Урок-размышление Духовный мир донского казачества (по роману М. Шолохова Тихий Дон


Урок литературы в 11 классе.
Тема урока: Картины жизни донских казаков на страницах романа М.А.Шолохова «Тихий Дон»
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Педагогическая цель: показать учащимся развитие гуманистических традиций русской литературы; выяснить значение первой книги в романе «Тихий Дон», подробного описания жизни казаков до войны; закрепить навык учащихся в работе с художественным текстом; умение систематизировать материал, делать выводы; развитие творческих возможностей учащихся.
Планируемые результаты (предметные): учащиеся должны знать уметь анализировать прочитанное, сопоставлять, делать выводы; знать содержание романа.
Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося, уясняют мотивы учебной деятельности и понимают личностный смысл учения: проявляют эмоциональную отзывчивость, понимание и сопереживание сверстникам в неудачном выполнении ими заданий, работают на результат.УУД (метапредметные):
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; выделять необходимую (существенную) информацию из текста; оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в выполнение.
Познавательные: находить необходимую информацию для выполнения учебных заданий; строить речевое высказывание в устной форме; учить основам смыслового чтения, выделять необходимую информацию из текста; использовать приёмы критического мышления
Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с одноклассниками и учителем.
Оборудование: текст романа М.Шолохова «Тихий Дон», иллюстрации к роману, видеозапись кинофильма «Тихий Дон» реж. С.А.Герасимова.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают содержание; комментируют текст, изображающий особенности жизненного уклада донского казачества, формулируют выводы, фиксируя их в виде схем (метод «создания грозди, ассоциативного куста»).
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
Погружение в тему урока: вводно-ориентировочная беседа.
- Кто такие казаки? Какие ассоциации возникают у вас при слове казачество? (составление ассоциативного куста) Вера, мужество, сила, защита, красивая форма, служба и т.д.
Исторический глоссарий. Донские казаки или донцы, донское казачье войско - самое многочисленное из казачьих войск Российской империи. Размещалось на отдельной территории, называющейся Область Войска Донского, которая занимала часть современных Луганской и Донецкой областей Украины и части Ростовской, Волгоградской, Воронежской областей и республики Калмыкия в Российской Федерации. Историческое название связано с рекой Дон. История донского казачества тесно переплетается с историей казачества вообще. Оно появляется на землях Золотой Орды после её распада. Несмотря на некоторые заимствованные особенности кочевой культуры, основу казачества составило христианское русское население. Донское казачество окончательно оформляется к 16 в., при этом являясь независимым образованием. Некоторый удар по казачеству нанесли революция и Гражданская война. Дон сделался центром белогвардейского движения. После распада СССР донское казачество возрождается.
Обращаемся к эпиграфу романа-эпопеи. О чём говорится в нём?
III. Объявление темы и целей урока. Запись в тетрадях.
Предложенный план для анализа:
1. Быт казаков. Семейная иерархия. Культ старших. Патриархальные законы (на примере семьи Мелеховых).
2. Труд и развлечения ( покос, рыбалка, охота на волка и др.). Связь с миром природы. Отношение к Дону.
3. Казачья воинская служба. Проводы на войну.
4. Женитьба или замужество: традиции и обряды.
5. Взаимоотношения хуторян. Формы обращения и приветствий.
Материал для анализа (опережающее задание прошлого урока):
- Сцена купания коня (кн.1,ч.1, гл.3);
- История жизни Аксиньи (кн.1,ч.1,гл.7);
- Покос (кн.1,ч.1,гл.9);
- Разговор Пантелея Прокофьевича с Григорием (кн.1,ч.1, гл.10);
- Отказ Григория уйти с хутора с Аксиньей (кн.1,ч.1,гл.12);
- Сватовство к Наталье (кн.1,ч.1,гл.15).
IV. Работа над содержанием романа . Ответы сопровождаются просмотром сцен кинофильма по роману.
1. Анализ эпизода лугового покоса (кн.1, ч.1, гл.9)
Каково настроение эпизода и как оно создаётся?
Яркая одежда, улыбки, добрый незамысловатый юмор казаков, портреты героев и состояние Дуняшки, столь близкое общему настроению, - всё создаёт ощущение праздника. Крестьяне-труженики испытывают радость от общения с землёй, от труда на ней. Метафора «луг вздыхал» подчёркнуто ощущение её одухотворённости, родство казаков и земли. На войне Григорий будет тосковать о крестьянском труде (кн.4, ч.8, гл.6).
2.Анализ эпизодов отношения казаков к воинской службе (кн.1,ч.1,гл.12; кн.1,ч.3,гл.1; кн.1,ч.3, гл.17)
Казаки не только труженики, но и воины. Сборы Григория и Петра Мелеховых на службу. Одна из причин отказа Григория уйти с Аксиньей на шахты. Гордость Пантелея Прокофьевича за своего сына, его подвиги и награды.
3. Анализ эпизодов, раскрывающих принципы, на которых строится казачья семья. (кн.1,ч.1,гл.1; кн.1,ч.1. гл.10; кн.1,ч.1,гл.12)
Понятия семейной чести ( «Не страми отца!»), общности с земляками («Не пакости соседу!») для казаков непоколебимы. Отношения в семье строятся на строгом послушании, внушаемом подчас с помощью грубой силы. И даже если в первый момент Григорий даёт жесткий отпор отцу, то позже беспрекословно подчинится ему, женится на Наталье Коршуновой. Истоки буйной, вспыльчивой натуры Григория тоже следует искать в семье. Это в нём от отца. Род, семья - священные понятия для казака. Неслучайно роман начинается с предыстории мелеховского рода, его семейного портрета.
4. Самостоятельная творческая работа учащихся по заполнению «грозди» (см. Приложение) «Духовный мир донского казачества».
V. Рефлексия.
- Каковы критерии оценки человека в казачьей среде?
Домашнее задание: аналитическая работа с текстом романа (чтение и пересказ отдельных эпизодов) по теме «Правдивое изображение Гражданской войны. Григорий Мелехов на войне».
Сцены:
- Григорий убивает австрийца (кн.1, ч.3, гл.5);
- Влияние войны на Григория (кн.1, ч.3, гл.9);
- Встреча Григория с Гаранжой (кн.1,ч.3,гл.20,29);
- Влияние на Григория общение с Извариным и Подтёлковым (кнг.1,ч.5, гл.10); Сцена казни (кн.1,ч.5,гл.30).