Практико – ориентированный, социальный проект с элементами исследовательской деятельности ( из опыта работы МБОУ г. Иркутска СОШ № 50)


Практико – ориентированный, социальный проект
с элементами исследовательской деятельности.
( из опыта работы МБОУ г. Иркутска СОШ № 50)
«В наших силах сделать так, чтоб героев помнили»
Автор: (информация скрыта на основании закона РФ от 27.07.2006 N 152-ФЗ)
Научный руководитель:
Давыденко Елена Алексеевна,
социальный педагог МБОУг. Иркутска СОШ №50
Иркутск
2015
Содержание.
1 Актуальность проекта 3
2 Обоснование проекта 3
3 Цель проекта 3
4 Объект исследования 3
5 Предмет исследования 4
6 Гипотеза 4
7 Задачи проекта 4
8 Методы исследования 4
9 Формы реализации проекта 4 - 5
10 Этапы реализации проекта 5
11 Новизна проекта 5
12 Предполагаемый результат деятельности 6
13 Перспектива развития проекта 6
14 Практическая значимость проекта 6
Список используемой литературы 7
Актуальность проекта.
Актуальность данного проекта определяется сложившейся ситуацией в нашей стране, преобразованиями в общественной жизни, переоценкой ценностей в сознании людей. Сложные социально-экономические процессы в стране привели к изменению ценностных ориентаций молодежи, деформировали самые устойчивые убеждения и взгляды. Размытость понятий «долг», «честь», «совесть» внесли свой негативный вклад в морально-психологическое состояние общества. На сегодняшний день, наравне с другими стратегическими целями государства, немаловажное значение занимает формирование патриотического сознания российских граждан, направленное на духовно – нравственное единство общества.
Обоснование проекта.
Многое в новой ситуации способствует изменениям в сфере школьного образования. В «портрет ученика школы» заложены такие характеристики как: «любящий свой край и своё Отечество, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством…».
Будущее России в руках подрастающего поколения. Это не только истина, но и избитая оскомина. Неверие в собственное Отечество, нигилизм взрослых, к сожалению, передается и детям. Школа, в стенах которой проходит детство, отрочество и юность подрастающего поколения, должна стать  той силой, которая сможет донести до «неверующих» истину – гражданско–патриотическое воспитание – это важная часть жизни общества, основа стабильности и процветания, залог сильной и могущественной России.  Поэтому забота о военно-патриотическом воспитании подростков приобретает для нас актуальное значение.
Цель - создание школьной экспозиции «ГАЛЕРЕЯ СЛАВЫ» для развития познавательного интереса к своим истокам, формирования у обучающихся гражданственности, патриотизма, активной жизненной позиции для успешной их социализации на благо региона и Родины в целом. Дать почувствовать ребятам, что они являются полноправными наследниками героического прошлого своей страны и несут ответственность за свои поступки и действия.
Объект исследования - практическое пространство, в рамках которого ведется исследование - личные архивы родословной семьи учащихся.
Предмет исследования - формирование «я»- концепции и осознание себя наследником героического прошлого своих предков и Отчизны в целом.
Гипотеза.
Каждый человек не только сын или дочь своих родителей, но и наследник героического прошлого, наследник, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством.
Задачи проекта.
Создать творческую группу.
Провести социологический опрос.
Организовать работу по направлениям.
Сформировать у участников проекта представление об истинных ценностях настоящего гражданина.
Развивать общественную активность учащихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность боевым и трудовым традициям старшего поколения.
Оформить в школьном музеи экспозицию «ГАЛЕРЕЯ СЛАВЫ».
Методы исследования:
- наблюдение;
- интервьюирование;
-сравнение;
- поисковая работа по сбору информации и мест памяти прошедших локальных войн;
- исследование родословной своей семьи с целью осознания себя наследником героического прошлого.
Формы реализации проекта
Акции: «Отчий дом», «Забота», «Помни меня»;
уроки мужества; 
классные часы  - встречи с воинами ВОВ, воинами - интернационалистами, с членами Совета ветеранов;
диспуты;
концертные программы для ветеранов ВОВ;
фотовыставка;
конкурс «Акварели времен войны»;
экскурсии в школьном музеи для воспитанников детских садов микрорайона, учащихся школы, родителей;
работа с экспозицией музея
Этапы реализации проекта
1 этап - первое полугодие 2014 – 2015 уч.г.
Подготовительно-диагностический – формирование команды по подготовке и разработке проекта; планов мероприятий, через которые возможно введение понятий патриотизма, гражданственности.
2 этап - второе полугодие 2014- 2015 уч.г.
Проектный – защита проекта, рассмотрения его реализации с активистами школьного музея. Начало реализации проекта - привлечение обучающихся для участия в мероприятиях проекта.
3 этап - первое полугодие 2015-2016уч.г.
Основной – проведение совместных мероприятий, классных собраний, читательских конференций, показ открытых уроков по поставленной проблеме; выполнение представленных программ и методических показаний.
4 этап. 2015– 2016 уч.г.
Заключительный – оформление экспозиции в школьном музее «ГАЛЕРЕЯ СЛАВЫ»; подготовка и проведение общей конференции по итогам работы.
Новизна проекта.
Особенность моего проекта, на мой взгляд, в том, что мы не только познаём своё прошлое, осваиваем новое, но и вместе с семьёй трудимся и активно отдыхаем. Работаем в одной команде педагоги- учащиеся - родители, помогая соединять прошлое с настоящим. Данный  проект позволяет привлечь учащихся, родителей, общественность в активную деятельность по патриотическому воспитанию младших школьников. Новизна заключается в том, что при реализации проекта предполагается сотрудничество младших школьников. В рамках данного проекта мы просматриваем задачу – помочь взрослеющему человеку сформировать понятия и представления, связанные с патриотизмом, помочь в осмыслении высших человеческих ценностей и идей.
Предполагаемый результат деятельности.
Возрастет активность и инициативность учащихся по оказанию помощи ветеранам ВОВ.
Усилится чувство гражданственности и национального самосознания обучающихся.
Реализация проекта расширит содержание деятельности отряда «Наследие».
В процессе создания «Галереи Славы» учащиеся самоутвердятся в данной предметной области, осознают, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, своими предками, верен своему гражданскому долгу и готов к защите своего Отечества.
Перспектива развития проекта.
Адресат проекта. Проект по военно-патриотическому воспитанию «В наших силах сделать так, чтоб героев помнили» рассчитан для детей школьного возраста. (1-11 класс)
Срок реализации - проекта 2 года.
Проект открыт для внесения изменений в любой этап деятельности, как со стороны обучающихся, так и всех участников проекта и других заинтересованных учреждений города и района. В перспективе планируется совместная работа с «Наследием».
Практическая значимость.
Пополнение музейного фонда новой экспозицией.
Возможность реализации данного проекта в общеобразовательных учреждениях России.
Список используемой литературы.
Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // «Российская газета» от 25 декабря 1993 г.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». — М.: Омега — Л., 2014. — 134 с.
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 гг.». Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795  Полная версия этого текста находится на странице http://archives.ru/programs/patriot_2015.shtml
Семейный кодекс Российской Федерации от 8 декабря 1995 г. № 223-ФЗ (с изм. и доп. от 30.06.2008 № 106-ФЗ).
Закон «О днях воинской славы». Документ с изменениями, внесенными: Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ (Российская газета, N 188, 31.08.2004) Федеральным законом от 1 декабря 2014 года N 413-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 02.12.2014, N 0001201412020021).
Программа «Дети России». остановление Правительства РФ от 21 марта 2007 г. N 172 "О федеральной целевой программе "Дети России" на 2007 - 2010 годы" С изменениями и дополнениями от:11 августа 2007 г., 14 февраля, 2 июня, 31 декабря 2008 г., 23 июля, 29 декабря 2009 г., 12 февраля 2011 г.
Сайт «Учительской газеты» http://www.ug.ru/Сайт «Все о детях и семье» http://www.7ya.ru/