Урок по экологии на тему Путешествие по природным зонам

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования города Нижневартовска «Центр детского творчества»
















Интегрированный урок «Путешествие по природным зонам»



















Подготовила:
педагог дополнительного образования Шамшик Т.А.








Нижневартовск
2016
Тема: путешествие по природным зонам.
Цель: систематизация и обобщение знаний, полученных в процессе обучения.
Задачи: 1. Активизировать познавательную деятельность детей;
2.Формировать социально-активную жизненную позицию;
3.Воспитыватьбережное отношение к природе родного края, умение работать в команде.
Методы: словесно-наглядный, викторина, игровой.
Оборудование: инструктивные карточки.
Форма: индивидуально-групповая, игровая.
Тип: интегрированный урок
Ход занятия
Организационный момент (деление на команды)
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами собрались здесь, чтобы подвести итоги нашей работы за этот учебный год. А в чем же заключалась наша работа? (ответы детей).
Правильно, мы изучали природные зоны России. Сейчас мы и проверим, насколько это получилось. Сегодня, я вам ребята предлагаю отправиться в путешествие по природным зонам. Ну и как в любом путешествии нам понадобятся билеты. Билеты настоящие вы покупаете за деньги, а мои можно купить только за знания.
1.Заморочки из мешочка.
Дети по одному достают из мешочка листочки с загадками, отвечают на них и получают баллы.
Билет №1
Кто это?
Эта птица известна всем.
Её оперение чёрно-белое, живёт она по соседству с человеком.
За свои действия получила прозвище «воровка».

Билет №2
Кто это?
Посмотрите-ка какая –
Вся горит, как золотая.
Ходит в шубке дорогой,
Хвост пушистый и большой.

Билет №3
Носит бивни, а не слон;
Есть усищи, а не сом
Морем плавает, ныряет,
Сушей - еле ковыляет.

Билет №4

В одежде богатой, да сам слеповатый; живёт без оконца, не видывал солнца.


Билет №5

Хвойное дерево, около него встречают Новый год?



Билет №6
Лиственное дерево с белой корой?

Билет №7
Не земледелец, не кузнец, не плотник, а первый на селе работник.

Билет №8
Ползун ползёт, иголки везёт.


Билет №9
Кто это?
Крупная лесная кошка. Мех у неё мягкий и очень пушистый.
На концах ушей чёрные кисточки.


Билет № 10
Кто это?
Хозяин лесной просыпается весной.
А зимой под снежный вой спит в избушке снеговой.

. Билет №11
ПРИЗ!!!
УРА!


Билет №12
Приз!!!
УРА!

Еще 2 билета выдаются бесплатно, если попадается билет приз!







2.Остановка «Угадай-ка»
Установи стрелками соответствие.
Полярная ива Ягоды
Брусника
Кукушкин лён Деревья
Голубика
Карликовая береза
Морошка Лишайники, мхи
Ягель

3.Остановка «Сделай выбор»

- Мы посвящаем его зоне Арктики. Эта природная зона до конца ещё не исследована и мы будем её исследовать.
Я вам предлагаю тест, вам надо выбрать правильный ответ.

Тест

Природная зона арктических пустынь расположена
а) на островах Индийского океана;
б) на островах Северного ледовитого океана

В Арктике для растений и животных сложились
а) суровые условия;
б) комфортные условия

3. В Арктике обитают животные
а) моржи, тюлени, белые медведи;
б) волки, бурые медведи, рыси

4. Большое скопление птиц на скалах называют
а) «птичьи рынки»;
б) «птичьи базары»

Проверка. Ответы: б, а, а, б.

4.Остановка «Перекличка природных зон»
Расположи карточки соответственно природным зонам.
Команды получают конверты с табличками: «Арктика», «Тундра», «Степь», «Тайга» и описанием природных зон.
Эта зона – царство снега и льда. Зимой – полярная ночь, летом – полярный день.
Это безлесная заболоченная равнина на севере нашей страны. Природа здесь сурова. Зима холодная с сильными ветрами, длится 8-9 месяцев. Земля промерзает на большую глубину.
Эта зона – бескрайние равнины, безлесные просторы. Зима короткая. Довольно холодная, особенно на востоке. Лето жаркое, дождей выпадает немного. Почвы плодородны.
Зона занимает больше половины территории России. Богат и разнообразен животный и растительный мир.

5.Остановка
· « Найди лишнее».
На доске записаны столбики слов с названиями животных и растений. В каждом столбике нужно найти животное или растение, которое не подходит для тундры.
морошка белая куропатка
брусника рысь
карликовая берёза северный олень
дуб медведь
ягель песец
шиповник роза
голубика барсук
Молодцы, ребята правильно справились с заданием.

6.Остановка «Распределялки»
Задание: перед вами представители разных природных зон. Распределите их в зависимости от места обитания.




















7.Остановка «Шифровальщик»
Необходимо прочесть фразу с помощью часиков. (Не мудрено дерево срубить, мудрено вырастить.































8.Остановка «Эколог- лаборант»
Выходят по одному представителю из команды. И по свистку начинают одеваться в спецодежду лаборанта (фартук, перчатки, очки, шапочка, маска).
9.Остановка «Лесная путаница»
Рассказ первой команде.
Был январь. Утром мы выехали на машине в охотничий стан. Было так холодно, что сучья трещали, когда мы к ним прикасались. Въехали в еловый лес. Вдруг из-под сучьев выскочила маленькая птичка, я ее сразу узнал-это была колибри. Вероятно у нее там гнездо. Я посмотрел на макушку высокой ели и увидел порхающего пингвина.
«Не надо лениться, если хочешь увидеть много интересного», - подумал я и полез на дерево. На самом верху я увидел пингвинье гнездо. Там лежали 5 яиц, по всему было видно – пингвин хочет снести шестое.

Рассказ второй команде

На соседней ветке я увидел беличье гнездо. Я слез с дерева, сел в машину и мы поехали дальше. Шум мотора разбудил зверька, он, потягиваясь, выскочил наружу, удивленно посмотрел на нас и скрылся в листве. Машина не смогла ехать дальше, и мы пошли пешком. То и дело в трещинах коры нам попадались желуди. Молодец белка! Хорошо подготовилась к зиме.
Уже второй час мы шли по сосновому лесу. Перед нами расстилалась поляна. На пригорке распустились первые подснежники. Я бросился их собирать. Над нами порхала первая бабочка.
Как хорошо гулять в лесу в начале зимы!

10.Остановка «Найди животных»
В этой таблице спрятаны названия 8 животных, найди их и определи в какой природной зоне они обитают.
Ответы: лось, заяц, волк, лиса, белка, ёж, медведь, соболь.

О
Л
О
С
Ь
К
П
О

Г
К
Я
Ы
З
А
Я
Ц

В
О
Л
К
Р
Э
Ь
Р

М
Й
Л
И
С
А
Г
Ф

С
Б
Е
Л
К
А
К
А

Л
О
Г
Ж
Е
Ё
Ж
Г

М
Е
Д
В
Е
Д
Ь
Х

Ш
С
О
Б
О
Л
Ь
Щ


11.Конкурс пословиц и поговорок
Задания первой команде:
1.Волков бояться (в лес не ходить).
2.Бьется как (рыба об лёд).
3.Лучше синица в руках, чем (журавль в небе).
4.Знает кошка, чье (мясо съела).
Задания второй команде:
1.С волками жить(по-волчьи выть).
2.На и тои щука в реке, ( чтоб карась не дремал).
3.Старый конь борозды (не портит).
4.Гусь свинье (не товарищ).

12. Итог урока.
Мы побывали сегодня во всех природных зонах нашей страны. Назовите все природные зоны, начиная с самой холодной. (Дети читают названия на карточках и называют все природные зоны ещё раз). Понравилось вам наше путешествие?
Посмотрите, какая наша страна большая и сколько в ней чудесных и интересных мест.
Захотелось ли вам на самом деле побывать в этих местах и увидеть всё своими глазами?
А теперь совершим последний перелёт. Мы должны приземлиться в той природной зоне, где мы с вами живём. Переместите наш самолёт по карте.
Мы живём с вами в зоне хвойных лесов. Наш самолёт приземляется в г. Нижневартовске.
Дети показывают настроение (светофор)
Спасибо за урок.

Подведение итогов.

13 EMBED Visio.Drawing.11 1415



Root Entry