Рабочая программа по дисциплине История изобразительного искусства для специальности СПО 43.02.02 Парикмахерское искусство


Министерство образования и науки РТ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«Международный колледж сервиса»
(ГАПОУ «МКС» г. Казань, Республика Татарстан)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.02 История изобразительного искусства
Для специальностей среднего профессионального образования
43.02.02 Парикмахерское искусство по программе углубленной подготовки
(на базе основного общего образования)
Казань, 2015 г.
Программа учебной дисциплины «История изобразительного искусства» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 43.02.02 «Парикмахерское искусство» по программе углубленной подготовки (на базе основного общего образования).
Организация-разработчик: Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Международный колледж сервиса»
Разработчик: Пфейфер Нина Владимировна, преподаватель высшей квалификационной категории ГАОУ СПО «МКС»
Рассмотрена на заседании кафедры Туризма и гостеприимства
Протокол № ________ от «____»________________2015 г.
Зав. кафедрой ТиГ ______________Бакирова Г.А.
Эксперты:
Доцент кафедры МТ «КНИТУ», кандидат педагогических наук, Хисамиева Л. Г.
2. Кандидат филологических наук, преподаватель ГАОУ СПО «Международный колледж сервиса» Бакирова Г. А.

СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
условия реализации учебной дисциплины
34
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
37
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.02 История изобразительного искусства
1.1. Область применения рабочей программы
Программа учебной дисциплины «История изобразительного искусства» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 43.02.02 «Парикмахерское искусство» по программе углубленной подготовки (на базе основного общего образования).
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована для повышения квалификации по специальности 43.02.02 «Парикмахерское искусство».
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина ОП.02 «История изобразительного искусства» относится к общепрофессиональным дисциплинам
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Главная цель курса – раскрыть сущность и своеобразие становления современной системы изобразительных искусств в их историческом развитии и диалектическом единстве прошлого, настоящего и будущего; раскрыть своеобразие художественного языка изобразительных искусств. Изучение курса позволит студентам лучше понять художественную культуру, развить свой эстетический вкус, способность самостоятельной оценки произведений искусства. Это делает возможным решение важных задач духовного развития личности: воспитание любви к искусству, оценка и наслаждение прекрасным; пробуждение желания утверждать красоту в повседневной жизни, профессиональной деятельности; развитие у студентов творческих способностей и стремления к самосовершенствованию.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: анализировать исторические особенности эпохи, произведения изобразительного искусства, его стилевые и жанровые особенности; ориентироваться в различных направлениях зарубежного и русского изобразительного искусства; применять материал по истории изобразительного искусства в профессиональной деятельности;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: основы искусствоведения; историю изобразительного искусства в контексте развития мировой и русской культуры; характерные стилевые и жанровые особенности произведений изобразительного искусства различных эпох и культур; первоисточники искусствоведческой литературы
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 135 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 90 часов;
самостоятельной работы обучающегося 45 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.02 «История изобразительного искусства»
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 135
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 90
в том числе: лабораторные работы 0
практические занятия 0
контрольные работы 0
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) 0
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 45
в том числе: самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено) 0
Внеаудиторная самостоятельная работа
45
Итоговая аттестация в форме зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
ОП.02 «История изобразительного искусства»

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, самостоятельная работа обучающихсяОбъем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Введение Понятие о художественной культуре. Историческая обусловленность искусства. Историческое единство развития всех видов искусств.
Актуальность художественного воспитания для формирования профессиональной компетенции специалиста парикмахерских услуг. 1 2
Раздел 1. Искусство как основа художественной культуры общества Тема 1.1 Понятие искусства Содержание учебного материала 1 2
Понятия «художественная культура» и «художественная деятельность». Определение искусства. Социальная значимость искусства Тема 1.2 Функции искусства Содержание учебного материала 1 2
Функции искусства: аксиологическая (оценочная), познавательная, преобразующая, внушающая, воспитательная, эстетическая, компенсаторная, предвосхищения, наслаждения.Тема 1.3 Видовое разнообразие искусств
Содержание учебного материала 1 2
Видовое разнообразие искусств: изобразительные, выразительные, синтетические. Изобразительные и выразительные возможности искусств. Самостоятельная работа обучающихся2 3
Аргументировать пункты определения искусства; аргументировать функции искусства примерами; составить классификации искусств, в зависимости от превалирующего признака Раздел 2. Художественная культура древнего мира Тема 2.1 Художественная культура первобытного общества
Содержание учебного материала 2 2
Источники знаний о первобытной культуре.
Культура первобытного общества – первый тип культуры человечества. Труд и искусство. Функциональная особенность произведений первобытного искусства, их связь с магическими обрядами. Синтетичность памятников первобытного искусства, соединение в них эстетических и познавательных начал. Искусство как выражение первобытного знания.
Наивность, примитивизм мышления и изображения человека, животных периода позднего каменного века (верхнего палеолита).
Совершенствование и эстетизация орудий труда и охотничьего оружия в период среднего каменного века (мезолита). Появление веры в загробную жизнь. Появление в искусстве повествовательного начала, сюжетной соподчиненности фигур друг с другом.
Развитие мифологии, язычества в период нового каменного века (неолита). Зарождение орнаментов. Бронзовый век. Возникновение каменной архитектуры: менгиры, дольмены, кромлехи. Появление городищ.
Значение первобытного искусства в развитии творческого мышления человечества. Самостоятельная работа обучающихся1 2
Знакомство с артефактами первобытной художественной деятельности на страницах Интернет Тема 2.2 Художественная культура Древнего Египта Содержание учебного материала 6 Искусства, получившие наибольшее развитие в Древнем Египте.
Додинастический период и Раннее царство. Вера в загробную жизнь и консервация тела умершего. Формирование египетского стиля: статичность фигур, ясность композиции, разномасштабность персонажей в зависимости от социальной иерархии, монументальность композиции, соединение различных точек зрения в одном изображении.
Древнее царство. Расцвет государства. Могущество фараонов, основанное на жесткой эксплуатации рабов и народных масс. Прославление божественной власти фараонов художественными формами мемориальных и дворцовых сооружений. Окончательное оформление стилевых особенностей искусства.
Геометризм и монументальность пирамид. Утолщение книзу наклонных стен как стремление к прочности и зрительному выражению устойчивости. Появление мотива обелиска в храмах Солнца.
Развитие портретной скульптуры в связи с заупокойным культом. Роль канона. Скованность поз, бесстрастность лица, подчеркивание мускулатуры, условная окраска изображенных. Преобладание плоскостной и пристенной скульптуры. Фронтальность ее восприятия. Росписи. Декоративность росписей и сочетание их с иероглифами. Органичность синтеза архитектуры и изобразительного искусства.
Среднее царство. Развитие реалистических тенденций в скульптуре и росписях. Повышение внимания к индивидуальным чертам человека. Поиски новых архитектурных форм. Заупокойный ансамбль Новое царство. Фивы как центр строительной деятельности фараонов XVIII династии. Храмовые комплексы в Карнаке и Луксоре. Ясность, логичность планировки. Богатство оформления храмов. В монументальной росписи – стремление передать движение, сложные ракурсы, певучесть линий, внимание к бытовым подробностям.
Расцвет прикладного творчества.
Искусство времен Эхнатона. Одухотворенность и обаяние образов Эхнатона и Нефертити.
Позднее время. Упадок Египта и угасание его культуры. Самостоятельная работа обучающихся2 3
Просмотр иллюстративного материала по теме из разных источников; сравнение произведений скульптуры и росписи различных периодов развития древнеегипетского искусства с целью выделить общее и различное в изобразительном языке, сделать письменный анализ;
Написание реферата по одному из аспектов темы (электронной презентации).
Предложить эскиз стилизованного макияжа и прически для сценического образа Тема 2.3 Искусство Ассиро-Вавилонского царства Содержание учебного материала 2 2
Передняя Азия как центр развития культуры на Древнем Востоке. Вавилонское царство. Мировоззрение и религиозные верования вавилонян. Ассиро-вавилонская культура. Раскопки Ниневии. Глиняные клинописные таблички.
Ассиро-вавилонская архитектура. Зиккураты. Дворцовая архитектура. Основные элементы архитектуры: купола, арки, сводчатые потолки.
Скульптура, рельефы. Тематические направления изображений: религиозные сюжеты и сюжеты светского характера, связанные с деяниями правителей.
Связь искусства с магией, утилитарность предметов искусства. Самостоятельная работа обучающихся1 2
Зарисовать прически и украшения с ассиро-вавилонских изображений Тема 2.4 Искусство Древней Греции
Содержание учебного материала 4 2
Особенности мировосприятия древних греков. Гуманистический характер культуры древних греков. Основные этапы развития древнегреческого искусства: Гомеровский, Архаика, Классика, Эллинистический.
Особенности культуры в период расцвета – Классики. Синтез искусств. Гармония архитектуры и природы. Ведущий тип здания – периптер. Архитектурные ордера: дорический, ионический, коринфский.
Скульптура. Совершенный канон изображения человеческого тела. Особенности скульптуры: чувственность, живописность, пропорциональность, свобода движения фигур, передача противоречивых переживаний человека. Воспитательная роль скульптуры в обществе. Декоративное искусство. Росписи ваз: чернофигурная и краснофигурная. Выразительные возможности росписей.
Особенности древнегреческого театра: планировка, устройство, характер театральных зрелищ.
Памятники культуры. Храм Афины, афинский Акрополь и др. Скульптуры Фидия, Мирона, Поликлета и др. Самостоятельная работа обучающихся2 3
просмотр иллюстративного материала по теме из разных источников; сравнение произведений скульптуры и росписей различных периодов развития древнегреческого искусства с целью выделить общее и различное в изобразительном языке; написание доклада по одному из аспектов темы (электронной презентации); зарисовка греческих причесок Тема 2.5 Искусство Древнего Рима Содержание учебного материала 6 2
Отличие мировосприятия римлян от мировосприятия греков: трезвость мышления, рациональность, практичность. Значение греческой культуры для римской культуры.
Искусства, получившие большое развитие. Архитектура. Развитие общественных сооружений, воплощающих могущество императора. Монументальность форм. Многообразие типов сооружений (дороги, мосты, акведуки, крепости, форумы, амфитеатры, термы и т.д.). Пространственный размах, конструктивная логика и целостность архитектурных комплексов. Симметрия и четкость как проявление рационализма мышления римлян. Обогащение ордерной системы (композитный, тосканский ордера). Использование новых материалов и приемов строительства. Основные памятники архитектуры: храм Фортуны, Колизей, арка Тита, арка Константина в Риме, форум Романум, Пантеон, термы Каракаллы. Термы как гигиенические, общественные и культурные комплексы.
Скульптура. Ведущая роль скульптурного портрета. Расцвет реалистического портрета. Особый интерес к личности, индивидуальности. Памятники скульптуры: Люций Вер, Цицерон, статуи Августа, Марка Аврелия и др.
Живопись, ее прикладной декоративный характер. Помпейские росписи. Характерные стили: 1-й стиль – инкрустационный , 2-й стиль – архитектурный (перспективный), 3-й стиль – перспективно-орнаментальный. Римские мозаики, их художественные особенности. Самостоятельная работа обучающихся2 3
Просмотр иллюстративного материала по теме из разных источников; сравнение произведений скульптуры и росписей, архитектуры Древней Греции и Древнего Рима с целью выделения общего и различного в изобразительном языке; написание реферата по одному из аспектов темы (электронной презентации); зарисовка древнеримских причесок. Предложить современный романтический образ с использованием античных причесок Раздел 3. Художественная культура средневековья Тема 3.1 Искусство Византии Содержание учебного материала 2 2
Рождение Византийской империи. Утверждение христианства.
Искусство книги. Книжные миниатюры на пергаменте.
Храмовая архитектура. Крестово-купольная планировка храмов. Выдающийся памятник византийской архитектуры – Собор святой Софии в Константинополе (Стамбуле).
Фаюмские портреты как прообраз икон. Иконопись. Канонизация и символика изобразительного языка. Жанровое своеобразие икон. Византийские мозаики. Самостоятельная работа обучающихся1 2
Просмотр иллюстративного материала по теме из различных источников, сопоставительный анализ античного и византийского искусства. Зарисовка византийских причесок Тема 3.2 Романское искусство
Содержание учебного материала 4 2
Роль храма в жизни феодального города.
Архитектура как яркое воплощение романского стиля. Приоритет храмовых построек. Римские традиции в планировке храма. Выразительные средства романского храма. Монументальная живопись в технике фрески. Ее основные особенности. Романская мозаика. Неразрывная связь скульптуры с архитектурой.
Элементы «варварского» искусства в романском стиле. Характер прикладного искусства.
Рыцарство. Строительство феодальных замков. Устройство и декор замков.
Книжная миниатюра как неотъемлемая часть рукописных книг.
Памятники культуры романского стиля: архитектурный ансамбль в г.Пиза (Италия), Тауэр (Лондон, Англия), замок Пьерфон (Фрация) и др. Тема 3.3 Искусство готики
Содержание учебного материала 4 2
Готика как искусство периода роста торгово-ремесленного населения средневековых городов.
Влияние церкви и феодальной среды на формирование готики.
Общность признаков готического стиля для западно-европейских государств.
Доминирующая роль архитектуры и ее влияние на развитие других изобразительных искусств. Периодизация готического искусства.
Готический собор как главное общественное здание города. Высотный характер композиции, каркасная конструкционная система. Пучки колонн, нервюры, контрфорсы – составные элементы готического сооружения. Динамическая устремленность вверх. Тенденции архитектурной готики на разных этапах развития.
Гражданская архитектура: городские ратуши, торговые ряды, феодальные замки.
Развитие монументальной скульптуры в связи со строительством больших соборов. Выразительные особенности готической скульптуры. Отражение в скульптурах соборов представлений горожан о мироздании. Символизм образов.
Витражи, их роль в создании духовно-эмоциональной атмосферы в храме.
Книжная миниатюра, ее особенности.
Великие памятники эпохи готики. Собор Парижской Богоматери, кафедральный собор в г.Реймс, церковь Вестминстерского аббатства в Лондоне, Кёльнский собор, книжная миниатюра братьев Лимбургов и др. Самостоятельная работа обучающихся2 3
Просмотр иллюстративного материала из различных источников; сравнительный анализ объектов романского и готического искусства. Зарисовка средневековых причесок. Поиск связи с современной модой Раздел 4. Художественная культура эпохи Возрождения Тема 4.1 Идейно-эстетические особенности культуры Возрождения
Содержание учебного материала 2 2
Особенности мировосприятия эпохи Возрождения (связь с античной моделью мира и влияние религиозной идеологии). Гуманизм как прогрессивное движение эпохи. Демократический характер культуры Ренессанса. Античные традиции и готические влияния в ренессансной культуре. Разработка эстетического идеала. Основные этапы развития итальянского Ренессанса. Ведущие виды искусства в художественной культуре Возрождения. Живопись – царица искусств эпохи Возрождения. Требования к художнику Возрождения. Излюбленные мотивы творчества: сюжеты и герои Библии. Тема 4.2 Изобразительное искусство проторенессанса
Содержание учебного материала 2 2
Предвозрождение. Мастер Джотто. Разносторонность его дарования. Обобщенность, одухотворенность, приземленность и ясность образов в росписях капеллы дель Арена в Падуе. Поиски нового изобразительного метода. Тема 4.3 Изобразительное искусство раннего Возрождения. Италия Содержание учебного материала 2 2
Раннее Возрождение. Перелом в живописи, осуществленный Мазаччо. Яркость, грациозность образов, надломленность линий, декоративность произведений С. Боттичелли.
Скульптура Донателло. Соединение античных идеалов с религиозной духовностью и утверждение нравственной и эстетической ценности человеческой личности. Статуя «Давид». Многоплановость скульптурного творчества Донателло: монументальная статуя, статуарная пластика, связанная с архитектурным сооружением, композиции и рельефная пластика.
Флоренция. Становление нового стиля в архитектуре Ф. Брунеллески. Использование ордеров, аркад в новом качестве. Яркий образец творчества Ф. Брунеллески – собор Санта Мария дель Фьоре во Флореции. Необычность композиционного решения, оригинальность купола постройки. Самостоятельная работа обучающихся2 2
Просмотр иллюстративного материала, зарисовка причесок с флорентийских портретов; работа над индивидуальными презентациями Тема 4.4 Изобразительное и декоративное искусство зрелого Возрождения. Италия Содержание учебного материала 2 2
Высокое Возрождение. Леонардо да Винчи. Многогранность его дарования, исследовательский характер его творчества. Четкость композиционного построения; содержательность и одухотворенность образов мадонн. Эмоциональная многозначительность фрески «Тайная вечеря». Интеллектуальная заряженность, внутреннее очарование «Джоконды».
Рафаэль Санти. Образ совершенного человека как отражение гуманистического идеала. Монументально-декоративные работы Рафаэля в лоджиях Ватикана. Сочетание жизненной правды с чертами идеального совершенства в «Сикстинской мадонне».
Микеланджело Буонарроти. Страстность его живописи. Росписи Сикстинской капеллы как гимн совершенному человеку. Героизм и мощь фрески «Страшный суд». Многогранность дарования мастера. Скульптура: статуи «Давид», «Моисей», серия статуй «Рабы» и др.
Архитектурные работы Микеланджело Буонарроти. Купол собора Святого Петра (Ватикан, Рим). Самостоятельная работа обучающихся2 3
Сравнить скульптуры «Давид» работы Донателло и Микеланджело. Определить общее и различное в творческом подходе к изображению библейского героя. Составить электронный доклад или презентацию о каком-либо памятнике искусства Возрождения. Рассказать о Лоджиях Рафаэля в Эрмитаже (Санкт-Петербург, РФ) Тема 4.5 Живопись Северного Возрождения. Общая характеристика
Содержание учебного материала 2 2
Основа гуманизма Северного Возрождения – воскрешение религии ранних христиан с ее требованием социальной справедливости. Идеал Северного Возрождения – христианская любовь к ближнему.
Развитие жанров в изобразительном искусстве Северного Возрождения: пейзаж, портрет, бытовая картина.
Живопись Нидерландов. Творчество Яна Ван Эйка, И.Босха, П.Брейгеля.
Германское Возрождение: А.Дюрер, Лукас Кранах Старший, Ганс Гольбейн Младший. Самостоятельная работа обучающихся2 3
Составить электронный доклад или презентацию о каком-либо художнике Северного Возрождения или его произведении. Раздел 5. Искусство средневековой Руси Тема 5.1 Древнерусские иконы и фрески
Содержание учебного материала 4 2
Крещение на Руси в период правления князя Владимира. Роль византийской культуры в формировании древнерусского художественного стиля.
Храмовые фрески. Жанры фресок. Своеобразие изобразительного языка, соотнесенность с византийской живописью. Киевская школа иконописи.
Живопись Феофана Грека. «Спас Пантократор», «Троица». Живопись Андрея Рублева. «Троица».
Живопись Дионисия, характер художественной манера.
Взаимосвязь архитектуры храмов с искусством мозаики и фрески. Самостоятельная работа обучающихся1 3
Просмотр иллюстративного материала по теме. Выявление особенных черт изобразительного языка иконописи разных периодов развития Раздел 6. Художественная культура XVII – XVIII веков в Западной Европе и России Тема 6.1 Условия формирования художественной культуры Нового времени Содержание учебного материала 2 2
Укрепление абсолютизма в 17-м веке на почве централизованных государств. Разнообразие идейно-художественных направлений.
Кризис абсолютной монархии в 18-м веке. Две идеологии: деградирующего феодального дворянства и стремящегося к власти буржуазного класса.
Просветительское движение в Западной Европе как явление кризиса дворянской культуры и идеологии. Задачи Просвещения. Особенности просветительской идеологии. Роль литературы в утверждении передовых идей. Открытия и иллюзии просветителей. Антицерковная направленность просветительства.
Реформы Петра I, их просветительский характер. Расцвет русского Просвещения в середине 18-го века. Деятельность Ломоносова. Значение его гения для русской и мировой культуры. Просветительский реализм Радищева. Обличительная сила образов. Прославление свободы. Призыв к свержению самодержавия.
Противостояние различных стилистических концепций: барокко, рококо, классицизма. Самостоятельная работа обучающихся2 2
Составление электронных докладов (презентаций) о деятельности великих просветителей Тема 6.2
Искусство барокко в западной Европе Содержание учебного материала 2 3
Стиль барокко как выражение идеологических и политических тенденций абсолютизма.
Новое понимание пространства, экспрессивность и динамика композиций, ансамблевость искусства. Переход от линеарно-пластической трактовки форм к широкой живописности видения.
Выразительные средства архитектуры барокко. Формирование римской школы архитектуры в Ватикане. Творения зодчих Л. Бернини, Ф. Борромини. Фонтаны и скульптурное убранство садов и парков. Барочный синтез искусств, подчинение живописи, скульптуры, декоративного искусства архитектуре. Архитектурный комплекс Версаля (Франция).
Скульптура барокко: Л.Бернини, его скульптурные композиции «Аполлон, преследующий Дафну», «Экстаз св. Терезы» и др. Живопись барокко, ее жанровое своеобразие. Живопись Караваджо («Вакх» и др.).
Фламандская школа живописи. Основны черты творчества П.П.Рубенса: преобладание чувственности, динамизм форм, торжество декоративного начала, реалистичность и сила воображения. Рембрандт Ван Рейн как великий психолог и философ духовного мира в портретах. «Даная», «Ночной дозор», «Возвращение блудного сына». Самостоятельная работа обучающихся2 3
Просмотр иллюстративного материала. Составление индивидуальных электронных докладов (презентаций) по аспекту темы.
Зарисовка причесок барокко. Тема 6.3
Изобразительное искусство барокко в России
Содержание учебного материала 2 2
Стиль барокко в российской архитектуре. Заслуги Ф.Растрелли в разработке типов дворцовых сооружений: городского дворца, загородного дворца, дворца-храма.
Заслуги Б.Растрелли в скульптуре барокко.
Живопись Матвеева, Никитина, Аргунова, Антропова Самостоятельная работа обучающихся2 2
просмотр репродукций по теме; составление электронных докладов (презентаций) об архитектурно-парковых ансамблях, загородных резиденциях русских царей (Петергоф, Царское село, Павловск) Тема 6.4 Искусство рококо в западной Европе и России Содержание учебного материала 2 2
Причины распространения стиля рококо.
Характерные признаки стиля рококо. Убранство интерьеров. Изысканность прикладного искусства.
Живопись рококо. «Галантный жанр» Антуана Ватто в сценах из придворной жизни. Искусство прекрасных грез, очарование волшебной поэзии и тоскующего веселья в произведениях Ватто.
Развлекательный и эротический характер произведений Франсуа Буше как показатель духовного оскудения французского дворянства.
Стиль рококо в портретах российских царственных персон Самостоятельная работа обучающихся1 2
Просмотр иллюстраций. Зарисовка причесок в стиле барокко и рококо. Интерпретация стилей в современной моде причесок Тема 6.5
Искусство классицизма. Стиль ампир в западной Европе
Содержание учебного материала 2 2
Превращение Франции в могучее государство Западной Европы. Французский классицизм XVII века как стиль абсолютной монархии.
Основные стилевые особенности архитектуры классицизма. Версальский дворец. Колоннада Лувра в Париже и др. Обработка интерьеров и мебель.
Никола Пуссен – основоположник классицизма в живописи. Понимание им античной культуры как неиссякаемого источника физической и нравственной красоты. Идеальная природа и место в ней человека. Композиционные и цветовые приемы работ Пуссена. Деление живописи на планы. Подчеркивание различных планов при помощи цвета. Сюжетное своеобразие живописи классицистов.
Стиль ампир как выражение имперских амбиций Наполеона Бонапарта. Жак Луи Давид – выразитель революционного классицизма, придворный художник Наполеона Бонапарта. Самостоятельная работа обучающихся2 3
Найти примеры интерпретации стиля классицизма и ампир в современной моде, архитектуре нашего города Тема 6.6 Искусство классицизма в России Содержание учебного материала 2 2
Просветительские тенденции в искусстве классицизма в России. Подчеркивание общественной значимости личности в скульптуре Ф.Шубина. Сложная психологическая характеристика скульптурных портретов. Портреты государственных деятелей.
Классицизм в русской архитектуре. Градостроительство, строительство загородных резиденций. Творчество Д.Кваренги, Ч.Камерона в Петербурге.
Русский ампир. Творчество А.Воронихина (Казанский собор), К.Росси (Михайловский дворец), О.Монферран (Исаакиевский собор) и др. Самостоятельная работа обучающихся2 2
Составить электронные доклады (презентации) о каком-либо строении (ансамбле) в стиле классицизм в России (нашем городе) Раздел 7. Художественная культура XIX века Тема 7.1 Идейные и художественные особенности романтизма.
Содержание учебного материала 2 2
Великая французская революция. Ее влияние на революционное движение народов Европы. Наполеоновские войны. Революционные и освободительные войны в Европе.
Отечественная война в России 1812 г. Рост национального самосознания. Восстание декабристов.
Романтизм. Историческая обусловленность его возникновения. Проявление борьбы прогрессивных и реакционных сил в различных течениях романтизма. Активные и пассивные романтики.
Идейные и художественные задачи романтизма. Человек и мир – главная тема романтиков. Акцент романтизма на сложности и противоречивости внутреннего мира человека. Субъективный момент в произведениях романтиков. Интерес к народному творчеству, к искусству других народов, к истории общества. Синтетический характер произведений романтиков.
Представители романтизма в различных искусствах. Самостоятельная работа обучающихся2 2
Составление электронных докладов (презентаций) по творчеству художников-романтиков (на выбор) Тема 7.2 Изобразительное искусство романтизма в Западной Европе и России
Содержание учебного материала 2 2
Западная Европа. Влияние событий Великой французской революции, антифеодального движения в Испании на идейное формирование романтизма в живописи.
Франсиско Гойя. Глубокое философское обобщение и глубина анализа духовной сущности человека – отличительная черта творчества художника. Картина «Семья короля Карла VI». Беспощадный реализм парадного портрета. Тема народа, протеста против агрессивных буржуазных войн в творчестве Гойи. «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808г.». Напряженный образный строй произведения. Резкие контрасты, сложность композиционного решения, символизм образов.
Освободительная борьба народов, тема революции в картинах француза Э.Делакруа. Картины «Резня на Хиосе», «Греция на развалинах Миссолонги», «Свобода, ведущая народ». Взволнованный, тревожный пафос картин Делакруа. Тонкий психологизм, одухотворенность портретов Делакруа (портреты Жерико, Шопена, Паганини).
Русский романтизм. Сочетание романтизма с реалистическими исканиями. Интерес к духовному миру человека, психологизм портретов О.Кипренского. Портреты Швальбе, Ев. Давыдова, А.С.Пушкина. Автопортреты Кипренского.
Традиции классицизма и черты романтизма в произведениях К.Брюллова. «Последний день Помпей». Романтический пафос картины. Противопоставление ощущения катастрофы, трагической безысходности и самоотверженности духовной и физической красоте людей. Связь картины с действительностью. Выразительность цветового решения. Портретные и жанровые работы К.Брюллова. Тема 7.3 Искусство критического реализма в живописи Западной Европы и в России
Содержание учебного материала 2
2
Утверждение капитализма в Западной Европе. Возникновение критического реализма. Его особенности. Живопись О.Домье, Г.Курбе, Шардена.
Наступление реакции в России и установление николаевского режима после восстания декабристов. Протест интеллигенции против деспотизма и крепостничества. Кризис и разложение феодально-крепостнической системы. Развитие эстетической мысли.
Задачи критического реализма в России. Связь критического реализма с общественными событиями в государстве.
А.Иванов, «Явление Христа народу». Идейный замысел и философский смысл исторической картины. Богатство и сложность характеров, глубина постижения психологического состояния человека. Подготовительная работа к картине и ее значение.
П.Федотов. Трагическая судьба и особенности становления художника. Феодально-крепостническая Россия в произведениях художника: «Свежий кавалер», «Сватовство майора», «Анкор, еще анкор!» и др. Близость героев Федотова и Гоголя. Детали, предметы в произведениях как способ проникновения в духовную жизнь героев. Сатира и юмор в произведениях П.Федотова. Цвет в композиционном решении картин. Горькая судьба женщины в серии картин «Вдовушка». Одухотворенность, певучая музыкальность линий, тонкая игра цвета как средство психологической характеристики героини.
Творчество В.Перова. Социальная сатира. «Проповедь на селе», «Крестный сельский ход на Пасху» - обличение духовенства. Тема страданий угнетенного народа, тема страданий детей в картинах «Тройка», «Проводы покойника», «Чаепитие в Мытищах», «Приезд гувернантки». Самостоятельная работа обучающихся2 3
Просмотр иллюстративного материал. Работа над индивидуальными электронными докладами (презентациями) по творчеству художников критического реализма Тема 7.4 Идейно-эстетические установки передвижников
Содержание учебного материала 2 2
Подъем революционно-демократического движения в России – основа расцвета передовой русской культуры. Гуманистический пафос, высокие нравственные и эстетические идеалы – отличительная черта русской культуры 2-й половины XIX века.
Борьба с реакционным академизмом в живописи. Товарищество передвижников. Задачи товарищества. Утверждение принципов национальности, народности в творчестве передвижников.
В.Стасов – идеолог передвижников. Роль П.Третьякова и других меценатов в художественной жизни России. Самостоятельная работа обучающихся2 3
Электронные доклады (презентации) по творчеству передвижников Тема 7.5 Жанровое многообразие живописи передвижников.
Содержание учебного материала 4 3
Новый герой – разночинец, демократ, духовно богатый, творческий человек, общественный деятель. Портреты кисти В.Перова драматурга Островского, писателя Достоевского.
Портреты И.Крамского: Л.Толстой, П.Третьяков и др. Жизненная убедительность, индивидуальность образов. Значение окружающей обстановки, вещей, деталей в портретах-картинах Крамского. Новый подход к созданию крестьянских образов, стремление запечатлеть глубину характера, создать портрет яркой личности.
Творчество И.Репина и В.Сурикова – вершина передвижничества. Сложные социально-психологические конфликты, глубина обобщения в их произведениях. Историческая живопись. Ее социальный смысл. Новое осмысление народа как силы, творящей историю. «Утро стрелецкой казни» Сурикова. Трактовка события как народной трагедии. Новаторство картины «Боярыня Морозова». Сложный противоречивый характер главной героини. Многоликость толпы: сочувствующие и враги Морозовой. Образ Юродивого и его значение в произведении. Историческое полотно Репина «Иван Грозный и сын его Иван». Утверждение идеи преступности самодержавия. Запрещение демонстрации картины царским правительством.
Пейзажное искусство. Величие, богатство, лиричность, эмоциональность образов природы в картинах А.Саврасова, Ф.Васильева, М.Шишкина, В.Поленова, И.Левитана.
Маринист И.Айвазовский. Романтические и реалистические тенденции его живописи.
Сложность творческого пути Н.Ге. Интерес художника к евангельской теме в картинах «Тайная вечеря», «Что есть истина?». Психологическая выразительность образов в картине «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе».
Жанр сказки. Творчество Васнецова. Тема 7.6 Идейно-эстетические установки импрессионистов
Содержание учебного материала 4 2
Многообразие творческих исканий в изобразительном искусстве Западной Европы. Деятельность прогрессивных художников за утверждение правды в искусстве. Традиции реализма в творчестве Эдуарда Мане. Его композиции «Олимпия», «Завтрак на траве». Свежесть восприятия, непосредственность картины «Бар в Фоли-Бержер».
Демократические принципы гуманизма, жизнеутверждение в творчестве импрессионистов. Стремление раскрыть средствами живописи взаимосвязь человека и окружающей его среды, взаимосвязь вещей и явлений в природе; показать красоту природы, научить людей видеть ее и ценить.
Разработка новых изобразительных средств: свободная композиция, изменчивость окружающего мира, учение о диффузии цвета и новая техника письма, колористические достижения на основе установления прямой зависимости цветовой насыщенности и изменяемости предметов. Поиски Клода Моне. Новый подход к разработке пейзажных мотивов и городских видов.
Жизнерадостность искусства О.Ренуара. Пейзажи К.Писсаро, А.Сислея. Импрессионизм в скульптурах О.Родена.
Черты импрессионизма в творчестве К.Коровина.
Постимпрессионизм в живописи. Новый изобразительный язык Самостоятельная работа обучающихся2 3
Просмотр иллюстративного материала. Составление электронных презентаций по творчеству импрессионистов, постимпрессионистов ( на выбор) Раздел 8. Изобразительное искусство XX века Тема 8.1
Искусство эпохи модерн Содержание учебного материала 4 2
Условия формирования нового стиля. Эклектичность форм, декора. Архитектура модерна как воплощение культа красоты, эстетства. Причудливость, асимметричность, стилизация национальных и исторических форм архитектуры. Творчество А.Гауди.
Функционализм как течение модерна. Творчество Ле Корбюзье. Новые материалы в строительстве
Модерн в России. Творчество Ф.Шехтеля. Стилизация под формы готики особняка для З.Морозовой на Спиридоновке в Москве. Особняк С.Рябушинского в Москве. Оригинальность, текучесть форм.
Ансамлевость стиля модерн.
Модернизм в изобразительном и декоративном искусстве. Устремленность к абстрактному отражению мира, эмоциональному миру человека, отказ от традиционной художественной техники.
Творчество М.Врубеля. Философское осмысление жизни. Величие и непобедимость человеческого духа. Романтические традиции, символика образов, аллегория в искусстве художника. Тема Демона. Демон – олицетворение титанической силы, внутренней борьбы, выражение чувств гордой, тоскующей, протестующей, но бессильной в своем одиночестве личности. Мозаичность работ. «Царевна-лебедь», «Пан», «Богатырь». Самостоятельная работа обучающихся2 3
Подготовка электронных презентаций о костюме, ювелирных украшениях, предметах быта, витражах в стиле модерн (на выбор) Тема 8.2 Модернистские течения в живописи начала ХХ века
Содержание учебного материала 2 2
Кризис буржуазной культуры на рубеже 19-го – 20-го веков. Развитие идеалистических концепций в философии. Тяга к подсознательному, интуитивному. Зарождение модернистских направлений в искусстве.
Пуантилизм. Дивизионизм. Своеобразие работ Ж.Сёра, П.Синьяка.
Фовизм. Эстетические позиции. Особенность художественного письма.Цвет как эмоциональное средство познания мира. Творчество В, Ван Гога, А.Матисса. Декоративность картин Матисса.
Кубизм. Желание выявить структурные особенности пластической формы совмещением различных сторон предмета на одном изображении. Творческие искания П.Пикассо. Самостоятельная работа обучающихся2 3
Подготовка презентаций по творчеству художников-модернистов (на выбор) Тема 8.3 Искусство русского авангарда
Содержание учебного материала 4 2
Абстракционизм как проявление модернизма в изобразительном искусстве. В.Кандинский, теория абстракционизма в его труде «О духовном в искусстве». Абстрактный язык живописи как ключ к внутреннему миру человека. Творчество Кандинского.
Супрематизм Малевича. Соединение импрессионистского абстракционизма с геометрическим абстракционизмом.
Символизм М.Шагала
Поставангард в России Тема 8.4 Сюрреализм в искусстве Западной Европы
Содержание учебного материала 2 2
Сюрреализм как художественное течение в изобразительном искусстве. Сюрреализм как новый способ познания подсознательного, сверхъестественного. Философия сюрреализма. Причудливая комбинация натуральных и фантастических форм. Подсознательный мир в работах С.Дали. Тема 8.5 Искусство социалистического реализма Содержание учебного материала 2 3
Метод социалистического реализма в искусстве.
Живопись 30-х годов. Картины А.Дейнеки.
Образы интеллигенции в портретном творчестве М.Нестерова. Портреты академика П.Павлова, скульптора В.Мухиной и др. Воплощение в портретах созидательного духа времени. П.Корин. Портрет А.Горького.
Развитие монументальной скульптуры В.Мухиной. Композиция «Рабочий и колхозница».
Тема Великой Отечественной войны в творчестве А.Дейнеки («Оборона Севастополя»), А.Пластова («Фашист пролетел») и др.
Значение плаката в годы войны. И.Тоидзе «Родина-мать зовет!».
Тема войны и победы в живописи послевоенных лет. Непринцев Ю. «Отдых после боя» и др.
Тема труда в картинах А.Пластова «Ужин тракториста», А.Дейнеки «Тракорист» и др.
Тема пейзажа в произведениях С.Герасимова, М.Сарьяна и др.
Усиление монументальных традиций в скульптуре В.Мухиной (памятник М.Горькому в Москве), А.Кибальникова (памятник В.Маяковскому), В.Цигаль (памятник Мусе Джалилю в Казани), мемориал на Мамаевом кургане в Волгограде (авторы – группа художников во главе с Е.Вутетичем). Самостоятельная работа обучающихся2 3
Подготовка электронных презентаций о произведениях советских художников в духе соцреализма (на выбор) Всего (обязательная аудиторная учебная нагрузка):
Всего (самостоятельная работа обучающегося):
Всего (максимальная учебная нагрузка): 90
45
135 условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета общепрофессиональных дисциплин
3.1.1 Оборудование кабинета общепрофессиональных дисциплин:
- учебные столы,
- посадочные места студентов
- доска ученическая,
- шкаф ученический,
- рабочее место преподавателя
- наглядные пособия, опорные конспекты, раздаточный материал.
3.1.2 Технические средства обучения:
- интерактивная доска,
- мультимедийный проектор,
- ноутбук,
- источник бесперебойного питания,
- колонки.
3.2 Действующая нормативно-техническая документация:
- правила техники безопасности и производственной санитарии;
- инструкции по эксплуатации компьютерной техники.
3.3 Программное обеспечение:
- Операционная система Windows XP
- Microsoft Office 2007
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основная литература:
Андреева О.И. Мировая художественная культура: учеб. пособие /Среднее профессиональное образование – Ростов н/Д: Феникс, 2005
Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: учебное пособие для студ. сред. учеб. заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2000
История русского искусства: изд. 2-е, переработанное/ Под ред. В.И.Плотникова – М.: Изобразительное искусство, 1980
Рапацкая Л.А. Русская художественная культура: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2002
Садохин А.П. Мировая художественная культура: учеб. пособие для учащихся средних проф. учеб. заведений – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008
Срабова О.Ю. Мировая художественная культура. Новое время. Западная Европа 17-го—18-го веков: учебное пособие – С-Пб: Корона, 2004
Дополнительная литература:
1. Всеобщая история искусств/ Под ред. Б.В.Веймарна, Б.Р.Виппера, А.А.Губера: в 6 томах – М., 1956-1966
2. Всеобщая история архитектуры – М., 1963
3. Гнедич П.П. Всемирная история искусств – М.:Современник, 1996
4. Дмитриева Н. Краткая история искусств – М.: «АСТ-ПРЕСС», «Галарт», 2000
5. История русского искусства: в 13 томах / Под ред. И.Э. Грабаря – М., 1953-1963
6. История русской архитектуры: от 16-го до 20-го века/ Под ред. С.В.Безсонова – М., 1951
7. История искусства. Первые цивилизации. Перевод с испан./ Под ред. Н.Алпатовой – М.: ЗАО «Бета-сервис», 1998
8. Иванов А.Б. Рассказы о русских художниках – М.: Просвещение, 1988
9. Краснобаев Б. Очерки истории русской культуры 18-го века – М.: Просвещение, 1972
10. Кириченко Е. Русская архитектура 1830-1910-х годов – М.: Искусство, 1978
11. Леонтьева Г.К. Питомцы муз: кн. о рус. зодчих, ваятелях и живописцах 1-й пол. 19-го века – Л.: Искусство, 1968
12. Любимов Л. Искусство Западной Европы – М.: Просвещение, 1984
13. Любимов Л. Искусство древней Руси – М.: Просвещение, 1981
14. Очерки истории русской культуры второй половины 19-го века – М.: Просвещение, 1976
15. Памятники архитектуры Ленинграда – Л.: Стройиздат, 1975
16. Рогинская Ф.С. Товарищество передвижных выставок – М., 1989
17. Русские художники от А до Я – М.: Слово,2000
18. Сарабьянов Д. История русского искусства: вторая пол. 19-го века – М.: Издательство московского университета, 1988
19. Сарабьянов Д. Стиль модерн – М., 1989
20. Сарабьянов Д. История русского искусства конца 19-го – начала 20-го века – М.: «АСТ-ПРЕСС», «Галарт», 2001
21. Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов – Обнинск: Титул, 1996
Электронные ресурсы
Краткая история изобразительного искусства// http://iskusstvu.ru/Искусство конца XIX- начала XX века:Электронный курс лекций// http://www.virtualrm.spb.ru/historyofarts/rubezh/Ильина Т. В. История искусств: Отечественное искусство: Учебник –М.: Высшая школа, 2000.// http://www.bibliotekar.ru/История изобразительного искусства: Учебное пособие//http://uchebnik-online.net/
Электронный сборник лекций по Истории изобразительного искусства: Учебное пособие/ Составитель преподаватель ГАОУ СПО «МКС» Пфейфер Н.В.
 
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения индивидуального и фронтального опроса, проведения бесед, дискуссий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Студенты должны показать умения:
анализировать исторические особенности эпохи, произведения изобразительного искусства, его стилевые и жанровые особенности;
ориентироваться в различных направлениях зарубежного и русского изобразительного искусства;
применять материал по истории изобразительного искусства в профессиональной деятельности;
Устный и письменный опрос. Оценка устных суждений на занятиях. Оценка по совокупности всех ответов и дополнений в ходе урока. Проверка и оценка самостоятельной внеаудиторной работы студента по составлению презентаций. Тестирование.
Отчет о посещении художественных выставок.
Викторина.
Оценка творческих заданий по эскизированию и разработке стилизованного макияжа и причесок для сценической моды.
Оценка участия в творческих мастер-классах с использованием материалов по истории изобразительного искусства
Студенты должны показать знания:
основы искусствоведения;
историю изобразительного искусства в контексте развития мировой и русской культуры;
характерные стилевые и жанровые особенности произведений изобразительного искусства различных эпох и культур;
первоисточники искусствоведческой литературы
Устный и письменный опрос, проверка письменных заданий, тестирование
Устный и письменный опрос, проверка письменных заданий, тестирование. Оценка отчетов о посещении художественных музеев и выставок
Оценка устных суждений на занятиях. Оценка по совокупности всех ответов и дополнений в ходе урока. Проверка и оценка самостоятельной внеаудиторной работы студента по составлению презентаций. Проверка самостоятельной работы студентов, направленной на сравнительный анализ стилевых особенностей произведений изобразительного искусства. Тестирование
Оценка рефератов, электронных докладов. Выполнение исследовательских, творческих проектов. Оценка конспектов критических статей.
Форма рубежной оценки знаний, умений, навыков по истории изобразительного искусства – зачет