Урок внеклассного чтения. В Осеева «Синие листья» (1 класс)

1 класс
учитель Чернышева М.А.
Предмет Русская грамота
Тема урока: Внеклассное чтение. Урок доброты по произведению В. Осеевой «Синие листья»
Цель: создание условий для работы над развитием нравственных качеств личности при работе
с текстом.
Задачи
Формировать умение анализировать художественное произведение на доступном детям уровне. Показать детям, что тема, затронутая автором актуальна в жизни каждого человека.
Развивать навыки правильного и осознанного чтения, прогнозировать события, отвечать на вопросы.
Воспитывать честность, чувство ответственности за свои поступки, уважение и вежливость во взаимоотношениях. развивать самооценку учащихся.
Ход урока.
1 Орг. Момент
2. Вступительное слово учителя
Сегодня, ребята, у нас необычный урок. На уроках русской грамоты мы с вами изучаем буквы, звуки, учимся их писать. Повторяем изученные буквы и звуки.
3. Беседа «Зачем учиться читать?» Может можно прожить неграмотным, не зная букв?
4. Знакомство с писательницей В. Осеевой.
Сегодня я хочу познакомить вас с одной женщиной, писательницей, которая жила в прошлом веке, работала учителем и писала рассказы для своих учеников. Зовут ее В.А.Осеева. Я случайно нашла письмо ее к Вам, детям. Вот оно.
«Дорогие ребята!
Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы.
Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых.
Один раз мама спросила:
– Понравился тебе рассказ? Я ответила: – Не знаю. Я о нём не думала. Мама очень огорчилась. – Мало уметь читать, надо уметь думать, – сказала она. С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и своих собственных. И так как в жизни мне это очень помогло, то я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было научиться читать и думать»
Вот, сегодня мы будем учиться читать и думать.
На дворе, наконец, пришла зима. А рассказ, который мы будем читать называется «Синие листья»
Работа над произведением.
- Бывают ли в природе синие листья?
- Кто, по-вашему, мнению, главные герои?
6. Чтение 1 части рассказа учителем.
У Кати было два зеленых карандаша. У Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю:  - Дай мне зеленый карандаш!  А Катя и говорит:  - Спрошу у мамы.  Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена:  - Позволила мама?  А Катя вздохнула и говорит:  - Мама-то позволила, а брата я не спросила.  - Ну что ж, спроси еще брата, - говорит Лена.  Приходит Катя на другой день.  - Ну что, позволил брат? - спрашивает Лена.  - Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.  - Я осторожненько, - говорит Лена.  - Смотри, - говорит Катя, - не чини, не нажимай крепко и в рот не бери. Да не рисуй много.  - Мне, - говорит Лена, - только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зеленую.  - Это много, - говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала. 
7. Беседа о прочитанном (первичное восприятие текста).
- О ком идет речь в рассказе?
- Что происходит между детьми?
- Почему Катя не дает карандаш? Хочет ли она его дать?
8. Повторное чтение с пометками. Подчеркиваем слова, которые показывают поведение Кати. Почему Катя так себя ведет? Права ли она? Как бы вы поступили на ее месте. Как надо было поступить? Что вы можете сказать о поведении Лены? Как вы думаете возьмет она карандаш?
9. Чтение 2 части рассказа учителем.
Посмотрела на нее Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней.  - Ну что ж ты? Бери!  - Не надо, - отвечает Лена.  На уроке учитель спрашивает:  - Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?  - Карандаша зеленого нет.  - А почему же ты у своей подружки не взяла? 
Молчит Лена. А Катя покраснела и говорит:  - Я ей давала, а она не берет.  Посмотрел учитель на обеих:  - Надо так давать, чтобы можно было взять. 
- Почему Лена не взяла карандаш? Почему Катя покраснела?
10. Как вы думаете, о чем мы должны задуматься, прочитав это произведение?
Каковы главные слова всего произведения? Как вы их понимаете?
11.Рефлексия.
На столе у Вас лежат Листочки. Сейчас подумайте, как бы вы поступили, если бы у вас попросили карандаш? Раскрасьте листик
- синим, если вы поступите, также как героиня рассказа Катя. Не дам
- зеленым, если поделились бы с Леной, не у кого не спрашивая. Дам
- красным, если не знаете, как поступить. Не знаю
Размещаем свои листики на дереве.
Подведение итога урока.
Я надеюсь, что наш урок не прошел сегодня зря. Мы учились задумываться над чужими поступками и сравнивали их со своими. В дальнейшем вы будете настоящими друзьями и поступки ваши будут добрыми.
Звучит песня «У друзей нет выходных»

15