Конспект тематического занятия к празднованию 250-летия Эрмитажа Коты Эрмитажа


САНКТ – ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ СТАЦИОНАРНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
«ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИЙ ИНТЕРНАТ № 10»
Конспект тематического занятия к 250-летию основания Эрмитажа
«Коты Эрмитажа»
(в рамках Методических рекомендаций Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки России о проведении 01.09.14 г. мероприятий по темам, посвященным памятным датам российской истории и культуры);
Автор – составитель: Мелёхина М.Е.,
воспитатель «УСО ПНИ №10»

Санкт – Петербург
2014
Цель: познакомить реабилитантов с понятием «эрмитажные коты» - коты и кошки, официально содержащиеся на территории Зимнего дворца.Задачи
Образовательные:
-продолжать формировать представление о культурном наследии Эрмитажа;
- знакомить с понятием «эрмитажные коты»;
- формировать представление о жизни эрмитажных кошек в разные эпохи.
Воспитательные:
- воспитывать любознательность, бережное отношение к животным.
Коррекционно - развивающие:
- корректировать зрительное и слуховое внимание, наблюдательность;
- развивать умение изображать кошку по образцу.
Предварительная работа: беседа о государственном музее Эрмитаж, рассматривание иллюстраций с изображением Зимнего Дворца, его залов. Рассматривание иллюстраций с изображением кошек. Работа над словарем: Елизавета Петровна, Екатерина II, Апраксин двор, Зимний Дворец.
Оборудование: ноутбук, слайды с изображениями, бумага, карандаши.
Ход занятия
Вводная часть
Организационный момент(приветствие, привлечение внимания к занятию).
Заинтересовывающий момент
- Сегодня мы с вами празднуем День Знаний! И поговорим мы в этот день об еще одном замечательном событии. В этом году знаменитый музей Эрмитаж отпразднует 250-летие, с балом и масштабным праздником на Дворцовой площади. (слайд 2)
- Государственный Музей Эрмитаж — крупнейший в России и в мире художественный и культурно-исторический музей. (слайд 3)
- Свою историю музей начинает с коллекций произведений искусства, которые начала приобретать в частном порядке российская императрица Екатерина II.
- Но не только произведения искусства представляют гордость Эрмитажа и являются его достопримечательностью. Одной из самых давних достопримечательностей Эрмитажа и даже его символом являются Эрмитажные коты. (слайд 4)
Эрмитажные коты — кошки, официально содержащиеся на территории Зимнего дворца в Санкт-Петербурге со времени его основания, с целью предотвращения интенсивного размножения крыс и мышей в Государственном Эрмитаже.(слайд 5)
Основная часть
- Давайте выясним, как появились коты в помещениях Эрмитажа.
- Считается, что история эрмитажных котов отсчитывается с привезённого из Голландии Петром Великим кота, которого поселили в деревянном Зимнем дворце.
- В XVIII веке в старом Зимнем дворце сильно расплодились крысы и портили здание, прогрызая дырки в стенах. И однажды императрица Елизавета Петровна (слайд 6) после посещения Казани заметила, что там нет мышей и крыс из-за большого количества котов. Позднее, в 1745 году, она издала «Указ о высылке ко двору котов». В этом указе Елизавета приказала привезти из Казани самых лучших и больших котов.(слайд 7)
- Указ был немедленно выполнен, коты сделали своё дело, и практически все крысы во дворце исчезли.
- Императрица Екатерина II (слайд 8) кошек не любила, но оставила их во Дворце и придала котам статус «охранников картинных галерей», разделив котов на 2 класса — надворных и комнатных.
- Коты в Эрмитаже жили долгое время, в период войны с Наполеоном и после революции, при советской власти, но во время блокады Ленинграда почти все кошки умерли от голода.(слайд 9) Это был единственный период, когда Эрмитаж остался без котов-крысоловов, и дворец буквально кишел крысами и мышами. Но когда война закончилась, то в Ленинград привезли два вагона с кошками, и часть этих кошек попала в Эрмитаж.
- Позже появилась новая проблема: во дворце стало слишком много котов, поскольку некоторые жители города, желающие избавиться от своих питомцев, подбрасывали их к Эрмитажу. Сотрудники однажды отловили большинство котов и вывезли их на специальном транспорте далеко загород. Однако вскоре после этого крысы снова развелись в хранилищах. С тех пор сотрудники больше не избавлялись такими методами от лишних кошек.
- С момента поселения в Зимнем дворце коты бессменно выполняют задачи по очистке помещений от грызунов.(слайд 10)Каждый кот имеет собственный паспорт, ветеринарную карточку и формально является высококвалифицированным специалистом по очистке музейных подвалов от крыс.
- Как вы думаете, много ли сейчас котов живет в Эрмитаже? (ответы реабилитантов).
- Да, их достаточно много. Сегодня около семидесяти котов обитают в Эрмитаже и охотятся на мышей и крыс. Для них созданы хорошие условия проживания, так, например, в подвалах, где они живут, всегда сухо и тепло, также все помещения оборудованы маленькими проходами, чтобы сделать свободным передвижение кошек. А сами подвалы, где передвигаются и охотятся коты, называется «большой кошачий подвал».(слайд 11, 12) Сотрудники Эрмитажа регулярно закупают сухой корм для котов.
- Работники музея называют котов «эрмики». У каждого кота есть своя собственная мисочка, лоток и корзинка для сна. Всем котам сделаны прививки, за ними следят врачи-ветеринары. Коты могут свободно передвигаться по территории Эрмитажа, однако вход в музейные залы им воспрещён. Летом коты чаще находятся снаружи, на газонах, во дворах.(слайд 13, 14)
- В Эрмитаж чаще всего попадают бездомные коты и те, кого выбросили на улицу хозяева.
- Эрмитажные коты (слайд 15) делятся на четыре отряда. Каждый имеет строго отведенную территорию. Мохнатая охрана в чужой подвал не лезет – там можно схлопотать, причем серьезно.
- Самый многочисленный отряд живет в кухонном дворе.Сюда каждый день приходят на работу три женщины, которые убирают, готовят на плите кошачьи обеды и кормят животных.
- Кошек узнают в лицо, со спины и даже с хвоста все сотрудники музея. Но дают имена именно те женщины, которые их кормят.
- А теперь, давайте, мы с вами немного разомнемся и станем на минутку гибкими кошками!
Физминутка «Кошка»
Вот окошко распахнулось (руки развести в стороны).
Вышла кошка на карниз (имитировать походку кошки).
Посмотрела кошка вверх, посмотрела кошка вниз.
Вот налево повернулась, проводила взглядом мух.
Потянулась, улыбнулась и уселась на карниз (сесть на свои места).
- Каждая кошка или кот, которые попали в Эрмитаж и стали там жить, имеют свою историю. Давайте с вами узнаем некоторые из этих историй и посмотрим, как же кошки оказались в Эрмитаже.
- Вот кот Тишка (слайд 16). Один из старожилов Эрмитажа, подобранный на Апраксином дворе. У Тишки есть скверная привычка сидеть на трубах и подцеплять когтями головные уборы проходящих под ним посетителей музея.
- Персик (слайд 17). Красивый кот действительно персикового окраса, он был спасен от живодеров и принесен сюда сотрудником музея.
- А это – Зита. (слайд 18) Когда умирает кто-либо из сотрудников, а родственники отказываются забирать животных, их привозят сюда. Так заведено уже более 15-и лет. Кошка Зита приехала сюда лысой, только с кисточкой на кончике хвоста. Врачи посадили ее на нормальный корм и выходили. Сотрудники музея называют ее «ласковым диванным вариантом» или «подушечной кошкой».
- Лучано Паваротти и Кузя (слайд 19). Лучано Паваротти (на фото слева) — кот из передержки, временного пристанища для бездомных животных, или животных, попавших в беду. Почти полгода он просидел в клетке, был диким и запуганным. Из сгорбленного от заточения в клетке пугливого котенка он превратился в большого и красивого кота. Но до сих пор боится и прячется от людей. Кузя (на фото справа) — кот бывшей сотрудницы Эрмитажа: она вышла на пенсию, но при этом не могла проходить мимо бездомных животных. Прокормить всех она была не в состоянии, так что двоих приютил Эрмитаж.
- А эту кошку зовут Котиночка. (слайд 20)Котиночка из немногих потомков эрмитажных кошек 1944 года. Помимо знаменитой пятнистой окраски у нее есть счастливая метка — бабочка на спине. Называют Котиночку «эрмитажная придворная кошка». Кошке-долгожителю 14 лет, со стороны может показаться, что она кого-то дразнит, но высунутый язык — не от дерзости, а от отсутствия зубов.
- А на этом фото – Муся (слайд 21). Муся по кличке «рваное ухо» — дикая кошка, никого к себе не подпускает. Появилась в Эрмитаже около трех лет назад уже взрослой: пришла ли сама или кто-то подкинул — неизвестно. Ухо, скорее всего, — боевая травма после схватки с собаками.
- А эта важная кошка – Марта (слайд 22).Обнаружена в эрмитажном дворе музейными смотрителями античного сектора. Шесть часов просидела на трансформаторной будке. Когда операция по спасению Марты была успешно завершена, врач диагностировал ей чуму в тяжелой форме – это очень тяжелая болезнь. Кошку буквально вытащили с того света, из последствий остались слабая печень и аллергия на курицу. Когда кто-то из людей, спускается в подвал выбрать себе животное, чтобы унести домой, Марта прыгает в каждую сумку, но ее пока никто не взял.
- Тут у нас кошка по имени Муфта(слайд 23). Никто не помнит, как она сюда попала, но прозвище получила характерное за свой большой живот, напоминающий меховую муфту. Несколько месяцев все ждали пока она родит. Оказалось, что кошка просто толстая. Трехцветную кошку любят многие сотрудники за гордый характер. Если ей что-то запретить, то она обидится и уйдет. Любит спать в коробке на служебной лестнице, подслушивая кулуарные разговоры.(слайд 24)
- Вот такие они – эрмитажные кошки и коты. Конечно, мы показали вам не всех. Всего в Эрмитаже живет почти 70 котов и кошек, которые защищают музей от крыс и мышей изо дня в день уже несколько столетий подряд.
- А теперь, ребята, давайте все вместе нарисуем своих эрмитажных котов и «поселим» их в нашем классе.
Практическая работа «Рисуем эрмитажного кота»
Реабилитанты при помощи воспитателя рисуют кошек и котов на заранее заготовленных образцах (мордочки кошек).
Заключительная часть
- Вы отлично справились с работой! Теперь в нашем классе будут «жить» наши собственные эрмитажные коты и охранять кабинет от мышек.
- Итак, что же нового вы сегодня узнали? Какой праздник в этом году ожидает Петербургский Эрмитаж? (празднует 250-летие)
- А о каких очень важных и пушистых работниках музея мы сегодня говорили? (об эрмитажных котах)
- Для чего в Эрмитаже живут коты и кошки? (для отлова мышей и крыс)
- А почему от мышей и крыс в музее постоянно пытаются избавиться? (потому что мыши крысы грызут и портят картины, экспонаты, прогрызают в стенах дыры)
- Вам понравилось наше занятие? (ответы реабилитантов)
- Спасибо за работу. Наше занятие окончено.