«Инновационные воспитательные технологии. Свободное воспитание – Школа саморазвития»









«Инновационные воспитательные технологии. Свободное воспитание – Школа саморазвития»












г. Рудный, 2008 г.
Свободное воспитание – школа саморазвития.
В своей работе, основываясь на свободное воспитания, я использую технологию школы саморазвития. В основе, которой лежит гуманизм как общий принцип уважение человека, его жизни и достоинства, прав и свободы и возможность саморазвиваться и самореализовываться.
Одним из важнейших показателей развития личности в педагогике считается уровень осознания собственных целей. «Система целей» схематически наглядно представлена на экране.

Лично материальные цели:
Одежда;
Жильё;
Получить образование;
Игрушки;
Деньги.
Личные духовные цели:
Быть полезным окружающим;
Уметь общаться с людьми;
Научиться мастерить;
Заботиться о своём здоровье;
Уважать мнение взрослых одноклассников.
Общественные цели:
Выполнять полезные дела;
Иметь красивый, современный интернат;
Ухоженный, красивый двор и игровую-спортивную площадку;
Чистый, благоустроенный город;
Богатую, культурную страну.

По этой схеме был проведён срез «Я хочу». Из предложенных целей дети сами определяют свой выбор, т.е. ставят перед собой цели. Этот срез позволяет выявить уровень осознания целей. (результаты среза выведена на экран).
По результатам среза определяются воспитательные цели, выстраивается коррекционная работа, и определяется наличие интересов у каждого ребенка, что не менее важно, чем осознание целей. Система целей и интерес формируются в предметной деятельности. Исходя из этого, детализируется понятие «широта интересов», классифицируя их по четырём общепринятым направлениям.

«Карта интересов».
Техническое творчество
Столярная мастерская;
Слесарная мастерская;
«Натуралист»;
«Хозяюшка»;
Швейная мастерская;
Интернет клуб;
Эфир;
Турист;
Звукотехник;















Художественное творчество
Художественная школа;
Студия прикладного искусства;
Театральная студия
Танцевальная студия;
Цирковая студия;
Хоровая студия;
Вокальная студия;
Общественные мероприятия;
Групповые внеклассные мероприятия;















Фундаментальные познания
Факультативы;
Исследовательская работа ;
А. Познание мира
Б. История;
Правовое сообщество;
Центр этнокультурного согласия















Физическое совершенство
Народные игры;
Футбол;
Баскетбол;
Бокс;
Легкая атлетика;
Единоборства;
Плавание;
Туризм.
















По сути дела, перед нами механизм создания условий для самореализации личности, что позволяет воспитаннику стать полноценным участником воспитательного процесса. У воспитателя появляется возможность показать ребёнку, как широк, разнообразен, прекрасен этот мир, помочь найти дело по душе.
Задача воспитателя заключается в том, чтобы вовлечь ребёнка в предметную деятельность, фиксировать его путь по каждому виду деятельности. И только после этого анализировать, делать выводы, давать советы.
Важное значение имеет мотивация к разным видам деятельности, прежде всего учебной. (анализ учебной мотивации за 2007-2008 г.г., 4-5 класс). 3 раза в год в крту интересов заносятся и результаты мотивации, как движущей силы. Психологом ведтся дневники саморазвития детей.
Для большей конкретизации используется первичный документ – ежедневник саморазвития воспитанника, необходимый для анализа и оценки процесса развития личности. В ежедневнике фиксируется участие в каком-либо виде деятельности каждый день. И на основании этих данных корректируется деятельность ребёнка. Педагогическая практика показывает, что в «негатив» человек идет не по собственной злой воле, а потому, что мы его туда «выталкиваем», не давая возможности реализоваться в положительной области. Интерес – это такое «святое место», которое «пусто не бывает»: если нет возможности развивать положительные интересы, значит, будут отрицательные. В таком случае перевоспитание становится процессом сублимации отрицательных интересов положительными.
В моей группе воспитывался мальчик, который подрос и стал обижать, бить детей. Все принятые к нему меры не давали положительного результата. Ребёнку предложили для начала сходить вместе с другими детьми на секцию бокса. Ребёнок увлёкся и вот уже третий год успешно занимается боксом. Весь свой негативный запас энергии он затрачивает на тренировках и в группу возвращается спокойным. Драки прекратились, и конфликтов стало меньше.
Чтобы процесс сублимации отрицательного в положительное проходил ненавязчива, свободно, в группе создана структура самоуправления.









Подводя итог вышесказанному можно констатировать следующее: главными аспектами технологии саморазвития являются:
индивидуальный подход, развитие индивидуальности каждого;
создание благоприятных условий для саморазвития, самовоспитания;
признание прав ребёнка: на ошибку, свободу выбора и смены вида деятельности, добровольно е участие, собственное мнение;
сотрудничество;
повышение уверенности в себе, самоутверждение.

СОВЕТ: Воспитатель, руководители содружеств.

ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЕ СОДРУЖЕСТВО. Толя П.

СПОРТИВНОЕ СОДРУЖЕСТВО Саша Б.

СОДРУЖЕСТВО «ЧИСТЮЛИ» Сергей Г.

НАУЧНО-ТВОРЧЕСКОЕ СОДРУЖЕСТВО Слава Ю.



15