Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла».









Урок изобразительного искусства в 5 классе по теме

«Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла».



Учитель ИЗО МОУ Суходольской СОШ№1
Антонова Ирина Владимировна.




























Конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе «Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла».
Тема: Искусство Гжели.
Задача: раскрыть особенности изготовления гжельской керамики и своеобразие приёмов росписи.

Цели:
Обучающая:
способствовать формированию навыков работы кистью /широкий и удлинённый мазок, мазок кончиком кисти, поворот и примакивание кистью/ и композиционного навыка;
Развивающая
развивать потребность детей в творчестве;
развивать способность видеть красоту окружающего мира и воспринимать способы мастеров выражать своё восхищение природой; Воспитывающая
воспитывать уважение и интерес к национальной культуре; поощрение творческого подхода к теме, инициативы и самостоятельности.
Форма организации совместной деятельности: совместно-индивидуальная.
Тип урока: урок усвоения нового материала
Оборудование: ноутбук, проектор, экран.
Зрительный ряд: образцы гжельской керамики, фотографии и слайды.
Материалы: бумага, акварель, кисточки.
Литературный ряд: стихи о гжельской керамике.
План урока:
Организационный момент /1-2)
Актуализация знаний. Рассказ о гжельском промысле и особенностях гжельской росписи с просмотром слайдов /8-10мин/
Практическая работа(20мин)
Подведение итогов /7-8 мин./;

Ход урока:
Народные художественные промыслы сохранились в разных уголках России. Мы познакомимся с искусством Гжели. Ты узнаешь, как создают мастера свои произведения, познакомишься с приемами росписи. Просмотр слайдов и беседа по мере просмотра.
Ты, наверно, уже видел необыкновенную на вид посуду, в которой завораживает красота сочетания белого и синего цветов?
Недалеко от Москвы находится известный центр гжельской художественной керамики. Он собрал вокруг себя три десятка близлежащих деревень (Турыгино, Гжель, Речицы и др.) Издавна здесь занимались изготовлением глиняной посуды- край богат залежами гончарных глин. Гжель не всегда была сине-белой. Известно, что 200 лет назад, когда промысел только начинался, мастера создавали изделия из красной глины с многоцветной росписью по белому. Это майолика. Вслед за майоликой появилась бело-голубая гжель . Это фаянс. Расписывалась эта посуда по белой обожженной глине кобальтовой краской черного цвета, а сверху покрывалась глазурью. При обжиге кольбат становился пронзительно синим , а прозрачная полива приобретала блеск. Кроме посуды мастера Гжели создают и мелкую декоративную пластику - забавные скульптурки людей, животных, сценки из жизни.



Во время фильма учитель читает стихотворение о гжельской посуде и удивительных мастерах:

«Далеко до лета, за окном метель,
Но не пугает это жителей посёлка Гжель.
Любы им просторы, укрытые в снега,
Да бескрайность неба цвета василька.

Мастера-умельцы делают посуду:
Чашки и тарелки – настоящим чудом!
На фарфоре белом, как среди снегов
Распустились синие облака цветов.
Словно белый иней их припорошил,
От морозов лютых спрятать поспешил.

Голубая роза расцвела зимой!
Вместе с чашкой розу принесу домой.
В жаркий летний полдень чашку я возьму -
Непременно в зиму сразу попаду!
Почувствую прохладу заснеженных равнин,
Да увижу неба чарующую синь,
И услышу снова, как поёт метель
Вот какое чудо мне подарит Гжель!»


Далее учитель предлагает детям изучить основные элементы гжельской росписи! Мастера применяют «мазок на одну сторону» или «мазок с тенями». Мазки кладут широкими круговым движением. В нём виден постепенный переход от светлого к тёмному. Мазок-пятно дополняет тонкая линия: прямая, волнистая, спиральная, округлая. Она подчёркивает форму цвета и создаёт самостоятельный узор. Мазковая роспись. Цветочек.
Капелька Бордюры
Последовательность росписи птицы

Практическая работа:
Нарисовать на приготовленных шаблонах тарелки красивый букет гжельских роз. Набрать краску только на одну сторону кисти и широким круговым движением положи мазок на поверхность листа .
Тоновой переход от тёмно-синего к светлому, получается
за счёт того, что мастер набирает краску лишь на одну сторону
кисти.
Лепестки розы мазками добавляются с левой и правой стороны цветка
равномерно, подрисовываются мелкие детали: мелкие лепесточки,
тычинки, дорисовываются дополнительные
элементы. Так выглядит гжельская роза. Чтобы работа была законченной, необходимо нарисовать красивый букет гжельских роз.





Подведение итогов урока. Эстетическая оценка работ.
Вопросы в заключение темы:
Где находится старинный промысел?
Из какого материала делают мастера посуду?
Какие элементы росписи используют народные мастера?
В чём особенность гжельской керамики?























1

2










15