УРОК «Золотые травы Хохломы»


УРОК «Золотые травы Хохломы»
Учитель: Ребята, мир, в котором мы живем, переполнен информацией, новыми технологиями. Он постоянно подгоняет нас вперед и заставляет идти, ускоряя шаг. Но декоративно-прикладное искусство возвращает нас к нашим корням, к природе, к вере русского народа в то, что красота, созданная их руками, защитит и принесет счастье. Наши предки жили среди природы и умели видеть красоту земли. Цветы и травы, звери и птицы - все, что было вокруг, о чем знали из сказок, они переносили в быт в виде необычных форм и фантастических узоров. В разных уголках России по-особому украшали свое жилье, делали домашнюю утварь, украшали ее, а потом продавали на ярмарках. Так и оказались в наших домах ложки из Хохломы, прялки из Городца, игрушки из Дымково, кружева из Вологды…
Слайд 1.
Тема нашего урока "Золотые травы хохломы". На уроке мы продолжим знакомство с элементами хохломской росписи, соприкоснемся с искусством наших предков, с природой, попробуем практически закрепить свои знания.
Слайд 2
Удивляя, прорастая, как-то празднично жива Молодая, непростая, чёрно-красная трава. Листья рдеют, не редея от дыхания зимы. Входим в царство Берендея - В мир волшебной Хохломы. (Б. Дубровский)
Учитель: Скажите, для чего мы с вами обратились к русским народным промыслам?
Слайд 3.
Ученики: Чтобы знать историю своего народа и его культуру, гордиться ей и передавать традиции народного творчества из поколения в поколение.
Учитель: Ребята, а чтобы добиться этой цели, какие задачи мы должны перед собой поставить сегодня на уроке при изучении хохломской росписи?
Ученики: Запомнить, почему роспись называют хохломской.
Научиться различать виды хохломской росписи.
Отработать навыки выполнения основных элементов хохломской росписи.
Учитель: Почему роспись по дереву называют «Хохломой»?
Слайд 4.
Ученики: Хохлома – старинное село, затерявшееся в глуши дремучих заволжских лесов. Вместе с его историей уходит в далёкое прошлое зарождение там известного на весь мир искусства хохломской росписи.
Впервые упоминание об этом селе встречается в документах 16 века. Ещё при Иване Грозном о Хохломе знали как о лесном участке под названием «Хохломская Урожея». Возможно, уже в это время в Хохломе зародилось производство деревянной посуды, так как в документах упоминаются золочёные ковши, ложки, поставцы, раскрашенные разноцветными красками и золотом, не было здесь ни одной деревни, ни единого дома, где жители всей семьёй не занимались бы каким-либо ремеслом. Вся территория края представляла собой как бы одну, разбросанную по сотням деревень мастерскую, где жители, будто бы сговорившись, разделили между собой все виды деятельности. Жители деревень с одним и тем же занятием селились рядом, составляли свой цех, свой куст. У каждой группы деревень был центр – крупное село, куда крестьяне раз в неделю приезжали на базар торговать, сбывать свою продукцию. Деревянная посуда с древних времён была в повсеместном употреблении: деревянную ложку с миской можно было увидеть и на боярском столе, и в избе крестьянина. Ковши в форме плывущих птиц, обеленные ложки найдены в археологических раскопках ещё 10-13 веков.
Учитель: Как же рождается деревянное золото?
Прежде чем посуда попадала в руки купцов, ее изготовили "золотые" руки мастеров. Как придумали мастера окрашивать деревянную посуду в золотистый цвет без применения золота? Это до сих пор остается загадкой даже для специалистов. Но отработанный веками процесс и сейчас превращает обычное белое дерево в блестящее золотом изделие.
В чем же секрет красочной хохломской посуды? Как ее делают? Оказывается это совсем непросто.
Слайд 5.
Ученики:
Чтобы посуда стала нарядной, она очень много раз меняет свой вид:
Сначала ее вытачивают из дерева.
Белую посуду (бель) сушат при комнатной температуре 12-15 суток.
Потом грунтуют обычной глиной «вапом».
После сушки мажут льняным маслом.
Потом шпаклюют глиной, смешанной с олифой.
Опять сушат и олифой мажут еще 3 раза при температуре 80-90 градусов.
Наконец посуду начинают лудить - обмазывать оловянным (алюминиевым) порошком и она становится серебряной.
Только после этого посуду можно начинать расписывать, последний раз ее покрывают олифой и ставят в печь, откуда она появляется вся такая золотая, какой мы можем ее купить.
Так возникло словосочетание <Золотая Хохлома>.
По словам мастеров, такая посуда не боится ни жары, ни стужи, хорошо моется, долго служит, по нарядности соперничает с золотой, а по цене доступна всем.
Слайд 6.
Учитель: Какие цвета используют мастера?
Ученики: Красный, черный, совсем немного желтого и зеленого для мелкой прорисовки.
красный цвет - радость;
золотой цвет - тепло, счастье, богатство, красота и чистота;
зелёный цвет - жизнь, природа;
чёрный цвет - торжественность.
Учитель: Давайте вспомним, какие виды письма Хохломской росписи мы с вами узнали на прошлом уроке?
Ученики: Верховое письмо и фоновое.
Учитель: Чем отличается верховое письмо от фонового письма? Давайте попробуем дать определение верхового письма.
Ученики: Верховое письмо - Это орнамент, выполненный красным и черным цветом, отдельными ритмично расположенными мазками по серебристому фону.
Слайд 7.
Учитель: Правильно! А может, скажите, какая роспись лежит в основе верхового письма, и какие элементы этой росписи мы узнали на прошлом уроке?
Ученики: «Травная роспись» является основой верхового письма. Главные элементы имеют свои названия: «осочки», «травинки», «капельки», «усики», «завитки», «кустик».
Учитель: А чем же знаменито фоновое письмо?
Ученики: Это прописка контурного рисунка, затем покрытие фона вокруг рисунка каким-нибудь цветом (красным, черным).
Слайд 8.
Учитель: Какая роспись лежит в основе фонового письма?
Ученики: Основой фонового письма является роспись «Кудрины».
Учитель: Давайте попробуем определить вид письма, глядя на слайды. (5 минут)
1 – я группа Слайд 9.
2 – я группа Слайд 10.
3 – я группа Слайд 11.
Учитель: Предлагаю немного отдохнуть. Физкультминутка нам в этом поможет. (2 минуты) Слайд 12.
Учитель: Напомните мне, что вы должны были принести сегодня на урок?
Ученики: Образцы хохломской росписи, чтобы выполнить копию орнамента.
Учитель: Чтобы наша работа была качественной, а мы ее начнем буквально на втором уроке, сейчас делаем упражнение по отработке навыков верхового письма в стиле хохломской росписи.
У каждого на столе лежит карточка, на которой нужно будет закончить травный орнамент. 1 – я группа Слайд 13.
2 – я группа Слайд 14.
3 – я группа Слайд 15.
О хохломе можно говорить до бесконечности, но пришло время испробовать свои силы в хохломской росписи. Я предлагаю вам почувствовать себя мастерами росписи и выполнить копию травного орнамента.
Дети выполняют творческое задание (копия орнамента). (15 минут)
Учитель читает стихотворение П.Синявского «Хохлома».
ХОХЛОМСКАЯ РОСПИСЬ- У КРАСЫ ТОЧЕНОЙ – РОСПИСЬ ХОХЛОМСКАЯ
АЛЫХ ЯГОД РОССЫПЬ. САРАФАН ПАРЧОВЫЙ СЛОВНО КОЛДОВСКАЯ
ОТГОЛОСКИ ЛЕТА ПО ВОЛНАМ УЗОРОВ В СКАЗОЧНУЮ ПЕСНЮ
В ЗЕЛЕНИ ТРАВЫ. ЯХОНТЫ ГОРЯТ. ПРОСИТСЯ САМА.
РОЩИ-ПЕРЕЛЕСКИ. ЧТО ЗА ЧАРОДЕИ И НИГДЕ НА СВЕТЕ
ШЕЛКОВЫЕ ВСПЛЕСКИ ХОХЛОМУ ОДЕЛИ НЕТ ТАКИХ СОЦВЕТИЙ
СОЛНЕЧНО-МЕДОВОЙ В ЭТОТ НЕСКАЗАННЫЙ ВСЕХ ЧУДЕС ЧУДЕСНЕЙ
ЗОЛОТОЙ ЛИСТВЫ ПРАЗДНИЧНЫЙ НАРЯД? НАША ХОХЛОМА!
Учитель: Ну вот, ребята, мы вспомнили основные типы орнамента и попробовали их выполнить. Поставьте себе отметку и аргументируйте ее. Давайте дадим оценку нашей работе, все ли задачи, поставленные на этот урок, мы выполнили?
Благодарю всех участников сегодняшнего занятия. Все хорошо потрудились, показали хорошие знания и умения. Я надеюсь, что вы узнали ещё что-нибудь новое и интересное о Хохломе. (2 минуты)