Технологическая карта открытого урока по окружающему миру на тему Опасные места, 3 класс

Предмет: Окружающий мир
Класс: 3

УМК: Школа России
В соответствии с ФГОС

Тема: Опасные места
Тип: комбинированный урок

Задачи:
Образовательная: выявить опасные места для человека, дать первичные навыки безопасного поведения, соблюдать правила безопасности при пользовании лифтом, играя во дворе, находясь на балконе, около подоконника и т.д., учить работать с информацией.
Развивающая: развивать у детей навыки коммуникативного общения, умение действовать решительно и четко в опасной ситуации, развивать логическое мышление, навыки исследовательской работы.
Воспитательная: воспитывать ответственность за свою жизнь, толерантное отношение к чужому мнению, чувство товарищества и взаимопомощи, ответственности за свою жизнь и здоровье.


Планируемые результаты

Предметные:
Понимать потенциальные опасности в доме и вне его;
Соблюдать правила безопасного поведения на улице и дома
Метапредметные:
Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить;
Оценивать достижения на уроке
Анализировать рисунок, извлекать из него информацию
Переводить текст в памятку
Делать выводы
Личностные:
Проявлять навыки адаптации в динамично меняющемся мире
Проявлять самостоятельность и ответственность за свои поступки
Определять мотивы учебной деятельности

Межпредметные связи: литературное чтение, русский язык (обучение умению строить предложение, давать развернутое описание ситуации), музыка, изобразительное искусство

Оборудование : учебник, часть 2; рабочая тетрадь, часть 2; интерактивная доска; мультфильм «Лунтик. Лёд», плакат «Как выбраться из полыньи», музыкальная физминутка, карточки-раскраски «Дорожные знаки», электронные картинки с дорожными ситуациями, картинки-пазлы с изображением балкона, подоконника, лифта, трансформаторной будки, пустыря, стройплощадки, крыши и т.д., тест, «Лесенка успеха», жетоны-оценки.


Ход урока

Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности обучающихся


Психологический настрой

- Здравствуйте, ребята! Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему?


-Да, все, что вы сказали, верно: и на улице стало совсем тепло, и солнышко светит, и нашей с вами встрече я рада. А еще у меня такое приподнятое настроение от ожидания интересных открытий на нашем уроке .
- Хорошего вам настроения и успехов! Начинаем восхождение по лесенке, но не по простой , а по «Лесенке успеха». Давайте пожелаем друг другу успеха в работе на уроке.

- Потому что вы хотели быстрее с нами встретиться.
– Потому что наступила настоящая зима. – Сегодня светит солнце. – Может быть, потому что скоро каникулы?





Приветствие “Успехов!”
Предлагает поиграть в игру с соседом по парте
Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:
желаю (соприкасаются большими пальцами);
успеха (указательными);
большого (средними);
во всём (безымянными);
и везде (мизинцами);
Вперед! (прикосновение всей ладонью)

Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

-Закончите предложение: «Чтоб по улицам шагать, надо очень много знать, и конечно, без сомнения, помнить правила .. »
-Подумайте, почему так важно знать ПДД?
Предлагает учащимся проверить знания по ПДД.
Задание 1. Знаки-раскраски (учащиеся получают по 3 дорожных знака: раскрасить, подписать их значение, определить, к какой группе они относятся)
Предупреждающие знаки (дорожные работы, дикие животные, скользкая дорога)
Запрещающие знаки (звуковой сигнал запрещен, обгон запрещен, въезд запрещен)
Предписывающие знаки (движение прямо, движение направо, движение налево
Информационно – указательные знаки (пешеходный переход, место остановки автобуса или троллейбуса, место остановки трамвая)
Знаки сервиса (пункт питания, телефон, автозаправочная станция, пункт первой медицинской помощи)

Самопроверка.
Задание 2. Анализ ситуаций (на экране рассматривается 5 дорожных ситуаций)
Задание 3. Синквейн
Помогает составить синквейн к слову «Дорожные знаки»

-Дорожного движения.

-Знание ПДД сохранит нам здоровье и даже жизнь.
Самостоятельно работают над заданием.
















Анализируют, имеет ли место нарушение ПДД и определяют значение дорожных знаков.

Составляют пятистишие, делают вывод о необходимости знания ПДД.

Мотивация учебной деятельности

-Ребята, не только на дороге мы можем встретиться с опасностью. Опасности подстерегают нас повсюду.
Предлагает каждому ученику собрать картинку-пазл на своем столе и определить вид опасности.
Представляет учащимся схему на доске для заполнения пустых граф.
-Давайте назовем опасности, которые рассматривал 1-й ряд.





Прикрепляет карточки с названиями опасностей в первую колонку.
Аналогично проводит работу со 2-ым рядом. Прикрепляет карточки с названиями опасностей во вторую колонку.

-Ребята, где мы можем встретить опасности первой группы?
-А второй?
Открывает карточки со знаками вопроса в первой и второй колонке (В доме, на улице)
Предлагает сформулировать тему урока
-Однако, существует еще ряд опасных мест. Эти опасности не описаны в наших учебниках, но мы их должны назвать. Скоро закончится учебный год, и вы все уйдете на каникулы, чтобы вы были целыми и невредимыми, мы рассмотрим опасности третьей группы. Над ними работал 3 ряд.
- Где мы можем встретиться с этими опасностями? Как назовем 3-ю группу?
Прикрепляет карточки с названиями опасностей в третью колонку. Открываем название третьей колонки.
-Ребята, сейчас на дворе зима. Но даже зимой водоемы представляют угрозу. С такой опасностью столкнулся однажды Лунтик, и сегодня он пришел вас предостеречь. Смотрим мультфильм. Наша задача – определить и назвать эту опасность.

-Что же делать, если вы всё-таки попали в полынью?
Предлагает рассмотреть схему «Как выбраться из полыньи».



Собирают пазл, рассматривают, анализируют. Делают вывод о том, какая опасность изображена у них на картинке.
Рассматривают схему.

Работают ученики 1-го ряда. Называют вид опасности по «цепочке».
(Розетка, колюще-режущие предметы, балкон, открытое окно, крыша, лифт, газ, утюг )




Работают ученики 2-го ряда. Называют вид опасности по «цепочке». (лед на тротуарах, проезжая часть, трансформаторные будки, свисающие с крыш сосульки, ж/д пути, незнакомцы, малолюдные места, стройплощадки)
- В доме.
- На улице.


Определяют тему урока.
Работают ученики 3-го ряда. Называют вид опасности по «цепочке».
(купание в запрещенных местах, купание во время грозы(поясняем, что о грозе мы поговорим на следующем уроке), баловство в воде, игры на обрывах, водный транспорт, купание без плавательных кругов, ныряние в незнакомых местах).
- На природе.



Смотрят мультфильм «Лунтик», серия «Лёд»
После просмотра делают вывод о том, что зимой опасен может быть тонкий лед, и не следует выходить на лед без сопровождения взрослых.

Ответы детей.
Рассматривают схему-плакат на интерактивной доске

Физминутка

Проводится музыкальная физминутка. Учащиеся поют песенку и сопровождают движениями согласно словам
  Дружно встали. Раз, два, три!
        Мы теперь богатыри! (Руки в стороны.)
        Мы ладонь к глазам приставим,
        Ноги крепкие расставим.
        Поворачиваясь вправо, (Поворот вправо)
        Оглядимся величаво,
        И налево надо тоже (Поворот влево.)
        Поглядеть из-под ладошек.
        И направо, и еще (Поворот вправо)
        Через левое плечо (Поворот влево.)
        Буквой «Л» расставим ноги.
        Точно в танце - руки в боки.
        Наклонились влево, вправо.
        Получается на славу!        

Организация познавательной деятельности

Предлагает прочитать текст параграфа по рядам: 1-й – стр. 20, 2-й – стр.21, 3- ряд- стр.22. после прочтения проводит фронтальный опрос по прочитанному. Отвечаем на вопрос «Почему названные места могут быть опасными?»
Проводит игру «Вопрос-ответ»
Можно ли вставать на стул на балконе? Почему?
Можно ли играть на стройке? Почему?
Чем опасно выглядывать в открытое окно?
Можно ли играть на крыше? Почему?
Что будешь делать, если незнакомец предложит конфету?
Чем опасна трансформаторная будка?
Что делать, если застрял в лифте?
Как достать воздушного змея с дерева?
Предлагает на основе текстов составить памятки «Безопасный дом», «Безопасная прогулка», «Безопасные каникулы»
Следует обратить внимание учащихся на то, что при формулировании правил желательно избегать частицу «не». Правила, сформулированные позитивно, лучше воспринимаются людьми (например, «Не прыгайте в лифте» - «В лифте стойте спокойно»)
На доске появляется «Памятка безопасного поведения» для детей в виде ромашки, в середине находится слово БЕЗОПАСНОСТЬ, а на лепестках написаны правила поведения:
- не свешивайся с перил балкона; не играй в подвижные игры
- не входи в лифт с незнакомым человеком, не играй в лифте;
- не играй на строительной площадке;
- один не гуляй в парке, лесу и не пустыре, не разговаривай с незнакомцами;
- не садись на подоконник, не высовывайся из окна;
- не подходи к трансформаторной будке;
- помни о безопасном поведении не льду;
Читают тексты.
Отвечают на вопросы учителя











Составляют памятки на основе текстов. Работают в парах. Представляют результаты работы. Составляют по 1 правилу.





Прикрепляют свой лепесток на доску.












Закрепление изученного материала

Организует выполнение задания на интерактивной доске: отметить на рисунке потенциально опасные места, обсудить варианты выполнения задания с одноклассниками.
Следует обратить внимание учащихся на то, что нельзя выполнить это задание однозначно, но всегда вокруг нас есть места и предметы, которые являются потенциально более опасными, чем остальные (открытый люк, стройплощадка, балкон и т.д. )
Организует выполнение задания №2 в рабочей тетради: нарисовать условные знаки к правилам безопасности.
Рассматривают рисунок, определяют потенциально опасные места, объясняют свой выбор, обсуждают с одноклассниками.






Переводят правила в знаково-символическую форму

Подведение итогов. Рефлексия.

Предлагает выполнить тест.
Предлагает вернуться к рисунку в задании на ИД, сделать вывод о том, от кого и от чего зависит наша безопасность на улице и дома. Помогает учащимся сделать вывод о том, что в окружающем мире не существует абсолютно опасных или безопасных мест и предметов. Важно правильно вести себя в любой ситуации.
 ВЫВОД:
Безопасности формула есть: Надо видеть, предвидеть, учесть. По возможности – всё избежать, А где надо – на помощь позвать!
Спрашивает учащихся, чему научил их этот урок.
Предлагает вернуться к «Лесенке успеха» и оценить свою работу на уроке. 1 ступень – плохо, 2 ступень – хорошо, 3 ступень – отлично. Раскрасить смайлик в соответствии со своим настроением (жёлтый- радостное, синий -грустное).
Просит оценить работу на уроке своего соседа по парте и прикрепить жетон на грудь товарищу: 5, 4, 3.
Помогает определить домашнее задание: учебник – стр.20-23, р.т. №1,3
Отвечают на вопросы теста. Получают ключевое слово – БЕЗОПАСНОСТЬ.











Определяют личностный смысл изучения темы, делают вывод.
Оценивают себя и свое настроение.
Прикрепляют лесенки на доску


Оценивают работу товарища, выставляют оценки.

Определяют домашнее задание.

Дополнительный материал: Как вести себя с незнакомыми людьми

Диагностика достижения планируемых результатов: Плешаков А.А. и др., Окружающий мир. Тесты.

Дополнительные творческие задания: Задание 3 в рабочей тетради

Используемая литература: Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс, Просвещение, 2013 г.







Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Яшалтинская средняя общеобразовательная школа имени В.А.Панченко»



Технологическая карта урока
по окружающему миру, проведенного в 3 классе,
на тему «Опасные места»,
в рамках районного семинара по теме
«Система оценки предметных, метапредметных и личностных результатов»
Учитель: Хворост Евгения Владимировна
2015-16 уч.год








13PAGE \* MERGEFORMAT14615



Опасности

?

?

?



15