Конспект открытого занятия Народные промыслы. Гжель


Конспект урока

Конспект учебного занятия с использованием ЦОР (цифровые образовательные ресурсы)
Педагог доп. образования: Леванова Венера Шайхинуровна.
Программа «Юная леди»
Предмет: Изобразительное искусство
Тема учебного занятия: Народные промыслы. Гжель.
Продолжительность учебного занятия: 45 мин.
Форма учебного занятия: комбинированный урок
Использование современных образовательных технологий: технология мастерских (групповой метод)
Цели (образовательная, развивающая, воспитательная) учебного занятия:
Дать общие представления о народных промыслах России.
Развивать навыки коллективной работы в технике гуашевой живописи.
Воспитывать интерес к народному искусству Гжели.
Оборудование (с указанием использованного электронного пособия): мультимедийный проектор, Диск «Мировая художественная культура 10-11 классы» ЗАО «Инфостудия Экон», «Кирилл и Мефодий», 2003год, информационный материал к уроку.
Материал для учителя: альбомные листы, гуашь (белая, голубая), кисти.
Материал для учеников: альбомные листы (или силуэты посуды выполненные из бумаги), гуашь, кисти.
Дидактические материалы к учебному занятию: Презентация на основе ЦОР «Народные промыслы», Диск «Мировая художественная культура 10-11 классы»ЗАО «Инфостудия Экон», «Энциклопедия живописи» 1997, ООО «Издательство АСТ»
Ход учебного занятия:
Этап учебного занятия
Время
Используемые цифровые образовательные ресурсы


I.
Организация
начала
урока.


2 мин.



Деятельность учителя
Деятельность ученика


Приветствие, выявление отсутствующих.

Готовятся к уроку.

Этап учебного занятия
Время
Используемые цифровые образовательные ресурсы

II. Знакомство с новой темой.


А). Народные промыслы.
Гжель.

























20 мин.
Презентация на основе ЦОР «Народные промыслы»


Деятельность учителя
Деятельность ученика


А) Организует просмотр и комментарии с прослушиванием
русских народных мелодий.
На экран через мультимедийный проектор проецируются слайды №1,2,3,4,5,6,7 c музыкальным сопровождением из диска CD-R программы Microsoft PowerPoint.
Гжель – старинный гончарный район Подмосковья. Уникальный центр художественного промысла.
Гжель – это дивные, диковинные синие цветы, травы и листья на белой керамике. Изделия гжельских умельцев отличаются изящной формой. Узоры, выполненные легко кистью то еле заметным голубоватым, то насыщенным темно-синим с переливами, придают необыкновенный, сказочный вид кувшинам, вазам, подносам, чайникам, солонкам, чашкам и прочим керамическим изделиям.

Б). Организует просмотр слайда с музыкальным оформлением
народных мелодий.
На экран через мультимедийный проектор проецируются слайды № 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14 с музыкальным сопровождением из диска CD-R программы Microsoft PowerPoint.
Учитель показывает варианты выполнения росписи под гжель.
Простые элементы росписи.
Прямые линии различной толщины, точки и сеточки.
Бордюры.
«Капелька»
Мазок с тенью.
Мазковая роспись. Цветочек.
Последовательность росписи птицы.
Задание: назвать отличительные особенности гжельской
росписи.
Вопрос: 1. Какие мотивы в гжельской росписи?

Смотрят, слушают и запоминают.
Готовятся отвечать на вопросы.


Этап учебного занятия

Время

Используемые цифровые образовательные ресурсы

III. Самостоятельная
работа.
Закрепление
и применение знаний.











20 мин.

Диск CD-R программы Microsoft PowerPoint, диск «Мировая художественная культура 10-11 классы» ЗАО «Инфостудия Экон»


Деятельность учителя

Деятельность ученика




А). Учитель показывает варианты росписи узора. Для этого необходимо, взять силуэт посуды (из белой бумаги) голубую краску и кисть. Работу нужно выполнять аккуратно.
Б). Учащимся раздаются силуэты посуды и карточки, на которых изображены элементы гжельской росписи.
В). Организация самостоятельной работы детей с прослушиванием русских народных мелодий.
На экран через мультимедийный проектор проецируется слайд № 15 c музыкальным сопровождением из диска CD-R программы Microsoft PowerPoint, и Диск «Мировая художественная культура 10-11 классы» ЗАО «Инфостудия Экон»

1. Класс делится на несколько творческих мастерских, где выбираются мастер и несколько помощников.

2. Воплощать работу в гуаши, сочетая белые, голубые и синие цвета на белом фоне (силуэта посуды).








Этап учебного занятия

Время

Используемые цифровые образовательные ресурсы


IV.
Подведение
итогов.






5 мин.

Диск CD-R программы Microsoft PowerPoint, диск «Мировая художественная культура 10-11 классы» ЗАО «Инфостудия Экон»




Деятельность учителя

Деятельность ученика



А). Организует стенд с просмотром детских работ.
Задание: защитить творческий проект.
Вопрос: расскажите, какую роспись вы выбрали?
Б). Итоговая беседа по декоративно прикладному искусству России.
На экран через мультимедийный проектор проецируется
Диск CD-R программы Microsoft PowerPoint, диск «Мировая художественная культура 10-11 классы» ЗАО «Инфостудия Экон»
В). Разбираем случаи, вызвавшие затруднения.





Отвечают на вопрос.
Называют случаи затруднения.










Список литературы:
Неменский Б.М. Дидактика глазами художника //Педагогика.-1996. -№3
Педагогические мастерские: интеграция отечественного и зарубежного опыта.-Спб, 1995.
Григорьева Н.С. Художественная керамика Гжели и Скопина в собрании Государственного Русского музея. Каталог. – Л.: Искусство, 1987. 150с.
«Искусство – детям» Сказочная гжель. Учебное издание. Издательство «Мозаика – Синтез»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Гжель.ru
Диск «Мировая художественная культура 10-11 классы» ЗАО «Инфостудия Экон»



15