РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД 17 Экология


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД 17 Экология
2015 г.
Программа ОУД. 17 «Экология» разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Биология», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессий среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Мин. обрнауки России от 17.03.2015 №06-259).
Разработчики:
Ольга Леонидовна Андриянова, преподаватель
ГАПОУ "Чистопольский сельскохозяйственный техникум им. Г.И. Усманова" Министерство образования и науки Республики Татарстан.
РАССМОТРЕНО
цикловой комиссией Утверждено:
Профессионального цикла
«Агрономия и землеустройство» Заместитель директора
по учебной работе:
Председатель цикловой комиссии:___________/М.З. Гайнуллин/
_______________/ Н.В.Боярова/
Протокол № _ от _________ г. «_____» ___________2015 г.
РАССМОТРЕНО:
Методическим Советом
Методист ___________ /Н.С. Нуретдинова/
«_____» _______________ 2015 г.

СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ4 ДИСЦИПЛИНЫ
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ8 ДИСЦИПЛИНЫ
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ13 УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ14 УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД 17 Экология
1.1. Область применения программы
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Экология» предназначена
для изучения основных вопросов экологии в профессиональных образовательных ор-ганизациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования
в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО
(ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифициро-
ванных рабочих, служащих, специалистов среднего звена.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования,
предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисципли-
ны «Экология», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего
общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профес-
сионального образования на базе основного общего образования с учетом требований
федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии
или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки
России от 17.03.2015 № 06-259).1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы.
Учебная дисциплина «Экология» является учебным предметом по выбору из обяза-
тельной предметной области «Физическая культура, экология и основы безопасности
жизнедеятельности» ФГОС среднего общего образования.
В профессиональных образовательных организациях, реализующих образова-
тельную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО
на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Экология» изучается
в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего
образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).
В учебных планах ППКРС, ППССЗ место учебной дисциплины «Экология» — в
составе общеобразовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых из обяза-
тельных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО
и специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образованиям дисциплинам.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:Содержание программы «Экология» направлено на достижение следующих целей:
- получение фундаментальных знаний об экологических системах и особенностях
их функционирования в условиях нарастающей антропогенной нагрузки;
- истории возникновения и развития экологии как естественно-научной и социальной дисциплины, ее роли в формировании картины мира;
- о методах научного познания;
овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль экологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных
технологий;
- определять состояние экологических систем в природе и в условиях
городских и сельских поселений;
- проводить наблюдения за природными и искусственными экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способ
ностей обучающихся в процессе изучения экологии;
- путей развития природоохранной деятельности; в ходе работы с различными источниками информации;
- воспитание убежденности в необходимости рационального природопользования,
бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собствен-
ному здоровью;
- уважения к мнению оппонента при обсуждении экологических проблем;
- использование приобретенных знаний и умений по экологии в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других лю-дей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; соблюдению правил поведения в природе.
Освоение содержания учебной дисциплины «Экология» обеспечивает достижение
студентами следующих результатов:
личностных :устойчивый интерес к истории и достижениям в области экологии;
готовность к продолжению образования, повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности, используя полученные экологические знания;
объективное осознание значимости компетенций в области экологии для человека и общества;
умения проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека;
готовность самостоятельно добывать новые для себя сведения экологической направленности, используя для этого доступные источники информации;
умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;
умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области экологии;
метапредметных:
овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных сторон окружающей среды;
применение основных методов познания (описания, наблюдения, эксперимента) для изучения различных проявлений антропогенного воздействия, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства их достижения на практике;умение использовать различные источники для получения сведений экологической направленности и оценивать ее достоверность для достижения поставленных целей и задач;
предметных :сформированность представлений об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы,
экологических связях в системе «человек—общество — природа»;
сформированность экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности;
владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей;
владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и обязанностей в области энерго и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;
сформированность личностного отношения к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде;
сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасно-
стью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической
культуры.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часа, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов; самостоятельной работы обучающегося 18 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 54
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 36
в том числе: практические занятия Самостоятельная работа обучающегося (всего) 18
в том числе:
-Подготовка компьютерных презентаций
-Подготовка докладов
- Подготовка кроссвордов 8
8
2
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОУД.17 ЭКОЛОГИЯ
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихсяОбъем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Раздел 1. Экология как научная
дисциплина
Тема 1.1.Введение. Содержание учебного материала 12
2 2
1 Объект изучения экологии — взаимодействие живых систем. История развития экологии. Методы, используемые в экологических исследованиях .Роль экологии в формировании современной картины мира и в практической деятельности людей. Самостоятельная работа. 2 ВСР №1 Роль экологии в формировании современной картины мира и в практической деятельности людей Тема 1.2. Экология как научная дисциплина.
Содержание учебного материала 2 2
2 Общая экология. Среда обитания и факторы среды. Общие закономерности действия факторов среды на организм. Популяция. Экосистема. Биосфера.
Социальная экология. Предмет изучения социальной экологии. Среда, окружающая человека, ее специфика и состояние. Понятие «загрязнение среды». Практические занятия 2 3 Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах местности, окружающей обучающегося. Самостоятельная работа 2 Вср 2 .Демография и проблемы экологии. Природные ресурсы, используемые человеком. Тема 1.3. Прикладная экология. Содержание учебного материала 4 Экологические проблемы: региональные и глобальные.
Причины возникновения глобальных экологических проблем. Возможные способы решения глобальных экологических проблем. 2 Практические работы Самостоятельная работа
Раздел II. Среда обитания человека и экологическая безопасность 14 Тема 2.1. Среда обитания человека. Содержание учебного материала 2 2
5 Окружающая человека среда и ее компоненты. Естественная и искусственная среды обитания человека. Социальная среда. Основные экологические требования к компонентам окружающей человека среды. Контроль за качеством воздуха, воды, продуктов питания. Практические занятия Самостоятельная работа 1 Вср 3. Среда обитания и среды жизни: сходство и различия Тема 2.2. Городская среда. Содержание учебного материала 6 2
2
2
6
7
8 Городская квартира и требования к ее экологической безопасности. Шум и вибрация в городских условиях. Влияние шума и вибрации на здоровье городского человека.
Экологические вопросы строительства в городе. Экологические требования к организации строительства в городе. Материалы, используемые в строительстве жилых домов и нежилых помещений. Их экологическая безопасность. Контроль за качеством строительства.
Дороги и дорожное строительство в городе. Экологические требования к дорожному строительству в городе. Материалы, используемые при дорожном строительстве в городе. Их экологическая безопасность. Контроль за качеством строительства дорог.
Экологические проблемы промышленных и бытовых отходов в городе. Твердые бытовые отходы и способы их утилизации. Современные способы переработки промышленных и бытовых отходов. Практические занятия Самостоятельная работа 2 Вср 4. Причины возникновения экологических проблем в городе.
Вср 5. Структура экологической системы Тема 2.3. Сельская среда. Содержание учебного материала 2 2
9 Особенности среды обитания человека в условиях сельской местности. Сельское хозяйство и его экологические проблемы. Пути решения экологических проблем сельского хозяйства. 10 Практические занятия
Описание жилища человека как искусственной экосистемы. 2 Самостоятельная работа
Вср 6. Причины возникновения экологических проблем в сельской местности. 1 Раздел 3. Концепция устойчивого развития 10 Тема 3.1.
Возникновение концепции устойчивого развития..Содержание учебного материала 2 2
11 Глобальные экологические проблемы и способы их решения. Возникновение экологических понятий «устойчивость» и «устойчивое развитие». Эволюция взглядов на устойчивое развитие. Переход к модели «Устойчивость и развитие». Практические работы Самостоятельная работа обучающихсяТема 3.2.
«Устойчивость и развитие».
Содержание учебного материала 2 2
12 Способы решения экологических проблем в рамках концепции «Устойчивость и развитие». Экономический, социальный, культурный и экологический способы устойчивости, их взаимодействие и взаимовлияние. Экологические след и индекс человеческого развития. Возможности управления водными ресурсами в рамках концепции устойчивого развития.
Возможности управления лесными ресурсами в рамках концепции устойчивого развития.
Возможности управления почвенными ресурсами в рамках концепции устойчивого развития.
Возобновляемые и невозобновляемые ресурсы: способы решения проблемы исчерпаемости. Практические работы 2 13 Решение экологических задач на устойчивость и развитие. Самостоятельная работа обучающихся4 Вср 7.Структура экономики в рамках концепции устойчивого развития.
Вср 8.Твердые бытовые отходы и способы решения проблемы их утилизации.
Вср 9.Энергетические ресурсы и проблема их исчерпаемости.
Вср 10.Земельный фонд и его динамика под влиянием антропогенных факторов.
Вср 11. Возобновляемые и невозобновляемые ресурсы: способы решения проблемы исчерпаемости. Раздел 4. Охрана природы 8
Тема 4.1. Природоохранная деятельность жизни на Земле.
Содержание учебного материала 14 История охраны природы в России. Типы организаций, способствующих охране природы. Заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы. Особо охраняемые природные территории и их законодательный статус. Экологические кризисы и экологические ситуации. Экологические проблемы России и Ттарстана2 2
Практическая работа - Самостоятельная работа - Тема 4.2. Природные ресурсы и их охрана. Содержание учебного материала 4 15 Природно-территориальные аспекты экологических проблем. Социально-экономические аспекты экологических проблем.
Природные ресурсы и способы их охраны. Охрана водных ресурсов в России.
Охрана почвенных ресурсов в России. Охрана лесных ресурсов в России. Возможности управления экологическими системами (на примере лесных биогеоценозов и водных биоценозов). Особо охраняемые природные территории России и Татарстана 2 2
Практическая работа 2 16 Сравнительное описание естественных природных систем и агроэкосистемы.
Решение задач по экологическим ситуациям Самостоятельная работа Вср 12. Особо неблагоприятные в экологическом отношении территории России: возможные способы решения проблем.
Вср 13.Проблемы устойчивости лесных экосистем в России.
Вср 14. Система контроля за экологической безопасностью в России и Татарстане
6 Дифференцированный зачёт 17
18 4 Всего: 54 3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета биологии.
Оборудование учебного кабинета:
- рабочее место преподавателя;
- посадочные места для обучающихся;
- комплект учебно-методических материалов;
Технические средства обучения:
- компьютер;
- мультимедиа
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Константинов, В. М. «Биология» : учеб. для образовательных учреждений, реализующих прогр. нач. и сред. проф. образования / В. М. Константинов, А. Г. Резанов, Е. О. Фадеева. – 5-е изд., стер. – Москва : ИЦ «Академия», 2012. – 320 с. – [Рекомендовано ФГУ «ФИРО»].
Электронные образовательные ресурсы
www. sbio. info (Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека).www. window. edu. ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернета по био-логии).
www.5ballov. ru/test (Тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии).
www. vspu. ac. ru/deold/bio/bio. htm (Телекоммуникационные викторины по биологии — экологии на сервере Воронежского университета).
www. biology. ru (Биология в Открытом колледже. Сайт содержит электронный учебник по
биологии, On-line тесты).
www. informika. ru (Электронный учебник, большой список интернет-ресурсов).
www. nrc. edu. ru (Биологическая картина мира. Раздел компьютерного учебника, разрабо-
танного в Московском государственном открытом университете).www. nature. ok. ru (Редкие и исчезающие животные России — проект Экологического центра МГУ им. М. В. Ломоносова).
www. kozlenkoa. narod. ru (Для тех, кто учится сам и учит других; очно и дистанционно, биологии, химии, другим предметам).
www. schoolcity. by (Биология в вопросах и ответах).
www. bril2002. narod. ru (Биология для школьников. Краткая, компактная, но достаточно
подробная информация по разделам: «Общая биология», «Ботаника», «Зоология», «Чело-
4 Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
личностных :устойчивый интерес к истории и достижениям в области экологии;
готовность к продолжению образования, повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности, используя полученные экологические знания;
объективное осознание значимости компетенций в области экологии для человека и общества;
умения проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека;
готовность самостоятельно добывать новые для себя сведения экологической направленности, используя для этого доступные источники информации;
умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;
умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области экологии;
метапредметных :овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных сторон окружающей среды;
применение основных методов познания (описания, наблюдения, эксперимента) для изучения различных проявлений антропогенного воздействия, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства их достижения на практике;
умение использовать различные источники для получения сведений экологической направленности и оценивать ее достоверность для достижения поставленных целей и задач;
предметных :сформированность представлений об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы,
экологических связях в системе «человек—общество — природа»;
сформированность экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности;
владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей;
владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и обязанностей в области энерго и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;
сформированность личностного отношения к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде;
Устный опрос
Тестовые работы
Зачетные работы
Фронтальный опрос
Индивидуальные творческие задания