Сравнительная характеристика традиционного урока и современного урока в условиях внедрения ФГОС ООО

Учитель технологии
МБОУ Новогородковской средней общеобразовательной школы
Гаврилюк Людмила Михайловна.


Сравнительная характеристика традиционного урока и современного урока в условиях внедрения ФГОС ООО

Урок – это зеркало общей и
педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального богатства,
показатель его кругозора, эрудиции»
В.А. Сухомлинский
 

Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций и других научных работ. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. 
Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик.
Исходя из требований времени, меняется не только сам урок, но и взаимоотношения учитель-ученик. Если в классической форме урока учитель выступал субъектом образовательного процесса, а ученик – объектом, то в условиях ФГОС ООО и учитель и ученик выступают субъектами. Урок теперь строится на взаимодействии учителя с учеником «на равных».
Таблица 1
Сравнительная характеристика изменений деятельности ученика на уроках технологии в условиях ФГОС

Предмет изменений
Традиционная деятельность ученика
Деятельность ученика на уроке, построенном в соответствии с требованиями ФГОС

Подготовка к уроку
Ученик выполняет домашнее задание на основании тех знаний, которые усвоил в процессе объяснения учителя.
Ученик выполняет задания, опираясь на знания, полученные на уроке, пользуется рекомендованными интернет ресурсами, дополнительными источниками, проявляет творческую инициативу.

Деятельность на уроке
Слушает объяснение учителя, опираясь на учебное и методическое пособие (плакаты, коллекции образцов материалов) и др.
Основное время уходит на пассивное прослушивание темы. Практическое занятие проходит в узких временных рамках с опорой только на инструкционную карту.
Часто бывает, что ученику трудно разобраться в схемах инструкционных карт самостоятельно, и он вынужден ждать помощи учителя.
Слушает объяснение новой темы, используя интерактивные источники, презентации, видео-уроки, видео-мастер-классы. Опираясь на поддержку учителя, инструкционные карты и видеоматериалы, выполняет работу самостоятельно. В непосредственной помощи учителя нуждается факультативно. Проявляет личностные качества, творческую инициативу. Работа в группах формирует коммуникативные действия. Самостоятельная деятельность занимает более половины урока


Главная цель ученика
Присутствовать на уроке, прослушать объяснение учителя, выполнить работу по инструкции, соблюдая правила охраны труда.
Получить максимум знаний, умений, закрепить знания, выполняя работу. Опираясь не только на инструкционную карту, на презентационный материал используя наглядные пособия по охране труда в процессе видео-презентаций. Ученик может самостоятельно выбрать объект творческого проекта

Основные виды деятельности ученика
Прослушать лекцию, найти, прочитать, выписать, выполнить.
Слушать, анализируя, сравнивая, выбирая способ решения, изменять, придумывать. Все это возможно выполнять одновременно в процессе творческой работы.

Нестандартный урок
Деятельность ученика ограниченна




Совместное интегрированное ведение тем. Например: урок истории и технологии «История возникновения прядения и ткачества». Практические работы: например «изготовление образца «ткани» полотняного переплетения», урок черчения и технологии «Виды чертежных линий, их назначение и использование» и др.

Образовательная среда
Ученик использует только тот наглядный материал, который ему предоставляет учитель
Использует наглядный материал, предоставленный учителем, самостоятельно готовит презентацию, ищет дополнительную информацию, представляет собственный опыт, выбирает самостоятельно темы творческих проектов.

Результаты обучения
Предметные результаты.
Основная оценка- оценка учителя
Не только предметные, но и личностные, метапредметные.
Ученик получает не только знания и умения, но и возможности поиска информации, интерес к которой у него проявился на уроке.
Оценка деятельности ученика не только учителем, но и формирование адекватной самооценки творческой деятельности.

Итог урока
Ответы на поставленные вопросы по пройденной теме.
Закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий, понятий, алгоритмов и т.д.





Таблица 2

Сравнительная характеристика изменений в деятельности учителя технологии, работающего по ФГОС

Предмет изменений
Традиционная деятельность учителя
Деятельность учителя, работающего по ФГОС

Подготовка к уроку
Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока
Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения. Создает технологическую карту урока.


При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации
При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами. Использует творческие идеи учащихся.

Основные этапы урока
Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя
Самостоятельная и практическая деятельность обучающихся (более половины времени урока)

Главная цель учителя на уроке
Успеть выполнить все, что запланировано
Учить анализировать, учить выделять главное, учить сравнивать, учить строить аналогии, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы.
Организовать деятельность детей:
 по поиску и обработке информации;
 обобщению способов действия;
 постановке учебной задачи и т. д.

Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей)
Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д.
Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.

Форма урока
Преимущественно фронтальная
Преимущественно групповая, в малых группах и/или индивидуальная.
Учитель контролирует и направляет работу ученика,

Нестандартное ведение уроков
Интегрированный урок
Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся

Взаимодействие с родителями обучающихся
Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс
Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета

Образовательная среда
Создается учителем. Выставки работ обучающихся
Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов

Результаты обучения
Предметные результаты
Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные


Нет портфолио обучающегося
Создание портфолио результатов обучения учащегося


Основная оценка – оценка учителя
Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки


Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ
Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения

Итог урока
Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили
формирование у учащихся способностей к выявлению причин затруднений и коррекции собственных действий

 
В отличие от стандартного урока, современный урок требует создание технологической карты.
Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.
Технологические карты раскрывают общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных умений школьников, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения к результатам образования.
Технологическая карта позволит учителю:
реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
на практике реализовать межпредметные связи;
выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.

Технологическая карта позволит администрации школы:
контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь.


Апробация новейших разработок показала следующие результаты:
значительно повышается уровень мотивации учащихся к учебной деятельности;
появляется конструктивная коммуникация ученика и учителя;
школьники позитивно воспринимают и успешно используют приобретенные знания и умения в интеллектуально-преобразовательной, творческой и проектной деятельности в рамках изучаемой темы.

Таблица 3

Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС

Основные этапы организации учебной деятельности
Цель этапа
Содержание педагогического взаимодействия



Деятельность учителя
Деятельность обучающихся




Познавательная
Коммуникативная
Регулятивная

1. Постановка учебных задач
Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи
Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва.
Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему.
Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания
Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

2. Совместное исследование проблемы.
Поиск решения учебной задачи.
Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение.
Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения
Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий
Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения

3. Моделирование
Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта.
Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей.
Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения.
Воспринимают ответы обучающихся
Осуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

·
4. Конструирование нового способа действия.
Построение ориентированной основы нового способа действия.
Организует учебное исследование для выделения понятия.
Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия.
Участвуют в обсуждении содержания материала
Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль

5. Переход к этапу решения частных задач.
Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия.
Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции.
Осуществляют работу по выполнению отдельных операций.
Учатся формулировать собственное мнение и позицию
Осуществляют самоконтроль

6. Применение общего способа действия для решения частных задач.
Коррекция отработки способа.
Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу.
Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки.
Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия
Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату

7. Контроль на этапе окончания учебной темы.
Контроль.
Диагностическая работа (на выходе):
- организация дифференцированной коррекционной работы,
- контрольно-оценивающая деятельность.
Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.
Рефлексия своих действий
Осуществляют пошаговый контроль по результату

 
Таблица 4

Положительные и отрицательные стороны традиционного и современного уроков

Традиционный урок
Современный урок

Положительная сторона
Отрицательная сторона
Положительная сторона
Отрицательная сторона

Опыт, накопленный веками, остается ценным всегда. Нельзя обойтись без прочных, систематических, глубоких знаний. Нельзя обойтись без воспитанной традиционным уроком привычки к дисциплине и порядку в голове. 
Большую часть урока проводит сам учитель.
Учитель организует совместную образовательную деятельность сотрудничества учитель-ученик»
Много времени уходит на подготовку к уроку, создание технологических карт. Очень высокая утомляемость учителя, особенно на последних уроках,

Всю жизнь проводили традиционные уроки и вырастили нормальных учеников. 
Надоедает одно и то же, бесконечное «повторение пройденного»; жалко «сильных» учеников, которых с каждым годом все меньше и меньше («низкий» уровень подтягиваем до «среднего», а с «сильными» работать некогда). 
Учитель получает возможность строить и формировать урок не зависимо от текста учебника. «Сильный» ученик получает возможность приобрести дополнительные знания. «Слабый» ученик получает возможность подтянуться в знаниях на уровень «среднего»
Проблема неспособности многих учителей перестроится на новые формы работы с учеником. Недостаточная компетентность пожилых учителей в построении урока с использованием ИКТ

На традиционном уроке легко работать: его организация проста, привычна, хорошо известна и отработана до мелочей. 
Главные ориентиры традиционного урока – коллективное выравнивание, средняя успешность (успеваемость) обучения, средний ученик в целом 
Новые методы всегда привлекательны как для учителя, так и для ученика. Отсутствует предсказуемость схемы урока.
Приходиться изучать новые методы преподавания предмета, опираясь не только на знания учителя, но и опыт других учителей

Все нормы четко расписаны, легко выполняются, никому ничего не надо доказывать, всем все понятно: все правильно с точки зрения проверяющих, а раз правильно – плохо быть не может.
Постоянное чувство неудовлетворенности из-за отсутствия интереса, нежелания учиться, из-за роста непонимания со стороны учеников и родителей к требованиям, предъявляемым учителем.
Учитель и ученик может выбрать нестандартное решение, принять на себя ответственность, рискнуть и т. д.
Недовольство администрации, заинтересованной в новом, несоответствие программ, учебников, пособий нормативным документам.











Таблица 5

Вновь обратимся к анализу и сравним этапы урока в традиционной системе и деятельностном подходе

Структура урока изучения нового материала
Структура урока «открытия» новых знаний

1. Организационный этап
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

2.Сообщение темы, постановка цели и задач урока
2. Этап актуализации и пробного учебного действия

3. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся (по необходимости)
3. этап выявления места и причины затруднения

4. Актуализация знаний
4. Этап построения выхода из затруднения.

5. Введение новых знаний
5. Этап реализации построенного проекта

6. Воспроизведение знаний и овладение учащимися способами деятельности.
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

7. оперирование знаниями в новых ситуациях
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой

8. Обобщение и систематизация знаний.
8. Этап включения в систему знаний и повторения

9. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

10. Определение и разъяснения домашнего задания.



ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, определяют цели своей деятельности и планируют её.
В связи с этим изменяется структура и действия учителя и ученика. С точки зрения деятельностного подхода ученик и учитель становятся партнёрами в образовательном процессе.

Что делает учитель?
Что делает ученик?


Спрашивает, раздаёт, наблюдает, организует, помогает
Записывает, слушает, читает, решает, исследует, делает выводы



Так преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником. Таким образом, в ходе проектирования современного урока раскрываются следующие компетенции:
компетентность, связанная с областью управления системой «учитель-ученик», которая предполагает владение управленческими технологиями: анализом ресурсов, проектированием целей, планированием, организацией и оцениванием результатов образовательного процесса
компетентность в сфере медиа-технологий и дидактического оснащения образовательного процесса, предполагающая практическое владение методиками, приемами, технологиями, в том числе технологиями медиа-образования, развивающими и социализирующими учащихся средствами предмета
Учитель на уроке не передаёт готовые знания, а создаёт условия для развития учащихся посредством поиска и самостоятельного добывания этих знаний. Теперь учитель – это навигатор, тьютор, помощник, который должен чаще отвечать на вопрос учащегося «Не знаю, посмотри в учебнике, найди информацию, попробуй сам».


Список использованных источников

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2010. - 152 с. : ил. - (Стандарты второго поколения). - Библиогр.: с. 148-150.
Карабанова О.А. Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы/ О. А. Карабанова // Управление начальной школой. - 2009. - № 12. - С. 9-11. Определение, классификация универсальных учебных действий. Примеры заданий на развитие универсальных учебных действий младших школьников.
Карабанова О.А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны / О. А. Карабанова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - № 2. - С. 11-12.
Климанова Л.Ф.   Универсальные учебные действия обучающихся: примеры формирования / Л. Ф. Климанова// Управление начальной школой. - 2010. - № 10. - С. 20-25.
Кузнецова М.И.   ФГОС и совершенствование системы контроля и оценивания достижений младших школьников / М. И. Кузнецова// Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 3. - С. 19-23. - Библиогр.: с. 23.
Кузнецова О.В.   Развитие универсальных учебных действий обучающихся средствами проектно-исследовательской деятельности / О. В. Кузнецова, Н. В. Дудырева// Управление начальной школой. - 2011. - № 6. - С. 31-40.
Осипова Н.В.   Показатели сформированности универсальных учебных действий обучающихся / Н. В. Осипова, И. А. Головинская, С. В. Брюханова// Управление начальной школой. - 2010. - № 10. - С. 26-33.
Песняева Н.А.   Учебный диалог как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников / Н. А. Песняева// Методист. - 2010. - № 4. - С. 61-67.
Песняева Н.А.   Формирование универсальных учебных действий в учебном диалоге / Н. А. Песняева// Управление начальной школой. - 2010. - № 7. - С. 15-22.
Петерсон Л.Г.   Механизмы формирования универсальных учебных действий на основе дидактической системы деятельностного метода обучения "Школа 2000..." / Л. Г. Петерсон// Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2011. - № 3. - С. 17-23. - Библиогр.: с. 23.
Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2010. - 120 с. : ил. - (Стандарты второго поколения).
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2010. - 159 с. : ил. - (Стандарты второго поколения). - Библиогр.: с. 155-158.
Чиндилова О.В.   Разноуровневые задания по освоению младшими школьниками коммуникативных универсальных учебных действий / О. В. Чиндилова // Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 2. - С. 3-6.
Чиранова О.И.   Формирование универсальных учебных действий у младших школьников в процессе реализации эстетической функции математики / О. И. Чиранова// Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 6. - С. 29-32. - Библиогр.: с. 32.
Шакина Г.В.   Оценка сформированности у младших школьников умений работы с текстом как источником информации / Г. В. Шакина, И. В. Ванисова // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2010. - № 3. - С. 7-10. - Библиогр.: с. 10.
Ячменникова Т.С.   Деятельностный подход в формировании универсальных учебных действий на уроках математики в 1 классе : как на уроке формировать универсально-учебные действия, предусмотренные ФГОС нового поколения? / Т. С. Ячменникова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2011. - № 1. - С. 25-31.

15