План-конспект урока по русскому языку на тему Великий, могучий русский язык! 1 класс










ОТКРЫТЫЙ УРОК
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ТЕМА: «Великий, могучий русский язык!»
1 класс



Составила: учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 37»
Лапина А.А.






г. Братск
Цели:
Воспитывать любовь к родному слову;
Развивать активность посредством вовлечения детей в практическую деятельность со звучащим словом;
Совершенствовать речь путем активизации и расширения словарного запаса, учить грамматически верно, оформлять высказывания;
Развивать мотивацию к продолжению изучения родного языка и литературы;
Развивать творческие способности.

ХОД УРОКА:

Организационный момент
- Ребята, освоить родной язык – трудное дело. Наш сегодняшний урок поможет вам в постижении того чудесного и таинственного, что прячется за словами «русский язык». Русский язык – это необыкновенный язык, и в этом мы сегодня убедимся.
- Сегодня вместе с нами постигать чудеса родного языка будет мальчик по имени Антон. Он еще ходит в детский сад, только собирается в школу, и хотел бы тоже узнать все тайны русской речи.

II. Словарная работа
- У меня на доске зашифрованы слова
Р о и р у с
й
С с я с к и

- Какие слова зашифрованы?
- Назовите орфограммы.
- Запишите данные слова в тетрадь, выделите орфограммы.
- Что такое Россия? (страна, в которой мы живем)
- Что вы можете рассказать об этом слове? ( слово-название, имя собственное, отвечает на вопрос «что?»)
- Как называется язык, на котором мы говорим? (русский)

III. Изучение нового материала
- Язык, на котором мы говорим, красив и богат. Русский язык изучают во многих странах, потому что он красив и мелодичен. Константин Георгиевич Паустовский писал: «Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный свет»

- С чем сравнивает К.Г. Паустовский русские слова? (с драгоценными камнями)
- Почему?

- А сейчас я предлагаю вспомнить ваш первый учебный день. Когда это случилось? ( 1 сентября)
- Что вам больше всего запомнилось?
Скажите, интересно мы тогда поговорили или, как говорят взрослые, пообщались?
- А что нам помогло в нашей беседе? (нам помогла общаться русская речь; речь на русском языке)
- А как вы думаете, хорошо или нет, что мы, люди, умеем говорить, пользоваться речью? Почему?

- Давайте, как ученые, поставим опыт: постараемся несколько минут обойтись без речи. Вы попробуете рассказать своему соседу что-нибудь интересное, но не будем пользоваться речью, не будем говорить. Опыт начинается по моему сигналу.
- Поняли ли вы, о чем говорил ваш собеседник?
- Нужна ли нам речь, для чего? (речь необходима для выражения своих мыслей)
- Оказывается, вы сейчас сделали очень важное открытие. Общаемся мы с помощью речи, она необходима для выражения своих мыслей.

- А как возникает речь?
- Я попыталась условно нарисовать речь. Скажите получилось у меня или нет?
- Когда один человек , обращается к другому человеку
Или нескольким людям , то возникает речь.


Схема:

(дети: - Люди молчат, поэтому речи не возникает – им надо открыть рты.)
- Хорошо, я открою рты.


- Теперь, все хорошо?
- Проверим? Проведем второй опыт.
- Задумайте каждый какое-нибудь имя, свое или своего друга. Я тоже задумала. А теперь по моей команде каждый из вас громко скажет то, что задумал. Приготовились!
- Что-нибудь поняли? Почему? (когда все говорят сразу, получается неразбериха)
- Действительно всем сразу говорить нельзя, если это не какое-нибудь задание, когда специально говорят хором, но тогда все говорят одно и то же.

- А как же мне изменить схему, чтобы она была верной?



-Теперь правильно?
- Проверим, проведем опыт : пусть те кто сидит на первом ряду по очереди скажет свое имя.
- Теперь вы все поняли?
- Вы сделали второе открытие.

- Так, какие же два «секрета» речи мы с вами сегодня узнали, а один даже изобразили?
Общаемся мы друг с другом с помощью речи. Без нее мы бы не могли бы ни о чем рассказать, ни о чем спросить, не могли бы вместе играть и сообща что-то делать.
Когда люди общаются, нужно говорить по очереди: один говорит, а другие слушают. Если говорить одновременно, то никто ничего не поймет.

Физ. Минутка
- Какой должна быть речь?
- В одной школе ребята вывели правило.
- Возьмите листочек на котором написано данное правило, прочитайте.

Речь должна быть понятной и вежливой.
- Давайте подумаем и решим: согласны мы с ними или нет.
- Вот, скажите, вы любите, когда с вами грубо разговаривают?
- С кем вы будете дружить – с тем, кто говорит вам обидные слова, кричит на вас, кто обращается грубым тоном, или с тем, кто вежлив?
- А как вы думаете, что выбирают другие люди?
Солнышко ясное встало.
«Доброе утро!» - сказало
Но если проснешься –
А дождик в окно
Стучит да стучит
И без солнца темно, -
Доброе утро,
Друзья, все равно.
Придумано мудро:
Доброе утро!
- Назовите «вежливые» слова, которые вы знаете.
- Приходилось ли вам в жизни пользоваться «вежливыми» словами?
Приведите примеры.

- Так, какой же вывод можно сделать? (Будь вежливым, если хочешь, чтобы с тобой другим людям было приятно общаться, разговаривать)

- Знаете, я однажды услышала, как один мальчик рассказывал другому, что он видел. Хотите послушать?

«А тот как подскочит, как даст! А этот тоже
А потом как долбанет»

- Как вы думаете, слушавший мальчик что-нибудь понял, представил себе? Почему?
- А вам приходилось слышать такую речь?
- Легко ли ее понимать?

- Должна ли наша речь быть понятной или нет?
- Так давайте все-таки вернемся к правилу, которое вывели ученики в одной из школ нашего города: «Речь должна быть понятной и вежливой»
- Согласны вы, принять это правило или нет?

На доске: РЕЧЬ
ПОНЯТНАЯ ВЕЖЛИВАЯ

- Антон уже многое узнал, но вы же помните он дошкольник и только собирается в школу, и поэтому давайте перечислим ему правила вежливого поведения во время разговора.

- При этом я прошу вас внимательно слушать собеседника и попробовать оценить его по плану.

1. Была ли речь(имя ребенка) понятной?
2. Что ее сделало такой?

- При этом, говорящий должен постараться грамотно выразить свою мысль.

ПРАВИЛА ВЕЖЛИВОГО ПОВЕДЕНИЯ ВО ВРЕМЯ РАЗГОВОРА
Обращаться к собеседнику по имени и отчеству.
Разговаривая, смотри не в стороны, а на того, с кем говоришь.
Не перебивать, а если очень нужно обратиться, то сначала извиниться.
Не разговаривать, когда жуешь.
Не кричать, не размахивать руками.
Не забывать пользоваться словами «пожалуйста», «спасибо», «извините, пожалуйста».
Исправляя или дополняя ответ, нужно стараться делать это вежливо, не обижая.
Стараться говорить четко, внятно, достаточно громко, не торопиться, сначала думать.

- Молодцы!
IV. Итог
- Чему был сегодня посвящен наш урок?

Ах, как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убеждались с вами.
А может, не слова – дела важны?
Дела – делами, а слова – словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.

-Я желаю всем вам, ребята, хорошо учится, вырасти добрыми, честными, трудолюбивыми и грамотными людьми, любящими нашу русскую речь!



































ПРАВИЛА ВЕЖЛИВОГО ПОВЕДЕНИЯ ВО ВРЕМЯ РАЗГОВОРА

Обращаться к собеседнику по имени и отчеству.
Разговаривая, смотри не в стороны, а на того, с кем говоришь.
Не перебивать, а если очень нужно обратиться, то сначала извиниться.
Не разговаривать, когда жуешь.
Не кричать, не размахивать руками.
Не забывать пользоваться словами «пожалуйста», «спасибо», «извините, пожалуйста».
Исправляя или дополняя ответ, нужно стараться делать это вежливо, не обижая.
Стараться говорить четко, внятно, достаточно громко, не торопиться, сначала думать.




Речь должна быть понятной и вежливой.


Речь должна быть понятной и вежливой.


Речь должна быть понятной и вежливой.


Речь должна быть понятной и вежливой.


Речь должна быть понятной и вежливой.


Речь должна быть понятной и вежливой.


Речь должна быть понятной и вежливой.


Речь должна быть понятной и вежливой.


Речь должна быть понятной и вежливой.


Речь должна быть понятной и вежливой.











13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415































« Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный свет».
Константин Георгиевич Паустовский



«Дивишься драгоценности нашего языка:
Что ни звук, то подарок: всё зернисто, крупно, как сам жемчуг».
Николай Васильевич Гоголь
«Берегите прекрасный русский язык
Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса»!
И. С. Тургенев


«Я ко всем наукам ключ имею,
Я со всей вселенною знаком –
Это потому, что я владею
Русским всеохватным языком»
С. Данилов

ВЕЛИКИЙ ,ЯЗЫК !15