Коррекция эмоционально-поведенческих реакций асоциальных подростков в практике социального педагога.


Коррекция эмоционально-поведенческих реакций асоциальных подростков в практике социального педагога.
Коррекционное занятие с группой подростков состоящих на внутришкольном учете, направленное на изменение эмоционально-поведенческих реакций.
Цель: формирование навыков саморегуляции, знакомство с правовой ответственностью несовершеннолетних.
Ход занятия:
1. Разминка: «Никто не знает».
2.Обсуждение в группе: «Что хорошего и что плохого происходило в последние дни».
3.Упражнение «Наши эмоции – наши поступки» с использованием ассоциативных метафорических изображений, наборы: PERSONITA и «Из сундука прошлого».4.Информационно-правовая часть «Правовая ответственность несовершеннолетних».
5.Рефлексия.
Ход занятия:
1.Разминка: «Никто не знает».
Участники садятся в круг. У психолога в руках мяч.
- Сейчас мы будем бросать друг другу этот мяч и тот, у кого окажется мяч, завершает фразу «Никто из вас не знает, что я (или у меня)…»
Будьте внимательны и сделайте так, чтобы каждый принял участие в выполнении задания. У каждого мяч должен побывать несколько раз.
2.Обсуждение в группе: «Что хорошего и что плохого происходило в последние дни».
Цель: Анализ изменений в поведении подростков.
Содержание: Подростки рассказывают о том, что происходило с ними в последние дни, что было хорошего, а что плохого и почему. (Упражнение развивает способность к анализу и собственного поведения, и поведения своих друзей.)
3.Упражнение «Наши эмоции – наши поступки».
Цель: Обнаружение зависимости поступков от эмоционального состояния, создание предпосылок к формированию навыков управления своим поведением.

Используем наборы PERSONITA и «Из сундука прошлого».
Из набора PERSONITA выбираем три картинки: «Каким меня знают окружающие», «Какой я на самом деле», «Каким меня не знает никто». Просим ребенка проверить, все ли ему картинки нравятся, дать им характеристику. Если какая-то из картинок не нравится, просим выбрать на ее место ту, которая, по мнению ребенка, может ее заменить (как на фото). Затем, из картинок взаимодействия, просим выбрать те, которые характеризуют «отношения» между выбранными картинками «Я-образов», просим пояснить выбор (таким образом можно прояснить наличие внутриличностного конфликта).
На следующем этапе, из набора «Из сундука прошлого» просим выбрать картинки отражающие ситуации, в которых проявляются представленные «Я-образы», дать описание этих ситуаций. Из картинок-слов, выбираем эмоции, соответствующие этим ситуациям, просим рассказать о них.
Далее, участникам предлагается продолжить предложения:
Я огорчаюсь, когда…
Я злюсь, когда…
Мне плохо, когда…
Я радуюсь, когда…
Я спокоен, когда…
Мне нравится, когда…
Мне не нравиться, когда…
Мне хорошо, когда…
Как только эта часть работы будет закончена, участникам предлагается продолжить предложения дальше: «….когда… и я поступаю…».
Затем следует обсуждение: о чем вы думаете, когда совершаете тот или иной поступок? Всегда ли люди думают, когда что-то делают?
Ведущий предлагает группе подтвердить или опровергнуть правильность утверждения: «Прежде, чем что-либо сделать, подумай!» в каких ситуациях этот постулат приемлем? Необходимо подвести подростков к формированию у них следующей установки: «Впереди любого действия должна идти мысль!». Вместе с участниками, ведущий рассуждает о том, что нужно сделать, чтобы вовремя остановиться перед совершением необдуманного действия.
4.Информационно-правовая часть «Правовая ответственность несовершеннолетних».
Цель: Знакомство с основными статьями законодательства РФ, по которым несовершеннолетние несут ответственность.
Содержание: Ведущий рассказывает подросткам о действующем законодательстве РФ, определяющем ответственность несовершеннолетних.
«Несовершеннолетние несут правовую ответственность за совершенные проступки и преступления. Подростка могут исключить из образовательного учреждения за противоправные действия (за преступления), за грубое и неоднократное нарушение устава общеобразовательного учреждения. В каждой школе существует устав, в котором оговариваются правила поведения в школе, правила посещения занятий. Если ученик, достигший возраста 14 лет, неоднократно нарушал устав, его исключают из школы. Но не думайте, что после исключения можно ничего не делать, отдыхать, гулять. Органы местного самоуправления, совместно с родителями исключенного обязаны в месячный срок решить вопрос о его трудоустройстве или обучении в другом учреждении.
В случаях причинения материального ущерба несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет обязан его возместить. Если у него нет доходов, то ущерб возмещают его родители или опекуны. Причинением ущерба считается не только лишение человека какой-либо вещи или денег, а также те случаи, когда ему приходится тратить средства на лечение из-за нанесенного вреда здоровью.
Преступления, за которые несовершеннолетние привлекаются к уголовной ответственности (Преступлением признается совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом Российской Федерации).
Уголовная ответственность несовершеннолетних:
1. Несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14, но не исполнилось 18 лет.
2. К несовершеннолетним, совершившим преступления, могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия либо может быть назначено наказание, а при освобождении от наказания судом они могут быть также помещены в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием.
Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним:
1. Видами наказаний, назначаемых несовершеннолетним, являются:
Штраф;
Лишение права заниматься определенной деятельностью;
Обязательные работы;
Исправительные работы;
Арест;
Лишение свободы на неопределенный срок.
Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16 летнего возраста.
Лица, достигшие ко времени совершения преступления 14 летнего возраста, подлежат ответственности: за убийство; умышленное причинение тяжкого вреда здоровью; умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью; похищение человека; изнасилование; насильственные действия сексуального характера; кражу; грабеж; разбой; вымогательство; неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения; умышленное уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах; терроризм; захват заложника; заведомо ложное сообщение об акте терроризма; хулиганство при отягчающих обстоятельствах; вандализм; хищение либо вымогательство оружия; боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств; хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ; приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения.
Убийство – лишение человека жизни.
Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью – нанесение травмы, опасной для жизни человека или повлекшей за собой потерю зрения, речи, слуха либо какого-либо органа или утрату органом его функций, прерывание беременности, психическое расстройство, заболевание наркоманией либо токсикоманией, или выразившейся в неизгладимом обезображивании лица, или вызвавшей значительную стойкую утрату общей трудоспособности не менее чем на одну треть или заведомо для виновного полную профессиональной трудоспособности.
Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью – нанесение травмы, не опасной для жизни человека и не повлекшей тяжелых последствий, но вызвавшей длительное расстройство здоровья или значительную стойкую утрату общей трудоспособности менее чем на одну треть.
Изнасилование – половое сношение с применением насилия или угрозой его применения к потерпевшей или к другим лицам, либо с использованием беспомощного состояния потерпевшей.
Вымогательство – требование передачи чужого имущества или права на имущество под угрозой применения насилия либо уничтожения или повреждения чужого имущества, а равно под угрозой распространения сведений, позорящих потерпевшего или его близких, либо иных сведений, которые могут причинить существенный вред правам или законным интересам потерпевшего или его близких.
Грабеж – открытое хищение имущества.
Кража – тайное овладение чужим имуществом.
Терроризм – совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказание воздействия на принятие решений органами власти, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.
Захват или удержание лица в качестве заложника – деяния, совершенные в целях принуждения государства, организации или гражданина совершить какое-либо действие или воздержаться от совершения какого-либо действия как условия освобождения заложника.
Заведомо ложное сообщение о готовящемся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий – сообщение в милицию или иные правоохранительные организации информации, зная о том, что она ложная.
Хулиганство – грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершенное с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия.
Вандализм – осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или иных общественных местах.
Действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека или группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации, рассматриваются в Уголовном кодексе как преступление.
Так, что несовершеннолетие, не освобождает вас от ответственности перед законом».
5.Рефлексия.
Цель: Получение обратной связи.
Содержание: Участники делятся впечатлениями о занятии.
Литература:
1.Анн Л.Ф. психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2004.
2.Кондрашенко В.Т., Донской Д.И., Игумнов С.А. Общая психотерапия. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003.
3.Коряковцев В.В., Пигулько К.В. Комментарии к Уголовному кодексу Российской Федерации. – СПб.:Питер, 2006.
4. Мирошниченко М.В. Теоретическое обоснование способа диагностики образа мира у девиантных подростков // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. – 2011. – № 9. – С. 147 – 153