококи. Поэтому там, где собирается больше людей, растений тоже должно быть по возможности больше.
Герань простая и душистая обладает успокаивающим действием, и тоже отлично справляется с патогенными микробами; противовирусным и противомикробным действием обладают эвкалипт и мирт – их композиция снижает количество болезнетворных компонентов в воздухе почти наполовину, способствует расслаблению гладких мышц бронхов и устраняет спазмы – эти растения полезны для астматиков. Папоротники вообще должны быть в каждом доме. Эти уникальные древние растения ионизируют воздух и стимулируют работу надпочечников. Благодаря такой работе папоротники помогают организму человека восстановить гормональное равновесие, которое заложено в нем природой.
Несколько крупных комнатных растений могут существенно повлиять на повышение влажности воздуха, особенно во время отопительного сезона, то и здесь растения играют положительную роль.
Следует знать, что есть растения, которые могут быть ядовитыми, но они неоценимо важны для человека.
Например, олеандр, диффенбахия и некоторые молочаи. Эти растения имеют ядовитый сок и поэтому, ухаживая за ними, следует стараться не трогать листья и стебли голыми руками. А если это произошло, то тщательно вымыть руки с мылом.
Ни в коем случае нельзя есть или пробовать яркие красивые плоды комнатных растений. Они могут быть ядовитыми. Хотя содержание яда в них не смертельное, но все же они могут вызвать некоторые неприятные явления в организме. Итак, растения нашего класса можно разбить на такие важные группы:                                                              

Таблица2.
Увлажнение воздуха
Ядовитые растения
Растения - доктор

Монстера, папоротники
Монстера, диффенбахии,
спатифиллум
Алое, герань, каланхое, папоротники, толстянка-денежное дерево


б) Социологический опрос «Что мы знаем о комнатных растениях»
Социологический опрос проводился в 5-7 классах с целью выявления у детей уровня знаний о комнатных растениях.
Анкета содержала следующие вопросы:
1.  Нужны ли растения в классах школы? 2. Какова их роль? 3. Знаете ли вы названия растений своего класса? 4. Знаете ли вы свойства растений? 5. Достаточно ли растений в кабинете?
Учитывая, что мы знакомили детей с комнатными растениями, которые находятся у нас в помещении, проводили эксперименты, результаты анкетирования показали, что учащихся 5-7 классов уровень знаний намного выше, хотя еще  недостаточен. Результаты анкетирования показаны в таблице.
 




в)Требования растений к условиям освещения
 
Изучив особенности содержания комнатных растений, мы пришли к выводу:
Растения по отношению к свету делятся на:     
·        светолюбивые (яркий свет);
·        тенелюбивые (тень);
·        теневыносливые (яркий рассеянный свет или полутень).
Таблица 3.
Требования растений к условиям освещения.
СВЕТОЛЮБИВЫЕ
ТЕНЕЛЮБИВЫЕ
ТЕНЕВЫНОСЛИВЫЕ

Алоэ древовидное
Папоротник
Диффенбахия

Герань душистая
Кордилина
Монстера

Кактус
 
Сансевиерия

 
 
Традесканция

 
 
Китайская роза-гибискус

 
 
Хлорофитум

 
 
Толстянка

     
 На основе таблицы, мы смогли ответить на вопрос: почему одно растение благоухает, а другое чахнет, находясь в нашем кабинете?
           1. Мы изменили местонахождение диффенбахии, финиковой пальмы, кордилина т.к. в классе они находились под ярким светом, что приводило к появлению у этих растений листьев с бурыми краями, пятнами и увяданию.
           2. Поместив в полутень диффенбахию,, мы заметили, что листья стали яркими и начали появляться новые побеги.
г) Требования растений к правильному поливу
 
В результате наблюдений за поливом разных растений мы пришли к выводу, что на рост и развитие растений оказывает  влияние правильный полив:
 1. Причину увядания бегонии, пожелтения листьев кордилины – мы увидели в том, что поливали их редко и умеренно, а нужно очень обильно. Результаты не заставили себя долго ждать – бегония благоухает, кордилина пустила ростки и ее листья стали яркими и свежими.
 2. Папоротник – это тенелюбивое растение поэтому, мы сделали вывод, что он любит влагу, но оказалось, это не так: избыточная влага и застой воды вызвали плохое развитие корневой системы и её загнивание – растение стало пропадать. Но мы успели его вовремя спасти.
 Нами составлена таблица правильного полива комнатных растений: 
Таблица 4.
ЗИМА
ЛЕТО

Умеренный или скудный полив
Исклю
чить полив
Очень обильный
Обиль-
ный полив
Умеренный полив
Лёгкое увлаж-нение

Хлорофитум
Кактус
Хлорофитум
Хойя
Традесканция
Кактус

Сансевиерия
 
Диффенбахия
 
Сансевиерия
 

Монстера
 
Бальзамин
 
Фикус
 

Алоэ
 
Кордилина
 
Монстера
 

Герань
 
 
 
Папоротник
 

Диффенбахия
 
 
 
Алоэ
 

Бальзамин
 
 
 
Герань
 

 
 
 
 

 

         
Таким образом, нужно помнить о типичных ошибках в уходе за комнатными растениями:
·        нижние листья взрослого растения со временем естественным образом желтеют и затем опадают. Когда такое происходит одновременно с несколькими листьями, то вероятной причиной является переувлажнение почвы или холодные сквозняки;
·        если на растении появляются сухие и коричневые точки или пятна, то наиболее вероятная причина - недостаток воды;
·        если пораженные места мягкие, темно-коричневого цвета - это, скорее всего, из-за переувлажнения почвы;
·        если точки или пятна белые или желтоватые, поражение вызвано использованием холодной воды при поливе, попаданием воды на листья, слишком сильными солнечными лучами или болезнью;
·        сухой воздух – это наиболее вероятная причина высыхания кончиков листьев или физическое повреждение, когда кончиков листьев часто касаются или они прижимаются к окну или стене;
·        если края листьев желтые или коричневые, это может быть вызвано несколькими причинами: переувлажнением почвы, недостаточным поливом, недостатком света, слишком обильным освещением, слишком низкой температурой воздуха, слишком высокой температурой воздуха, сухостью воздуха или сквозняками;
·        к обычным причинам болезни комнатных растений относятся: пересыхание почвы (вследствие недостаточного полива) или переувлажнение почвы (вследствие плохого дренажа или слишком частого полива), избыток света (особенно если листья поникают регулярно в середине дня), сухой воздух, слишком высокая температура воздуха, тесный горшок или вредители.
 
д) Опыт1. Выявить потребность растения в воздухе, дыхании
 
ЦЕЛЬ: Выявить потребность растения в воздухе, дыхании.
           Понять, как происходит процесс дыхания у растения. МАТЕРИАЛ: Комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин. ХОД опыта: Определяем, что при дыхании воздух должен поступать внутрь растения и выходить из него. Вдыхаем и выдыхаем через трубочку. Затем отверстие трубочки замазываем вазелином. Делаем вывод, что вазелин не пропускает воздух. Выдвигается гипотеза, что растения имеют в листочках очень мелкие отверстия, через которые дышат. Чтобы проверить это, смазываем одну сторону, а у другого обе стороны листа вазелином, ежедневно в течение недели наблюдают за листьями.
Через неделю делаем вывод: листочки «дышат» своей нижней стороной, потому что те листочки, которые были смазаны вазелином с нижней стороны, погибли.
 
е) Опыт 2. «Дыхание частей растения»