Конспект урока% Художественный мир Марины Цветаевой (11 класс)

Урок литературы в 11 – м классе.
«Серебряный век» русской поэзии.
МАРИНА ЦВЕТАЕВА.
Тема урока: «Я – много поэтов, а как это во мне спелось – это моя тайна».
Цели:
Познакомить учащихся с неординарной судьбой, бескомпромиссной определённостью жизненного выбора, творчеством М. И. Цветаевой.
Дать краткую характеристику творческой манеры поэта, помочь учащимся раскрыть образ М.Цветаевой, образ её лирической героини. Показать как поэт понимает смысл жизни человека. С помощью каких художественных приёмов раскрывает свой взгляд на вечные проблемы человеческого бытия.
Развивать навык проблемного (исследовательского) анализа художественного текста, умение строить сравнительные таблицы, диаграммы, ассоциативные ряды, находить элементы композиции в поэтическом тексте. Грамотно обосновывать свою точку зрения, выстраивая аргументы с опорой на текст.
Оборудование урока:
Портрет поэта.
Фотографии.
Выставка книг М. Цветаевой и о М.И. Цветаевой.
Опережающее задание: познакомиться с лирикой М.Цветаевой, поразмышлять над вопросами о смысле названий стихотворений, обратить внимание на звуковые приёмы, цветовую символику, образную систему; познакомиться с лирикой М.Цветаевой, с циклом «стихи к Пушкину», эссе «Мой Пушкин», «Пушкин и Пугачёв», «Стихи к Блоку».
Индивидуальные задания: чтение наизусть лирических произведений, рассказ о том, как складывался индивидуальный и поэтический характер поэта, небольших сообщений об отношениях М. Цветаевой и Б. Пастернака.
Записи на доске:





1892 – 1941 «Кто создан из камня, кто создан из глины, -
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело – измена, мне имя - Марина,
Я – бренная пена морская».
23 мая 1920 год.


Значительное количество лирических стихов
17 поэм
8 драм в стихах
Проза Красною кистью
Рябина зажглась
Падали листья
Я родилась.


Александр Сергеевич Пушкин
Александр Александрович Блок
Анна Андреевна Ахматова
Борис Леонидович Пастернак
«Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черёд».
Май 1913г.
«Всё понять,
за всех пережить».
«Я не верю стихам, которые льются.
Рвутся – Да!».
Ход урока.
Вступительное слово учителя.
Сегодня мы попытаемся войти в огромный поэтический мир, который существует одновременно в настоящем, прошлом и будущем. Это не благолепный мир, не оранжерейный – это мир беспокойный, где всё движется, рвётся, «сшибается» – это мир образов М. Цветаевой, образов «Серебряного века».
- Какой смысл имеет понятие «Серебряный век»? Подберите подходящие по смыслу эпитеты.
Блестящий-сверкающий-благородный-мелодично-звонкий-очищающий-мир высокой мысли, серебряного тона-благородного чувства (искристый, необыкновенный, великолепный). Выбираются наиболее точные определения и эпитеты.
«Новое время», новый век - блистательный, эпохальный по своей значимости - получил своё название «Век хрустальный», благодаря поэту русского зарубежья Николаю Оцупу, а название «Серебряный век», благодаря А.А. Ахматовой.
В «Поэме без героя» она смиренно называет время поиска новых форм лирического самовыражения «Веком серебряным»:
И серебряный месяц ярко,
Над серебряным веком стыл
М.Цветаева начинала, когда были живы и творили А. Блок, А. Ахматова,
Б. Пастернак, В. Брюсов // (важно почувствовать вес имён).
- Объясните, как можно сочетать силу и художественное мастерство многих поэтов?
- Обратите внимание на тему. Как понимаете признание М. Цветаевой?
Очень трудно сказать новое, «свежее» слово. Но Марина Цветаева заявила о себе прямо - дерзким темпераментом, обнажённой страстью, бунтарским духом и принципиальной, акцентированной независимостью.
В декабре 1920 года в заснеженной Москве, в переполненном зале Политехнического музея, проходил «Вечер поэтесс». Одна за другой на сцене появлялись представительницы московской богемы, читая свои стихотворения. Публика заметно скучала.
Как вдруг словно из темноты студёной ночи, явилась взору настороженно притихшего зала женщина в чёрном: в стоптанных валенках, в похожем на облачение монахини платье, с военной сумкой через плечо. Коротко остриженные волосы делали её лицо вызывающе независимым.
А вся она дышала каким-то внутренним протестом. ( Художественная интерпретация стихотворения. Чтение наизусть учителем).
Пригвождена к позорному столбу
Славянской совести старинной,
С змеёю в сердце и с клеймом на лбу,
Я утверждаю, что - невинна.
Я утверждаю, что во мне покой
Причастницы перед причастьем,
Что не моя вина, что я с рукой
По площадям стою за – счастьем,
Пересмотрите всё моё добро,
Скажите – или я ослепла?
Где золото моё? Где серебро?
В моей руке – лишь горстка пепла!
И это всё, что лестью и мольбой
Я выпросила у счастливых.
И это всё, что я возьму с собой
В край целований молчаливых.
«Пригвождена к позорному столбу» 1920 год.
Политехнический музей негодовал, не соглашался, молча сочувствовал и - преклонялся перед силой духа и таланта поэтессы.
Нового автора приветствовали известные поэты: В. Брюсов, Н. Гумилёв, М. Волошин
- Почувствовать и понять напряжение мысли лирической героини сложно; и всё же постарайтесь описать её образ, мир чувств и стремлений, её мирововосприятие: что поёт в юношеской душе, что борется, что сияет и рвётся?
- Находите ли вы, что образ Поэта ( Мрина Цветаева настаивала на этом определении) её самовосприятие: «Я – серебрюсь и сверкаю», «Я – бренная пена морская» совпадает с образом лирической героини?
- Что означает имя поэта? Опишите образ морской стихии. Неподвластная, непокорная, непредсказуемая. Так и сама Марина Цветаева – непостоянная и изменчивая, вольная и беспокойная, как водная стихия - стихия, рождающая из пены богиню красоты и любви. Афродита – символ неувядаемой молодости.
Фамилия означает цветение таланта в гармонии звуков (подводит итог высказанным предположениям учитель).
- Согласны ли вы с данным суждением?
- Какой образ символизирует рождение Марины Цветаевой? Опишите его. Образ огня, «нарядности», вызывает в душе чувство звонкого ликования. Образ рябины – мироощущение русского человека.
Марина Цветаева так сказала о себе: «Меня можно вести только на контрастах, то есть на всеприсутствии всего». На контрастах, которые чаруют душу, завораживают сердце. Стихотворение «Молитва» дает яркое представление о личности М. Цветаевой:
Безумье и благоразумье!
Позор и честь,
Всё, что наводит на раздумья, Всё слишком есть –
Во мне! Все каторжные страсти
Слились в одну!
Так в волосах моих все масти
Ведут войну.
Страницы биографии М.Цветаевой.
Не читать, а почитывать её стихотворения и поэмы между делом нельзя. Поэзия М. Цветаевой требует от читателя встречной работы мысли. Сама Цветаева так смотрела на «сотворчество» писателя и читателя: «Что есть чтение, как не разгадывание, толкование, извлечение тайного, оставшегося за строками, пределами слов Чтение – прежде всего сотворчество Устал от моей вещи, значит хорошо читал. Усталость читателя – усталость не опустошительная, а творческая. Сотворческая. Делает честь читателю и мне».
- В чём, на ваш взгляд, сила художественного мастерства поэта - Поэта М. Цветаевой?
- Стихотворения какого периода вам показались более понятны?
- Какие оказались сложны для восприятия?
- Кто может прочитать стихотворение, которое произвело наибольшее впечатление? Или близко Вам по ощущению, по духу?
- М. Цветаева прямая наследница традиционного, напевного, мелодического и даже распевного строя речи. Но почему она отказывается от подобного ритма, предпочитая смысловую сжатость, подчёркнутую напряжённость, ударную мощь. Вот послушайте стихи к Блоку:
«Имя твоё – птица в руке
Имя твоё – льдинка на языке.
Одно – единственно движение губ.
Имя твоё – пять букв».
- Чем объяснить смелое, порывистое дробление стиха на сжатые, отдельно - телеграфные фразы?
- Почему опускается всё понятное - само собой - и остаются только самые необходимые акценты мысли (особая примета стиля М. Цветаевой)?
- Как же складывался человеческий и поэтический характер поэта?
- Где корни буйного, взволнованного темперамента М. Цветаевой?
Подготовленные сообщения учеников.
Отец И.В. Цветаев был личностью во многих отношениях примечательной:

Стремительно и властно в жизнь будущего поэта вошёл А. Пушкин. Он стал постоянной духовной опорой этой гордой, тонкой и мятежной души.
Как-то по-своему читала А. Пушкина М. Цветаева – его лирику и прозу.
Романтическим настроениям юной Марины вполне отвечали строки:
Есть упоение в бою
И бездны мрачной на краю
Всё, всё, что гибелью грозит
Для сердца смертного таит
Неизъяснимы наслажденья
Прожить короткую, но яркую жизнь было девизом Марины. Бессильная старость казалась ей унижением человека, человеческого достоинства.
А.С.Пушкину М.Цветаева посвятила цикл стихотворений, эссе. Послушаем некоторые из лирических откровений М.Цветаевой и постараемся открыть эстетическую значимость художественной реальности, созданной поэтессой, своеобразие её индивидуального стиля и мировосприятия лирической героини (подготовленное выразительное чтение наизусть : «Стихи к Пушкину», «Мой Пушкин», «Пушкин и Пугачёв»).
- Нужен вопрос.
Лучезарность, цельность характера, независимость и жажду жизни, - как отмечают современники, - получила в Дар М. Цветаева от А.С. Пушкина. (Подводит итог учитель).

А.Блока воспринимала М. Цветаева столь же великим, каким был А.С. Пушкин.
А. Блок был единственный поэт, которого она чтила не как собрата, а как божество. И как божеству ему поклонялась. Своеобразным поэтическим коленопреклонением стали все стихотворения, посвящённые А. Блоку:
И под медленным снегом стоя,
Опущусь на колени в снег,
И во имя твоё святое
Поцелую вечерний снег –
Там, где поступью величавой
Ты прошёл в гробовой тиши,
Свете тихий – святыя славы –
Вседержатель моей души
.. или
Предстало нам, всей площади широкой! –
Святое сердце Александра Блока
- нужен вопрос
«Сплошной совестью» называла М. Цветаева А.Блока.
На основании стихотворений делается вывод о самобытности авторского взгляда, о ритмической традиции в лирике М. Цветаевой. Отмечается страстность, чёткость и в то же время плавность, мелодичность ритмического рисунка - буйное движение, дрожь и плавный звук как у А.Блока, так и М.Цветаевой. Присутствие мотива тайны, загадки, неопределённых образов тумана, огня, света.
М.Цветаева чересчур горячо увлекалась людьми, бурно влюблялась. Эту же способность ценил в ней и Осип Мандельштам. Наиболее стойким оказалось увлечение Б.Пастернаком. (Но следует заметить, что увлечения, ничего не требующие взамен, носили и платонический характер). Много лет Пастернак владел многими поэтами; и никто не мог выбиться из-под его влияния. Ахматова отмечала, что лишь Цветаева с честью вышла из этого испытания.
Благодаря Б.Пастернаку М.Цветаева обрела настоящий голос. И выражалось это не в степени присвоения, уподобления или даже поглощения, а в нацеленности творчества. М.Цветаева так отзывалась о Б. Пастернаке: «Ничья хвала и ничьё признание мне не нужны, кроме Вашего». И кому, как ни ей, было знать, что поэты пишут не для поэтов, и даже не для поэтов с большой буквы, каким для неё Пастернак; а что всё подлинное творится для множества людей, ради их жажды к творимому как к насущному.
Всё, что было создано ею в двадцатые – начале тридцатых годов, в пору её творческой зрелости, кем бы и чем бы не вдохновлялось это созданное – всё от сердца к сердцу было направлено на Пастернака, фокусировано на него, обращено к нему как молитва. В нем она обрела ту слуховую прорву, которая единственно вмещала её с той же «ненасытимостью», с какой она творила, жила, чувствовала.

Анализ стихотворения М.Цветаевой «Уж сколько их упало в эту бездну» как свидетельство необыкновенной мелодичности, задушевности и глубины проживания жизни - «выдышаться в стихах» как нравственная установка, гражданская и эстетическая позиция Поэта.
Художественное чтение и музыкальная интерпретация позволяют начать беседу о звучании стихотворения, о его напряжённых, взволнованных интонациях.
-Какую из сторон связи человека с окружающим миром раскрывает лирический род?
- Одинаково ли по настроению начало и конец стихотворения? Каким цветом окрашен мир лирических переживаний?
- Почему стихотворение прерывисто, неровно, взволнованно? К кому обращены слова? Какие особенности жанра вы смогли выделить?
- По форме стихотворение напоминает страстный сбивчивый монолог. О чём исповедь? О чем стремиться «выговориться», «вымолиться», «выплакаться» героиня? О чём предостерегает? За что считает себя достойной любви лирическая героиня? За ум? Красоту? Поэтический дар? За умение подняться над обыденностью?
- Как принимает неизбежное? В чём её неординарность? Почему о себе говорит в прошедшем времени? Какова роль поэтической морфологии?
-Что делает человека живым, настоящим, по мысли лирической героини?
-К чему обращается героиня, ощутившая бездну между «такой живой и настоящей» и «не было меня»? Какой музыкой звучит жизнь, смерть? (Комментарий трагического признания в жизни Марины Цветаевой, последних лет жизни).
Как осмысливает основные онтологические проблемы поэт? Какие черты авторского идеала воплощены в монологе – исповеди?
-Объясните, каким образом достигается эффект разговорности, доверительности? Каким звуковым приёмом достигается плавность ритмического рисунка?
- Какой М.Цветаева запомнилась современникам? Представьте свой образ – ассоциацию жизни и творчества М. Цветаевой.
Судьба созданного художником не сводится только к его личной судьбе: художник уходит – искусство, духовное богатство народа остаётся. В историю русского народа Марина Цветаева вписала выразительную, полную внутреннего напряжения и высокого драматизма страницу.
В2000 году открылся архив Марины Цветаевой, стали известны некоторые факты биографии, которые ещё более приоткрыли тайную завесу жизни поэта.
Как бы вы изобразили основные идеи, проблемы авторской концепции мира?

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Приложение №1. Монолог. Марина Цветаева.
Уж сколько их упало в эту бездну,
Разверстую вдали!
Настанет день, когда и я исчезну
С поверхности Земли.
Застынет всё, что пело и боролось,
Сияло и рвалось:
И зелень глаз моих, и нежный голос,
И золото волос.
И будет жизнь с её насущным хлебом,
С забывчивостью дня.
И будет всё, как будто бы под небом
И не было меня!
Изменчивой, как дети, в каждой мине
И так недолго злой,
Любившей час, когда дрова в камине
Становятся золой,
Виолончель, и кавалькады в чаще
И колокол в селе
- Меня, такой живой и настоящей,
На ласковой земле!
К вам всем – что мне, ни в чём не знавшей меры,
Чужие и свои!
Я обращаюсь с требованием веры
И с просьбой о любви.
И день, и ночь, и письменно, и устно:
За правду да и нет,
За то, что мне так часто – слишком грустно
И только двадцать лет.
За то, что мне прямая неизбежность –
Прощение обид,
За всю мою безудержную нежность
И слишком гордый вид,
За быстроту стремительных событий,
За правду, за игру
Послушайте! – Ещё меня любите
За то, что я умру.


Приложение №2. Скульптурное сооружение в память о Марине Цветаевой.



(фотография из личного архива Тереховой Л.А)





Приложение №3. Памятная плита.


(фотография из личного архива Тереховой Л.А.)













Приложение №4. Дом Марины Цветаевой.


(фотография из личного архива Тереховой Л.А.)

Приложение №5.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Литературное дарование – сила жизни, одухотворяющая целый мир


Одиночество – внутренняя «расколотость», щупальцы смерти

Смерть – спутник человеческого существования, учит ценить каждый момент жизни


Творчество – культурная ценность, основа человеческой духовности; состояние наваждения

Любовь – источник жизни, духовного бессмертия, предостерегает от духовного увядания



ла 3ла 1ла 215