Комплект контрольно-оценочных средств ИСТОРИЯ ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА


Департамент по делам казачества и кадетских учебных заведений Ростовской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение Ростовской области
«Белокалитвинский казачий кадетский профессиональный техникум имени Героя Советского Союза Быкова Бориса Ивановича»








Комплект контрольно-оценочных средств
по учебной дисциплине
ИСТОРИЯ ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА
по профессии
19.01.17 «Повар, кондитер»












п. Коксовый, 2016 г.





Одобрено на заседании
методической комиссии общеобразовательных дисциплин
Протокол №__1_
от «__»августа ________2016 г.
Председатель МК
_____________
Согласовано:
«___»_____________2016г.

УТВЕРЖДАЮ:
«____»______________2016г.

Зам. Директора по УМР
__________________






Комплект контрольно-оценочных средств для проведения текущей и промежуточной аттестации по ИСТОРИЯ ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА

в рамках основной профессиональной образовательной программы по специальности 19.01.17 «Повар, кондитер», (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 06.04. 2010 г. N 282, Зарегистрирован в Минюст России от 17 мая 2010 г. N 17241) разработаны на основе рабочей программы ОУД ИСТОРИЯ ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА (утв. Зам. директора по УМР Серяковым И.Н. 31.08.2015 г.), положением о фондах оценочных средств (утв. приказом директора училища от 03.05.2012 г. № 48-ОД).


Организация–разработчик: государственное бюджетное образовательное учреждение Ростовской области Белокалитвинский казачий кадетский профессиональный техникум имени Героя Советского Союза Быкова Б.И.

Разработчик: Фомин В. А., преподаватель математики и физики ГБОУ РО БККПТ имени Героя Советского Союза Быкова Б.И.

Рецензент:
Зам. Директора по УМР. (внутренний)
(Ф.И.О., должность, место работы)










Пояснительная записка
Комплект контрольно-оценочных средствразработан для выявления знаний и умений, уровня подготовки обучающихся по учебной дисциплине ИСТОРИЯ ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА
Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;
периодизацию всемирной и отечественной истории;
современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
основные исторические термины.














ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ


Вид учебной работы
Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
96

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
40

в том числе:


практические занятия


контрольные работы


Самостоятельная работа обучающегося (всего)
32

в том числе:


- реферат
-докладов
- подготовка презентации
2
10
5

Итоговая аттестация в форме зачета






























Паспорт комплекта контрольно – измерительных материалов по
дисциплине ИСТОРИЯ ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА

№ п/п
Контролируемые разделы (темы) дисциплины
Наименование КИМа
Виды контроля

1 семестр

2
Тема 1. Донская земля в древности и Средние века



3
Тема 2. Донской край и донские казаки в конце XVII - XVIII вв
опрос
ТК

4
Тема 3. Дон и казачество в XIX веке.



5
Тема 5. Дон и казачество в 1917-1941 гг. Особенности коллективизации и индустриализации на Дону.
опрос
ТК

2 семестр

7.
Тема 6. Донцы в Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.)



8
Тема 7. Экономическое и социально-политическое развитие Донского края в 50-80-е гг. XX в.
опрос
ТК

9
Тема 8. Донской край как современная общественная территориальная система: проблемы, Донское казачество на современном этапе.перспективы развития.








10
Итоговое занятие по дисциплине
З
ПА














Материалы контроля


6. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
Контрольная работа№1 (темы 1-2)

Древнейшая в Восточной Европе стоянка первобытных охотников
обнаружена в :
а) Синяя Балка в) Дманиси
б) Орсе г) Чепрано
2. Важнейшим памятником эпохи верхнего палеолита на Дону является
местонахождение:
а) Костенки в) Амвросиевка
б) Русланова пещера г) Герасимовка
3. Ливенцовские оборонительные сооружения эпохи бронзы возникли в
связи с нашествием племен:
а) ямной культуры в) культуры многоваликовой керамики
б) катакомбной культуры г) срубной культуры
4. Племена меотов, обитавшие в низовьях Танаиса и Восточном Приазовье,
по своей языковой принадлежности являлись:
а) носителями древней адыгской речи в) германоязычными
б) ираноязычными г) тюркоязычными
5. Систематические раскопки скифских курганных погребений у станицы
Елизаветовской в ХХ веке начал осуществлять:
а) И.И.Ушаков в) В.П.Шилов
б) А.А.Миллер г) М.И.Ростовцев
6. Чем объясняется прекращение существования Елизаветовского
поселения в III в. до н.э.:
а) упадком торгового спроса на рынках античной Греции и Боспорского
царства;
б) обмелением судоходного протока Танаиса;
в) конфликтом торгового населения с местными варварами;
г) нашествием сарматских племен;
7. Как назывался у городского населения Танаиса глава варварской общины
города и его округи:
а) эллинарх в) архонт
б) пресбевт г) басилевс
8. Установите соответствие между событиями истории Дона античной
эпохи (левый столбец) и их последовательностью (правый столбец). Для
этого буквы подставьте под знаком прочерка в левом столбце:
1. _ Разорение Танаиса войсками боспорского царя Полемона I а)
2. _ Появление сарматских племен на Дону б)
3. _ Нашествие гуннов в)
4. _ Разорение Танаиса племенами готов г)

9. Первое исторически достоверное появление печенегов в пределах
Киевской Руси относится к:
а) 915 г. в) 985 г.
б) 968 г. г) 1018 г.
10. Низшей ступенью иерархической феодальной лестницы у половцев в XI
столетии являлся:
а) бей в) багатур
б) бек г) хан
11. Крепость Саркел (Белая Вежа) прекратила свое существование
вследствие:
а) штурма и взятия ее дружиной князя Святослава Игоревича
б) удара половцев, который сильно ухудшил положение города
в) нападения орды торков
г) утраты своего охранного значения на важном торговом пути
12. Своим возвращением из половецкого плена князь Игорь Святославович
был обязан:
а) угрозе карательной акции русских князей в пределы Половецкой
земли;
б) большому выкупу, уплаченному половцам за него и его сына;
в) политическим интересам хана Кончака и его окружения;
г) смелости и расчетливости, проявленным при побеге из плена;
13. Основным фактором, обусловливавшим нестабильность русско-
половецких отношений в конце XI- начале XIII вв. являлось:
а) враждебные происки византийской дипломатии
б) несовпадение систем ценностей и этических принципов сторон
в) разбойный менталитет правителей эпохи феодальной
раздробленности
г) отсутствие реального политического единства среди русских князей и
половецких ханов
14. В результате монголо-татарского нашествия основным населением
Нижнего Дона в XIII – XIV вв. стали:
а) монголы в) аланы
б) половцы-кипчаки г) адыги
15. Целью деятельности ордынской администрации Азака на протяжении
XIII-XV веков являлось:
а) организация нападений татарских феодалов на княжества
Юго-Востока Руси
б) создание условий для кочевого скотоводства на территории
Приазовья и предгорий Северного Кавказа
в) использование торговых путей между Западной Европой и
странами Востока
г) насаждение ислама среди горцев Северного Кавказа
16. В торговле генуэзцев и венецианцев с местным населением
окрестностей Азака и Таны товаром, имевшим первостепенное значение,
являлись:
а) рабы в) скот
б) зерно г) рыба и икра
17. Тана была разорена войском Тимура в:
а) 1380г. в) 1395г.
б) 1389г. г) 1405г.
18. Русско – османские дипломатические отношения были установлены в:
а) 1453 г. в) 1480г.
б) 1471г. г) 1492г.

Ответы: 1 – а; 2 – в; 3 – г; 4 – б; 5 – а; 6 – б; 7 – в; 8 – 1б, 2а, 3г, 4в.
9 –б; 10– а; 11 – б; ; 12 – в; 13 – г; 14 – б; 15 – в; 16 – а; 17 – в; 18 – г.


Контрольная работа № 2 (темы3-5)

1. Центральная часть городка, где собирался Круг, называлась
майдан;
базар;
плац;
курень.
2. Во второй половине XVII в. бедных казаков называли «голытьбой», а зажиточных -
1. «оземейными»;
2. «домовитыми»;
3. «старшиной»;
4. «зипунами».
3. Главной причиной разинского восстания было
1. окончательное закрепощение крестьян по Соборному Уложению 1649 г.;
2. захват турками Азова;
3. угроза массового голода;
4. противостояние С. Разина и К. Яковлева.
4.Донских казаков во время штурма Азова 17 июня 1696 г. возглавлял атаман
1. Яков Лизогуб;
2. Фрол Минаев;
3. Василий Ус;
4. Корнила Яковлев.
5. Кондратий Булавин был выходцем из станицы
1. Митякинской;
2. Трехизбянской;
3. Луганской;
4. Раздорской.
6. Самым ранним на Дону по времени основания является собор в Черкасске
1. Воскресенский;
2. Вознесенский;
3. Троицкий;
4. Преображенский.
7. Первым наказным атаманом Войска Донского стал
1. Василий Фролов;
2. Максим Кумшацкий;
3. Иван Краснощеков;
4. Андрей Лопатин.
8. Донской казак, герой Семилетней войны, в 1763 г. получил звание генерал-майора, в связи с похвальными отзывами пяти генерал-фельдмаршалов
1. С.Д. Ефремов;
2. И.Ф. Краснощеков;
3. А.И. Иловайский;
4. М.И. Платов.
9. Донской казак, объявивший себя императором Петром III
1. Кондратий Булавин;
2. Евграф Грузинов;
3. Емельян Пугачев;
4. Фрол Минаев.
10. Фаворит Екатерины Великой, изменивший систему управления Войска Донского
1. А.Г. Орлов;
2. Г.А. Потемкин;
3. М.И. Платов;
4. А.Р. Воронцов.
11. Указ императора Павла I от 12 декабря 1795 г.
1. закрепостил донских крестьян;
2. запретил казакам жаловаться на атаманов;
3. даровал донским старшинам дворянские права;
4. сократил срок казачьей службы.
12. Во время штурма Измаила двумя колоннами из 9 командовали донские казаки, бригадиры М.И. Платов и
1. В.П. Орлов;
2. А.И. Иловайский;
3. Д.Е. Кутейников;
4. П.И. Денисов.
13. В 1792 г. в ряде донских станиц произошло восстание против
1. увеличения срока службы;
2. упразднения казачьих формирований в войсках;
3. переселения на Кавказ;
4. крепостного права.
14. Донской казак, генерал, герой Итальянского и Швейцарского походов под командованием А.В. Суворова
1. А.К. Денисов;
2. Е.О. Грузинов;
3. П.И. Багратион;
4. В.В. Орлов-Денисов.
15. Первым учебным заведением для детей и священнослужителей на Дону стала войсковая латинская семинария, открытая в Черкасске в
1. 1721 г.;
2. 1746 г.;
3. 1777 г.;
4. 1786 г.
16. Основой для портретной галереи донских атаманов послужила коллекция живописи донских атаманов
1. Ефремовых;
2. Граббе;
3. Денисовых;
4. Иловайских.
17. Раньше всех историю донских казаков описал
1. В.Д. Сухоруков;
2. Н.М. Карамзин;
3. А.И. Ригельман;
4. Н.И. Краснов.
18. Женское казачье платье был(а)...
кичка;
кубелек;
понева;
зипун.
19. Первое Положение об управлении Войском Донским было принято в правление императора
1. Павла I;
2. Александра I;
3. Николая I;
4. Александра II.
20. Неудачей окончилось проведение на Дону реформы.
1. военной;
2. земской;
3. крестьянской;
4. судебной.

Ответы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20

3
4
2
1
1
2
4
3
2
4
1
2
3
4
1
2
2
4
3
3




Контрольная работа №3 (темы 6-7)
1. Известный донской журналист, общественный деятель, издатель, основатель газеты «Донской вестник» -
1. Н.И. Краснов;
2. А.А. Карасев;
3. Х.И. Попов;
4. Н.Ф. Щербина.
2. Донской писатель, автор романа «Город в степи»
1. Ф.Д. Крюков;
2. А.С. Попов (Серафимович);
3. А.П. Чехов;
4. А.А. Кириллов.
3. Архитектор, автор проекта Вознесенского войскового собора в Новочеркасске
1. А.А. Ященко;
2. В.А. Покровский;
3. Н.А. Львов;
4. К.А. Тон
4. Ростов, Таганрог, Нахичевань, Азов были присоединены к Области Войска Донского в
1. 1882 г.;
2. 1887 г.;
3. 1897 г.;
4. 1899 г.
5. В 1907 г. из Варшавы в Новочеркасск был переведен политехнический институт, первым ректором которого стал
1. Н.Н. Зинин;
2. И.Ф. Юпатов;
3. Н.С. Успенский;
4. П.П. Сущинский.
6. Донской казак, герой Первой мировой войны, первый Георгиевский кавалер среди низших чинов
1. К.Ф. Крючков;
2. А.М. Каледин;
3. С.М. Буденный;
4. К.К. Мамонтов.
7. После февральской революции 1917 г. Войско Донское впервые за 200 лет избрало атамана. Им стал бывший командующий 8-й армии, герой Первой мировой войны, генерал
1. П.Н. Краснов;
2. А.М. Каледин;
3. А.М. Назаров;
4. Н.М. Голубов.
8. В январе 1918 г. в станице Каменской был избран Донской революционный комитет, который возглавил
С.М. Буденный;
Ф.Г. Подтелков;
Б.М. Думенко;
Г.А. Мурлычев.
9. Циркулярное письмо Оргбюро ЦК РКП(б) от 24 января 1919 г., положившее начало политике «расказачивания» вышло за подписью
1. В.И. Ленина;
2. Л.Д. Троцкого;
3. Я.М. Свердлова;
4. И.В. Сталина.
10. Донской-казак-эмигрант, историк, автор работы «Россия и Дон (15491917)», изданной в 1924 г. в Белграде
1. Н.Н. Туроверов;
2. С.Г. Сватиков;
3. С.А. Жаров;
4. Я.В. Тетеревятников.
11. Отмена ограничений в отношении службы казаков в РККА (армии) произошла в
1. 1936 г.;
2. 1939 г.;
3. 1941 г.;
4. 1943 г.
12. После гражданской войны Область Войска Донского была преобразована в
1. Ростовскую область;
2. Азово-Черноморский край;
3. Северо-Кавказский край;
4. Донскую область.
13. В феврале 1930 г. в округе произошло восстание против насильственной коллективизации, в котором участвовало несколько тысяч человек.
1. Сальском;
2. Таганрогском;
3. Донецком;
4. Ростовском.
14. В июне 1990 г. первый Большой казачий круг принял решение об образовании Союза казаков, атаманом которого стал
1. Н.И. Козицын;
2. А.Г. Мартынов;
3. М.М. Шолохов;
4. В.П. Водолацкий.
15. По инициативе Михаила Александровича Шолохова был создан музей, что означало начало культурного возрождения казачества.
1. Старочеркасский музей-заповедник;
2. Новочеркасский истории донского казачества;
3. Ростовский областной краеведческий;
4. Азовский антропологический музей.
16. В годы Великой Отечественной войны на стороне фашистской Германии выступили казачьи формировании под командованием
1. А.И. Деникина;
2. П.Н. Краснова;
3. Н.Н. Туроверова;
4. Н.Я. Кириченко.
17. Ростов-на-Дону и Новочеркасск окончательно были освобождены от немецко-фашистских захватчиков в 1943 г.
1. январе;
2. феврале;
3. апреле;
4. сентябре.
18. «Реестровые» казаки - это казаки, которые
1. обязуются нести военную службу;
2. вошли в государственный реестр общественных организаций;
3. подчиняются только казачьим законам;
4. приняли присягу на верность Дону и Отечеству.
19. Донским казаком по происхождению был выдающийся русский философ XX века
1. И.И. Греков;
2. Д.В. Голубятников;
3. А.Ф. Лосев;
4. А.В. Калинин.
20. Выдающийся собиратель донского фольклора, автор-составитель сборников донских казачьих песен
1. В.П. Ставский;
2. В.А. Закруткин;
3. А.М. Листопадов;
4. И.И. Ногин.

Ответы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20

3
4
2
1
1
2
4
3
2
4
1
2
3
4
1
2
2
4
3
3





Задания к промежуточной аттестации
(рекомендуемое время проведения – 45мин)
зачёт»
тест
1. Слово «казак» пришло в русский язык из языков
а) романских
б) тюркских
в) финно-угорских
г) славянских.
2. Прародиной казачества современные историки считают
а) Белоруссию
б) Украину
в) Казахстан
г) Кавказ.
3. В XVI-начале XVII веков в Московском государстве казаки несли сторожевую службу по охране границ
а) запорожские
б) терские
в) донские
г) кубанские.
4. Казачьи атаманы вынесли большой вклад в расширение территории Российского государства. Так, Западная Сибирь вошла в состав России благодаря атаману
а) Дежневу
б) Пояркову
в) Ермаку
г) Атласову.
5. Открыл пролив между Азией и Америкой донской казак
а) Дежнев
б) Поярков
в) Ермак
г) Атласов.
6. Исследовал Камчатку донской казак
а) Дежнев
б) Поярков
в) Ермак
г) Атласов.
7. Первым исследовал реку Амур, побережье Охотского моря и остовов Сахалин донской казак
а) Дежнев
б) Поярков
в) Ермак
г) Атласов.
8. Казачья пехота получила название
а) пластуны
б) линейцы
в) конвойцы
г) обозные.
9. По рекам и морю запорожские казаки ходили на небольших лодках, выдолбленных из целого дерева, которые назывались
а) чайки
б) байдарки
в) арнаутки
г) каламарь
10. Высшее руководство у казаков
а) рада
б) старшина
в) круг
г) войсковые служители.
11. У запорожских казаков соединял в своих руках военную, административную, судебную и духовную власть. В военное время был главным командиром войска и действовал как совершенно неограниченный диктатор:
а) куренной
б) есаул
в) хорунжий
г) кошевой.
12. Блюститель обычаев и вековечных порядков, на которых основывался весь строй казачьей жизни. Внешним знаком его власти была большая серебряная печать
а) писарь
б) судья
в) есаул
г) хорунжий.
13. Заведовал всеми письменными делами запорожского казачьего войска
а) писарь
б) судья
в) есаул
г) хорунжий
14. Запорожская Сечь делилась на полки, которые назывались
а) курени
б) полки
в) эскадроны
г) сотни.
15. Внешним знаком достоинства войскового писаря была в длинной серебряной оправе чернильница
а) довбыш
б) толмач
в) шафарь
г) каламарь
16. В Запорожской Сечи количество куреней составляло
а) 36
б) 37
в) 38
г) 39.
17. Во главе казачьего куреня стоял
а) писарь
б) атаман
в) есаул
г) хорунжий.
18. У казаков излюбленный тактический прием во время боя
а) атака
б) прорыв
в) лава
г) набег.
19. До Октябрьской революции 1917 года самое многочисленное казачье войско
а) донское
б) кубанское
в) запорожское
г) яицкое.
20. В Российской империи старейшее казачье войско
а) донское
б) кубанское
в) запорожское
г) яицкое.

21. В Российской империи во главе всех казачьих войск стоял
а) император
б) наследник престола
в) военный министр
г) наказной атаман.
22. Помимо отличий в форме между различными казачьим войсками существовали и различия в цвете мундиров и лампасов с околышами фуражек. У донских казаков мундиры были цвета
а) синие
б) черные
в) зеленые
г) красные.
23. Помимо отличий в форме между различными казачьим войсками существовали и различия в цвете мундиров и лампасов с околышами фуражек. У кубанских казаков мундиры были цвета
а) синие
б) черные
в) зеленые
г) красные.
24. Тактическое воинское подразделение у казаков
а) курень
б) полк
в) эскадрон
г) сотня.
25. Крупная военно-административная единица у казаков
а) область
б) край
в) дивизия
г) войско.
26. Казачье поселение
а) станица
б) хутор
в) село
г) курень.
27. Жизнь казачества нашла свое отражение в русской живописи. Картину «Запорожские казаки пишут письмо турецкому султану» создал известный художник
а) Шишкин
б) Айвазовский
в) Васнецов
г) Репин.
28. Картину «Запорожские казаки пишут письмо турецкому султану» художник писал с современных ему казаков
а) запорожских
б) донских
в) кубанских
г) терских.

Ответы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28


в
а
г
в
а
г
б
а
г
б
в
а
г
б
а
г
б
в
а
г
б
в
а
г
б
а
г
б




Критерии оценки разных видов контрольно-измерительных материалов по дисциплине


За правильный ответ на вопросы или верное решение задачи выставляется положительная оценка 1 балл.
За неправильный ответ на вопросы или неверное решение задачи выставляется отрицательная оценка 0 баллов.
Шкала оценки образовательных достижений

Процент результативности (правильных ответов)
Оценка уровня подготовки


балл (отметка)
вербальный аналог

90 ч 100
5
отлично

80 ч 89
4
хорошо

70 ч 79
3
удовлетворительно

менее 70
2
неудовлетворительно






3. Распределение оценивания результатов обучения по видам контроля
Наименование элемента умений или знаний
Виды аттестации


Текущий контроль
Промежуточная аттестация


анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых систе-мах (текст, карта, таблица, схема, аудио-визуальный ряд)
устный ответ
контрольная работа
самостоятель-ная работа



различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения
устный ответ
дифференциро-ванный зачёт


устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений
устный ответ
самостоятель-ная работа



представлять результаты изучения истори-ческого материала в формах конспекта, реферата, рецензии
самостоятель-ная работа



понимать основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории
самостоятель-ная работа
устный ответ
зачёт
контрольная работа



воспроизводить периодизацию всемирной и отечественной истории
контрольная работа



объяснять современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории
устный ответ самостоятель-ная работа
контрольная работа



объяснять особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе
устный ответ
контрольная работа



воспроизводить основные исторические термины
устный ответ самостоятель-ная работа
контрольная работа


9






Заголовок 215