Программа кружка Дружина юных пожарных.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ильинская основная общеобразовательная школа №21
«Рассмотрено»
Руководитель ШМО
Учителей начальных классов
_______________Сорокопудова О.Н.
Протокол №1
от «25» 08 2014 г. «Согласовано»
Заместитель директора по УВР МОУ ИООШ №21
_______________Конькова С.С.

от «28» 08 2014 г. «Утверждаю»
Директор
МБОУ ИООШ № 21
______________Гамов А.А.

Приказ №
от «29» 08 2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КРУЖКА «Дружина юных пожарных».
срок реализации 1 год


Автор – составитель:
Конькова Виктория Сергеевна
Учитель музыки и изобразительного искусства
Принято на заседании
Педагогического совета
протокол № 11
от «29» 082014 г.
х. Ильинский
2014 год
Введение.
Год от года растет число пожаров в России, причем основное их количество приходится на жилой сектор. Страна теряет не только взрослых, но и детей. В настоящее время Россия занимает первое место в мире по числу людей, погибших при пожарах. Основными причинами пожаров являются: неосторожное обращение с огнем (до 50%), неисправность электрооборудования и приборов (около 20%), шалость детей с огнем (до 10%), поджоги (5-7%), неисправность печного отопления (10-11%). Для того чтобы опасность возникновения пожара по вине человека была минимальной, существуют правила пожарной безопасности, которые нужно не только знать и помнить, но и приучать себя выполнять в повседневной жизни. Чтобы правила безопасного поведения, привитые ребенку родителями и педагогами, переросли в последствии в общую культуру пожаробезопасного поведения требуется постоянная, целенаправленная работа. Поэтому актуальность образовательной программы «Юный пожарный» состоит в том, что она способствует формированию осознанного пожаробезопасного поведения школьников.
Пояснительная записка
Кружок «Дружина юный пожарный» является детским объединением дополнительного образования, объединяющим учеников школы в возрасте от 12 до 16 лет.
Настоящая программа рассчитана на 1 год обучения (1 час в неделю, 37 часов за год).
Программа разработана на основе авторской программы, «Примерной программы внеурочной деятельности» под редакцией В.А. Горского, М.:, «Просвещение» 2011г.
В деятельность кружка привлекаются активисты художественной самодеятельности, секции спорта, класс информатики.
Цель – повышение уровня знаний учащихся по пожарной безопасности, подготовка юношеских добровольческих пожарных дружин.
Задачи:
- дать ученикам необходимый уровень знаний безопасности жизнедеятельности;
- научить пользоваться средствами пожаротушения, правильным действиям на случай возникновения пожара и чрезвычайной ситуации;
- воспитывать бережное отношение к своей жизни и своему здоровью.
Приоритетные направления программы
проведение мероприятий по правилам пожарной безопасности;
проведение практических мероприятий, способствующих закреплению знаний обучающихся;
освещение деятельности кружка через школьную газету и наглядные стенды.
Условия реализации программы
Методическая оснащенность: методическая и художественная литература; аудио, видео ; методические разработки соответствующего направления;
Многоплановость деятельности, создающая для учащихся ситуацию развития каждого, как целостной личности.
Отбор педагогических приемов и средств с учетом возрастных, интеллектуальных, эмоциональных особенностей школьников.
Материально – техническое обеспечение: компьютерный зал, пожарная машина поселковой администрации.
Места для проведения творческих дел: компьютерный зал, спортзал, стадион, территория школы.
Материально – техническое обеспечение по пожарной безопасности: призы, канцтовары, материалы для оформления и творчества школьников, видео- аудио аппаратура, спортинвентарь, настольные и дидактические игры.
Прогнозируемые результаты:
Знать:
Научить сознательно выполнять в школе, на улице, дома правила пожарной безопасности;
развитие у детей навыков правильного и осторожного отношения с огнём;
оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим;
применять и эффективно использовать спасательную технику, средства пажаротушения, приборы, оборудование и средства связи;
контролировать личное морально-психологическое состояние при пожарах и других чрезвычайных ситуациях.
Иметь представление:
об отечественном и зарубежном опыте тушения пожаров;
о перспективах развития отечественных аварийно-спасательных средств и средств пожаротушения;
о природных явлениях региона;
о процессе горения, пожаре и его развитии, особенностях тушения пожаров различных категорий на различных объектах.
Учебно-тематический план
дополнительной образовательной программы:
№ п/п. дата Тема Кол-во часов
По плану фактически Всего теория практика
Пожарно-профилактическая подготовка
1-2 1.09
8.09 Вводное занятие. Цели и задачи дружин юных пожарных. Развитие пожарной охраны и добровольных пожарных организаций в России. 2 1 1
3-4 15.09
22.09 Что такое огонь? Пожар как явление. Основные характеристики горячей среды и источников зажигания. 2 1 1
5-7 29.09
6.10
13.10 Отчего происходит пожары? Данные по пожарам за последний год. Рассказы о некоторых характерных пожарах. 3 1 2
8-9 20.10
27.10 Правила пожарной безопасности в школе и быту. 2 1 1
10-11 10.11
17.11 Что делать при возникновении пожара? 2 1 1
12-13 24.11
1.12 Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности. 2 1 1
Тактико-техническая подготовка
14-16 8.12
15.12
22.12 Средства противопожарной защиты и тушения пожаров. Общие сведения. 3 1 2
17-20 29.12
12.01
19.01
26.01 Первичные средства тушения пожаров. Пожарные автомобили и противопожарное оборудование. 4 2 2
21-23 2.02
9.02
16.02 Основы профессии пожарного. 3 2 1
24-28 2.03
16.03
23.03
30.03
6.04 Первичная доврачебная помощь при пожаре. 5 2 3
29-31 13.04
20.04
24.04 Противопожарное водоснабжение. 3 1 2
32-36 18.05 Пожарно-строевая подготовка и пожарно-спасательный спорт. 5 1 4
37 25.05 Подведение итогов. Соревнования по пожарно-спасательному спорту. 1 - 1
Содержание программы
Пожарно-профилактическая подготовка
Вводное занятие. Цели и задачи дружин юных пожарных. Развитие пожарной охраны и добровольных пожарных организаций в России.
Цели и задачи пожарных дружин. Ознакомление учащихся с историей создания и развития пожарной охраны. Первые попытки организовать борьбу с пожарами при Иване Грозном; развитие пожарной охраны при Петре I, Екатерине II; пожары в Москве; научно-технические достижения в области предупреждения и тушения пожаров; направления деятельности пожарной охраны и добровольных пожарных организаций.
Практическая работа: составление словарика научно-технических терминов, оформление альбома по истории пожарного дела в России.
Что такое огонь? Пожар как явление. Основные характеристики горячей среды и источников зажигания.
Понятие о физико-химических основах горения. Огонь – друг и враг человека; какую пользу приносит огонь человеку; как человек научился управлять огнем. Последствия пожаров в жилых домах и других зданиях. Почему надо знать и строго соблюдать меры предосторожности в обращении с огнем; недопустимости игр детей с огнем.
Практическая работа: лабораторная работа (демонстрация особенностей возгорания различных горючих материалов; демонстрация действия различных средств пожаротушения).
Отчего происходит пожары? Данные по пожарам за последний год. Рассказы о некоторых характерных пожарах.
Основные причины пожаров. Основы профилактики пожаров. Предупреждение травматизма и несчастных случаев во время пожаров. Рассказы о некоторых крупных пожаров.
Практическая работа: составление таблиц по результатам изучения материалов местной печати о пожарах, произошедших в данном регионе.
Правила пожарной безопасности в школе и быту.
Освоение умений и навыков профилактики пожарной безопасности в образовательных и культурно-зрелищных учреждениях, в быту. Правила содержания зданий и помещений, виды и назначения путей эвакуации при пожаре. Движение во время эвакуации. Требования к содержанию эвакуационных путей. Анализ причин гибели людей при пожарах.
Практическая работа: проверка состояния средств пожаротушения в данном образовательном учреждении и в других муниципальных учреждениях.
Что делать при возникновении пожара?
Элементарные способы тушения возгораний. Эвакуация из пожарной зоны. Правила действия в случае возникновения пожара. Практическое освоение приемов тушения возгораний. Освоение навыков эвакуации при пожаре.
Практическая работа: тренинги по правилам использования средств пожаротушения.
Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности.
Ознакомление с основными статьями Кодекса об административных правонарушениях в Российской Федерации. Административная ответственность граждан, должностных, юридических лиц за нарушения требований пожарной безопасности.
Практическая работа: подготовка иллюстративных материалов для проведения бесед по профилактике пожарной безопасности дома и в образовательных учреждениях.
Тактико-техническая подготовка.
Средства противопожарной защиты и тушения пожаров. Общие сведения.
Освоение знаний и умений в области противопожарной защиты и тушения пожаров. Назначение, область применения автоматических систем пожаротушения и сигнализации. Основные ситуации пожарной сигнализации, пожарных извещателей. Принцип действия, устройства систем водяного, пенного, газового, порошкового пожаротушения. Назначение и устройство систем оповещения и управления эвакуацией.
Практическая работа: распределение обязанностей между членами отряда юных пожарных; проведение организационно-деятельностной игры по обработке действий юных пожарных при возникновении возгорания.
Первичные средства тушения пожаров. Пожарные автомобили и противопожарное оборудование.
Виды, назначения, правила содержания и порядок применения первичных средств тушения пожаров. История возникновения и развития огнетушащих веществ. Технические характеристики огнетушащих веществ. Технические характеристики огнетушащих веществ. Классификация огнетушителей, область их применения. Выбор огнетушащих веществ при тушении различных материалов. Пожарная техника и пожарно-техническое вооружение.
Практическая работа: тренинги по освоению навыков использования пожаротушения в быту, в школе и т.д.
Основы профессии пожарного.
Понятие о героической профессии. Формирование у ребят необходимых волевых и морально-психологических качеств. Приобретение навыков слаженной работы в составе группы.
Практическая работа: подготовка и проведение конкурса эрудитов по истории противопожарной службы в России.
Первичная доврачебная помощь при пожаре.
Освоение приемов оказания первой доврачебной помощи. Анатомия и физиология человека. Органы дыхания, значение их для деятельности организма. Сердечно-сосудистая система. Степени ожогов, доврачебная помощь при ожогах. Отравление продуктами горения, первая помощь.
Практическая работа: тренинги по освоению приемов оказания первой доврачебной помощи пострадавшим при пожаре.
Противопожарное водоснабжение.
Понятие о свойствах воды как основного вида огнетушащих средств; способы подачи воды при пожаре. Виды водопроводов и их технические характеристики. Пожарные водоемы, пожарный гидрант и пожарный кран; их назначение.
Практическая работа: освоение на практике на доступном уровне противопожарного водоснабжения.
Пожарно-строевая подготовка и пожарно-спасательный спорт.
Формирование знаний о назначении и работе пожарно-технического вооружения; формирование волевых и моральных психологических качеств. Индивидуальное и групповое обучение. Физическая подготовка учащихся. Спортивные игры и требования (нормативы) спортивной классификации.
Практическая работа: выполнение различных упражнений по пожарно-строевой и физической подготовке.
Подведение итогов. Соревнования по пожарно-спасательному спорту.
Подведение итогов работы объединения «Дружины юных пожарных». Подготовка к соревнованию.
Практическая работа: проведение соревнования по пожарно-спасательному спорту.
Ожидаемые результаты
Знать:
Научить сознательно выполнять в школе, на улице, дома правила пожарной безопасности;
развитие у детей навыков правильного и осторожного отношения с огнём;
оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим;
применять и эффективно использовать спасательную технику, средства пажаротушения, приборы, оборудование и средства связи;
контролировать личное морально-психологическое состояние при пожарах и других чрезвычайных ситуациях.
Иметь представление:
об отечественном и зарубежном опыте тушения пожаров;
о перспективах развития отечественных аварийно-спасательных средств и средств пожаротушения;
о природных явлениях региона;
о процессе горения, пожаре и его развитии, особенностях тушения пожаров различных категорий на различных объектах.
Материальное обеспечение.
- столы;
- стулья;
- доска;
- компьютер;
- проектор;
- альбомы;
- краски;
- огнетушитель.
Методическое обеспечение.
№ Раздел или тема программы Формы занятий Приёмы и методы организации учебно-воспитательного (образовательного) процесса (в рамках занятия) Дидактический материал Формы
подведения итогов
1 Вводное занятие. Цели и задачи дружин юных пожарных. Развитие пожарной охраны и добровольных пожарных организаций в России. коллективная объяснительно-иллюстративный памятка по ТБ Альбом, словарики.
2 Что такое огонь? Пожар как явление. Основные характеристики горячей среды и источников зажигания. коллективная словесный
(лекция с элементами беседы) Презентация с таблицами и схемами Конспект
3 Отчего происходит пожары? Данные по пожарам за последний год. Рассказы о некоторых характерных пожарах. Групповая   словесный
(лекция с элементами беседы) Презентация с таблицами и схемами Конспект
4 Правила пожарной безопасности в школе и быту. коллективная словесный
(лекция с элементами беседы) Презентация с таблицами и схемами Памятки
5 Что делать при возникновении пожара? коллективная словесный (лекция с элементами беседы) Презентация с таблицами и схемами Памятки
6 Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности. групповая словесный (лекция с элементами беседы) Презентация с таблицами и схемами Конспект
7 Средства противопожарной защиты и тушения пожаров. Общие сведения. групповая практический (практическая работа) Презентация с таблицами и схемами Конспект
8 Первичные средства тушения пожаров. Пожарные автомобили и противопожарное оборудование. групповая поисковый
(практическая работа) Презентация с таблицами и схемами конспект
9 Основы профессии пожарного. коллективная словесный (лекция с элементами беседы) Презентация с таблицами и схемами Конспект
10 Первичная доврачебная помощь при пожаре. Групповая словесный (лекция с элементами беседы) Презентация с таблицами и схемами Памятка
11 Противопожарное водоснабжение. Групповая словесный (лекция с элементами беседы) Презентация с таблицами и схемами Стенгазета
12 Пожарно-строевая подготовка и пожарно-спасательный спорт. Коллективная Практический видеоматериал Демонстрация строевой подготовки.
13 Подведение итогов. Соревнования по пожарно-спасательному спорту. коллективная практический видеоматериал Демонстрация строевой подготовки.
Литература.
1. Всероссийская газета для детей и их родителей «Добрая дорога детства»2. Л.Ю.Скрипник Методическое пособие. Пожарная безопасность в школе. М. Айрис Пресс, 20053. Л.Я.Олиференко. Обеспечение комплексной безопасности в образовательном учреждении. Теория и практика. М. Айрис Пресс, 20054. Основы противопожарной безопасности (видео пособие)5. Энциклопедия школьника «Чрезвычайные ситуации».