Психолого-педагогическая работа по коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений у детей с агрессивностью


Эмпирическое исследование
1. Организация эмпирического исследования

Цель исследования: выявить и описать эффективные направления (методы и приемы) психолого-педагогической работы по коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений у умственно отсталых младших школьников с агрессивностью.
Цель исследования конкретизируется в следующих исследовательских задачах:
Методических:
Подобрать комплекс методик, соответствующих цели исследования;
Составить программу коррекционных занятий по снижению агрессии у детей;
Сформировать выборку адекватную цели исследования.
Эмпирических:
Организовать и провести эмпирическое исследование;
Выявить уровень агрессивности «до» и «после» реализации программы коррекционных занятий по снижению агрессии у детей;
Выявить доминирующий вид агрессии у детей;
Объект исследования: коррекционная психолого-педагогическая работа.
Предмет исследования: психолого-педагогическая работа по коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений у детей с агрессивностью.
Гипотеза исследования: психолого-педагогическая коррекционная работа снижает проявление агрессивного поведения у детей с умственной отсталостью младшего школьного возраста.
Методы исследования:
В эмпирическом исследовании применялись психодиагностические методы: тесты – опросники; программа коррекционных занятий с элементами тренинговой работы.
Методики исследования:
1.Тест агрессивности (Опросник Л.Г. Почебут).
2. Программа коррекционных занятий по снижению агрессии у детей.
Исследование проходило по следующему алгоритму. В ходе наблюдения нами были отобраны испытуемые обоих полов (7 человек: 2 девочки и 5 мальчиков), которые проявляли агрессию в течение учебного года чаще остальных учащихся.
Каждому из испытуемых предлагалось заполнить в индивидуальном порядке: тест агрессивности Л.Г. Почебут, после чего на протяжении недели реализовывалась программа коррекционных занятий по снижению агрессии. Далее предлагалось заполнить тест агрессивности Л.Г. Почебут повторно.
Исследование длилось 2 недели.
Особенности выборки: эмпирическая выборка составила 7 человек: 2 девочки и 5 мальчиков 12-14 лет (4-5 класс).
2.Представление, анализ и интерпретация результатов исследования
Ранее мы сформировали группу для исследования: 7 человек (2 девочки и 5 мальчиков (4-5 класс)), которые в течение учебного года проявляли агрессивное поведение чаще других учащихся.
На протяжении двух дней участники группы индивидуально проходили предложенную методику, после обработки которой, мы получили результаты, которые представлены в Таблице 1.
Таблица 1. Результаты прохождения теста агрессивности Л.Г. Почебут («До»)
№ Испытуемый Вербальная агрессия Физическая агрессия Предметная агрессия Эмоциональная агрессия Самоагрессия Сумма
1 A 7 7 8 4 4 30
2 B 6 6 6 4 2 24
3 C 7 3 7 5 4 26
4 D 6 8 8 6 5 33
5 E 7 5 5 3 4 24
6 F 6 7 4 4 4 25
7 G 7 4 6 6 4 27
Сумма 46 40 45 32 26 189
Низкая степень агрессивности и высокая степень адаптированности по шкале: от 0-2 баллов
Средняя степень агрессивности и адаптированности по шкале: от 3 - 4 баллов
Высокая степень агрессивности и низкая степень адаптированности по шкале: больше 5 баллов
Низкая степень агрессивности и высокая степень адаптированности в сумме: от 0-10 баллов
Средняя степень агрессивности и адаптированности в сумме: от 11 - 24 баллов
Высокая степень агрессивности и низкая степень адаптированности в сумме: больше 25 баллов
Проанализировав результаты, мы можем сделать выводы:
1. 4 учащихся имеют среднюю степень агрессивности, 5 учащихся высокую.
2. Доминируют вербальная и предметная агрессия.
3. Наименее выражена самоагрессия.
После реализации программы коррекционных занятий по снижению агрессии (Приложение 1), мы получили следующие результаты по данной методике (Таблица 2):
Таблица 1. Результаты прохождения теста агрессивности Л.Г. Почебут («После»)
№ Испытуемый Вербальная агрессия Физическая агрессия Предметная агрессия Эмоциональная агрессия Самоагрессия Сумма
1 A 6 5 7 4 3 25
2 B 5 5 5 4 3 22
3 C 7 3 6 5 4 25
4 D 6 6 7 6 5 30
5 E 7 5 5 3 4 24
6 F 6 5 4 4 4 23
7 G 6 4 4 5 4 23
Сумма 43 33 38 31 27 172
Низкая степень агрессивности и высокая степень адаптированности по шкале: от 0-2 баллов
Средняя степень агрессивности и адаптированности по шкале: от 3 - 4 баллов
Высокая степень агрессивности и низкая степень адаптированности по шкале: больше 5 баллов
Низкая степень агрессивности и высокая степень адаптированности в сумме: от 0-10 баллов
Средняя степень агрессивности и адаптированности в сумме: от 11 - 24 баллов
Высокая степень агрессивности и низкая степень адаптированности в сумме: больше 25 баллов
Проанализировав результаты, мы можем сделать выводы:
1. 4 учащихся имеют среднюю степень агрессивности, 3 учащихся высокую.
2. Доминирует вербальная агрессия. Отмечаются значимые изменения в уровне вербальной и предметной агрессии (показатели снизились).
3. Уровень выраженности эмоциональной агрессии и самоагрессии остался практически без изменений.
3.Выводы
Проведенное нами эмпирическое исследование позволяет нам сделать следующие выводы:
После реализации программы коррекционных занятий по снижению агрессии у детей наблюдалось снижение уровня агрессивности со 189 до 172. Это свидетельствует о том, что применяемые методы коррекции оказались эффективными.
У группы испытуемых доминирует вербальная (могут оскорбить или нагрубить другим учащимся) и предметная агрессия (неожиданно могут бросаться предметами или ударить предмет).
Наименее выражен уровень эмоциональной агрессии (всё делают наоборот, мешают работать другим, отказываются от занятий) и самоагрессии (ударяют себя, царапают или кусают, обвиняют в неудачах).
Таким образом, мы можем сделать вывод, что основная гипотеза нашего исследования не подтвердилась, а именно: психолого-педагогическая коррекционная работа снижает проявление агрессивного поведения у детей с умственной отсталостью младшего школьного возраста.
Заключение
Тема нашего исследования звучала, как: «Психолого-педагогическая работа по коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений у детей с агрессивностью. Взаимодействие учителя и специалистов сопровождения» (на примере младших школьников с умственной отсталостью).
В ходе работы мы дали определение понятию «умственной отсталости» и выявили и описали психофизические особенности детей с легкой, умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью. Рассмотрели понятие и виды агрессии. Описали причины и эмоционально-поведенческие проявлений агрессивности у младших школьников с умственной отсталостью. Определили направления психолого-педагогической коррекционной и профилактической работы с агрессивными детьми, а также особенности и важность взаимодействия учителя со специалистами сопровождения (дефектолог, логопед, психолог).
Анализ теоретических источников по проблеме исследования свидетельствует о том, что агрессия рассматривается как мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности).Мы определили, что наличие и уровень агрессивности детей с умственной отсталостью определяется комплексом разнообразных факторов и условий социального развития: гормональные изменения; прием медицинских препаратов; астенические явления, возникающие вследствие расстройства; наличие психопатологические синдромов; эмоционального состояния и самочувствия педагогов; отрыв детей от семьи, перевод из одного учреждения; невозможность удовлетворения потребностей; неблагоприятные условия среды, в том числе в семье; прямое повторение того, что дети сами испытывают от других людей; подражательность и внушаемость; порицание и критика (Л.В. Токарская, 2008).
Современные исследования говорят нам о том, что: у агрессивных детей с умственной отсталостью наиболее выражена физическая агрессия (удары, щипки, порча предметов и т.д.), вербальная агрессия, аутоагрессия (нанесение физических травм самому себе), вспыльчивость в действиях (неожиданно могут бросаться предметами, выбежать из класса и т.д.), вспыльчивость в речи (могут неожиданно нагрубить), негативизм в физических действиях выражен более всего (все делает наоборот, мешает работать и т.д.), отказы от занятий, конфликтность (Н. М. Платонова,2004).
Но, несмотря на это, существует ряд направлений психолого-педагогической коррекционной работы с агрессивными детьми (младшими школьниками и подростками), которые являются наиболее эффективны в этой области. Одним из наиболее эффективных методов коррекции нарушений поведения у агрессивных детей является поведенческая терапия.
Результаты нашего теоретико-прикладного исследования могут быть использованы специалистами системы специального образования (педагогами, психологами) в рамках коррекции проявлений агрессивности у детей младшего школьного возраста, а также специалистами, работающим с детьми с умственной отсталостью и родителями, воспитывающими данную категорию детей.