Урок изобразительного искусства во 2 классе. Народные промыслы России. Городецкая роспись.

Методическая разработка урока изобразительного искусства
2 класс, возраст 8-9 лет
Продолжительность: 2 урока
Тема урока: Народные промыслы России. Городецкая роспись.
Цель: Изучить особенности городецкой росписи.
Задачи: 1) Научиться выполнять элементы городецкой росписи.
2) Научиться создавать из элементов городецкой росписи композицию.
3) Продолжить овладение приёмами работы гуашью.
4) Учиться эмоционально воспринимать произведения народного искусства, уметь выражать своё отношение к ним на примере городецкой росписи.
Зрительный ряд: фотографии и рисунки изделий городецкого промысла, учебные схемы: этапы росписи цветов.
Формирование УУД:
Познавательные действия
1 Делать выводы, оперируя с предметами и их образами.
2 Отделять известное от неизвестного.
Регулятивные действия
1 Совместно с учителем определять цель действий, проговаривать план, предлагать версии.
2 Работать по предложенному плану.
3 Учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки.
Коммуникативные действия
1 Высказывать свои мысли, вступать в беседу.
2 Слушать и понимать других.
Личностные результаты:
1 Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач.
2 Развитие чувства прекрасного и эстетического на основе знакомства с отечественной художественной культурой.
Ход урока.
1 Создание проблемной ситуации.
- Давным –давно в одной деревушке жила –была Варвара-краса, длинная коса. И была у неё удивительная вещица. Днём она на стене красовалась, глаз радовала, вечером на лавочке размещалась, девице помогала.
- Итак, как использовали эту вещицу?
(Украшали ею стены, с её помощью какую-то работу выполняли).
- Что вас удивляет?
(Что один предмет можно использовать по-разному)
2 Формулирование  проблемы.
- Каким должен быть предмет, чтобы его можно было использовать и для украшения, и для работы?
3 Выдвижение гипотез.
- Может быть, у вас есть какие-то предположения?
4 Открытие нового знания.
- Сегодня на уроке мы познакомимся  с новым народным промыслом.
- Прочтите, как он называется.
- На всю Россию славятся расписные изделия городецких мастеров. Родилась городецкая роспись в Поволжье по  берегам реки Узоры. Крестьяне привозили свои изделия на ярмарку в село Городец, поэтому роспись стала называться городецкой.
- Городецкая роспись берёт начало от резных городецких прялок, имевших свою особенность: гребень и донце. Для украшения донец городецкие мастера пользовались своеобразной техникой – инкрустацией: фигуры вырезались из дерева другой породы и вставлялись в соответствующее по форме углубление. Вставки, сделанные из тёмного морёного дуба, рельефно выделяются на светлой поверхности донца. Таким образом, располагая всего двумя оттенками дерева и несложным инструментом, народные умельцы превращали поверхность доски донца в настоящую картину. Позже мастера  для изобразительного богатства стали применять подкраску, яркое сочетание жёлтого цвета с тёмным дубом, добавление синего, зелёного, красного цветов делало донце ещё более нарядным и красочным.
- А теперь рассмотрите разделочные доски, украшенные городецкой росписью. Какие элементы использованы для росписи каждой доски? Какие из элементов повторяются на всех досках?
- Чем отличаются эти доски? А что объединяет их в комплект?
- Какие  цвета использованы?
- Городецкая роспись выполняется по светлому фону незакрашенного дерева. В основном мастера используют различные композиции из цветов и листьев, в некоторые включают изображения животных. Иногда выполняется  сюжетная роспись.
- Цветы, которые рисуют городецкие мастера, как правило, красные или голубые.  Фигуры сказочных коней и птиц рисуют чёрным цветом, как силуэты. Особый признак городецкой росписи – тонкие белые штрихи или мазки, которые завершают роспись, уточняя форму всех её элементов. Ими оформлены лепестки цветов, птичьи пёрышки, гривы лошадей.
5 Применение знаний.
- Рассмотрите учебные схемы.
- Как изображаются цветы, листья, ягодки? С чего начинаем изображение  птиц?
- Мы будем рисовать разделочные доски по мотивам городецкой росписи. Давайте составим план действий дальнейшей работы.
( Совместно с учителем составляется план действий. Затем учащиеся самостоятельно выполняют задание. На партах лежат цветные учебные схемы с элементами городецких узоров и последовательностью их изображения)
6 Итог урока. Рефлексия.
- Что нужно было сделать?
- Задание выполнено в полном объёме? Без ошибок?
- Ты выполнил работу  самостоятельно или с помощью? С чьей?
- Как бы ты оценил свою работу?

15