Доклад Роль библиотеки в учебно-воспитательном процессе


«Роль библиотеки в учебно-воспитательном процессе»
Библиотека – это не только хранилище, это целый мир, открытый каждому, кто любит книгу. Это место духовное, где всегда встретишь библиотекаря, человека, который будет рад помочь в поисках истины и знаний, даст необходимые книги.
Школьный библиотекарь сегодня должен обладать высоким профессионализмом и одновременно лучшими душевными качествами человека: верить в свою работу, любить детей, понимать их проблемы и внутренний мир, быть в курсе новых учебных программ, иметь представление о новых обучающих системах, уметь координировать работу с учителем в отношении каждого ребёнка. Одной из задач, стоящих перед библиотекарем в руководстве чтением детей, является воспитание устойчивого интереса к книге и желания преодолеть трудности чтения. С этой целью в библиотеке проводятся:
-экскурсии, направленные на формирование читательской активности, умение ориентироваться в мире книг, потребность и способность выбрать себе книги для чтения;
-книжные выставки, призванные возбудить интерес к литературе, а так же к вопросам и темам, которые раньше не привлекали его внимание;
-литературные праздники, направленные на пробуждение и формирование читательского интереса.
Школьная библиотека – не только храм книг, но и важный культурно-просветительский центр, проводящий большую и плодотворную работу по различным направлениям. Здесь приоритетными являются эстетическое, краеведческое, экологическое, патриотическое и нравственное направления.
Воспитание эстетических чувств школьника начинается с красоты. Ее восприятие – это первая ступень эмоциональной отзывчивости. Восприимчивость к прекрасному делает душу богаче и радостнее, помогает лучше понять себя и окружающий мир.
Главными в этой деятельности стоят следующие задачи:
формировать у маленьких читателей потребность в постоянном общении с книгой, прививать навыки работы с ней;
помочь сделать первые шаги в мир красоты, используя книгу;
развивать эмоциональность маленького читателя, научить его видеть и слышать прекрасное.
«Книга – это самое лучшее, что когда-либо создал человек, потому что она нас и учит и воспитывает, и ведет по жизни. А самое главное – она делает шире наш кругозор, развивает память» – именно с подобных слов начинались мероприятия в рамках Недели детской и юношеской книги, которая ежегодно проходит в Садовской библиотеке. Главной особенностью мероприятия является атмосфера доброты и творчества, игры и веселья. Именно это помогает детям войти в мир книги. Любовь к книге, чтению объединяет ребят, которые приходят в эти дни в библиотеку. Став участниками Недели детской книги, они проверяют свои знания в области литературы.
Огромной популярностью пользуются наши литературно-музыкальные гостиные. На поэтический час «Жизнь моя – ЧЕРНОВИК», посвящённый жизни и творчеству русской поэтессы Ники Турбиной, были приглашены старшеклассники 9-11 классов. Сегодня уже не все помнят о гениальной девочке, которая в 9 лет была знаменита на весь Советский Союз. Тогда её называли «эмоциональным взрывом», «блистательным талантом», «пришельцем из космоса», «ребёнком Пушкина», «поэтическим Моцартом» и просто «последовательницей творчества» несравненной Ахматовой. Библиотека подготовила слайд-шоу, учащиеся выступили в музыкально-литературной композиции, звучали стихи автора, романс Елены Камбуровой. Каждый приглашённый гость получил на память буклет со словами автора «Жизнь человека бесценна, и всё что нам дано в этой жизни – это любовь. Любовь, дающая понимание и принятие любой нормальности или ненормальности».
Такие мероприятия важны для изучения литературы, они расширяют кругозор, оказывают влияние на духовное развитие личности школьников. Библиотека старается привить школьникам чувство прекрасного, интерес к художественной литературе. Хотелось бы, чтобы родник духовной жизни библиотеки не иссяк.
Одним из направлений работы нашей школьной библиотеки является экологическое воспитание и просвещение читателей. Интересно и разнообразно ведется работа по экологическому воспитанию. Используя богатство художественной и научно-популярной литературы, библиотека помогает школьникам увидеть и полюбить мир, ощутить себя частью природы, понимать ее ценности в жизни каждого человека, свою причастность к сбережению и защите природных обитателей, живущих рядом с нами в одном зеленом доме.
Здесь запланированы и проведены следующие мероприятия:
- «Наш дом – Земля» - выставка книг с целью повышения экологической и духовной культуры школьников, вооружение их навыками экономного, бережного использования природных ресурсов, формирования активной гуманной позиции по отношению к природе, ответственности за судьбу общего дома – планеты Земля. На выставке были представлены энциклопедии, подаренные родителями и учащимися школы.
-«Детский мир глазами Чарушина» - конкурс рисунков для 1-4 классов с целью воспитания чуткости, зоркости по отношению к природе. Девиз выставки рисунков: «Человеческая доброта помогает сохранить природу, а равнодушие губит не только природу, но и душу человека».
-«Поэтическое излучение» - обзор литературы по произведениям Константина Паустовского, которое поможет учащимся глубже понять суть сложных отношений природы и человека.
-«Чернобыль: неугасаемая боль» - тематическая выставка с целью воспитания милосердия к детям Чернобыля, уважения к памяти погибшим ликвидаторам Чернобыльской АЭС.
Для системной и целенаправленной работы по экологическому просвещению используется фонд книг, брошюры, периодические издания: «Чернобыльский звон», «Санитарный вестник Крыма». Оформлены тематические папки «Экология», «Чернобыль: боль, скорбь, память».
Уже можно сделать некоторые выводы о положительном влиянии проведенной работы. Библиотека прививает юным читателям навыки и умения «видеть и действовать», формирует правильное отношения к объектам и явлениям природы, то, что принято называть экологическим мышлением.
Важной составляющей экологического просвещения является краеведение. Развивая краеведение, библиотека старается через чтение книг по краеведению привить школьникам любовь к своему краю, воспитывать чувство уважения к прошлому нашего народа, приобщить школьников к культуре, духовным традициям народов Крыма.
Куда бы ни забросила человека судьба, в его душе всегда остается уголок, где теплится, не умирает любовь к тому единственному месту на земле, где он родился, где жили его предки. Если же жизнь дала тебе великое счастье не отрываться от родных, прожить на родной стороне от рождения до смерти, то любовь эта расцветает в душе человека. Этой любовью и прекрасна земля. Но чтобы не черствела душа человеческая, чтобы не угасла искра любви, надо ее поддерживать и воспитывать. Это и стало главной целью краеведческой работы библиотеки. Для этого изучаем прошлое и настоящее родного края. А помогает нам в этом этнографический музей «История быта народов Крыма», созданный в 2009 году. Сегодня школьный музей является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность. Здесь для библиотеки отводится особая роль:
-влияние книгой на ум и сердце юного поколения;
-укрепления их жизненной позиции;
-привития любви к своему народу;
-знания своей истории, культуры, литературы, родного языка.
В своём духовном развитии ребёнок должен опираться на живую историю, культуру, духовные традиции, исторический опыт народа. Всё это – фундамент становления личности. Без глубокого и систематического познания народной духовности, национальной культуры мы не сможем формировать ценности культуры народов Крыма. С этой целью в библиотеке оформляются книжные выставки:
-«Крым – земля героическая», посвящённая партизанскому движению в годы ВО войны.
-«Вечную славу поёт вам народ», посвящённая участникам комсомольского подполья в Краснодоне во время ВО войны.
-«Негасимый огонь памяти» с целью воспитания патриотических чувств учащихся, уважения к памяти погибших защитников Отечества, увековечивания бессмертного подвига народа в ожесточённой борьбе с фашизмом.
Такие выставки помогают читателям через художественную литературу узнать о героическом прошлом страны.
А обзоры литературы «Отеческая земля» русских советских писателей о родной земле, о любви к ней, о труде крестьянском – обо всём, что именуется Родиной, воспитывают в себе эту любовь, стремление быть полезным Отечеству. Все эти мысли и чувства выражены в произведениях Астафьева, Шукшина, Троепольского, Абрамова, Распутина, Пришвина.
Оформлена тематическая папка:
-«Иван Гаврилович Генов». В папке собран материал об И.Г. Генове, как участника партизанского движения в Крыму в годы ВО войны, члена Крымского областного подпольного комитета партии, человека, всю жизнь отдавшего делу служения Отечеству, укреплению дружбы между народами, посвятившего себя воспитанию молодёжи.
Совместными усилиями с учителями-филологами был организован и проведён фестиваль «Венок Крыма». Это общешкольное мероприятие проводится с целью формирования национальной сознательности и духовности, укрепления гордости за свою Родину, за свой родной край, свой язык и культуру.
На базе этнографического музея создан мини – музей «История библиотеки». Идея создания мини – музея родилась из потребности сохранить фонд коллекции документов и материалов. Отсюда и девиз музея: «Сохраним для потомков». Здесь созданы следующие экспозиции:
-«Книги – подарки библиотеке в связи с юбилеями». На выставке представлены 10 энциклопедий для детей по всемирной литературе, всемирной истории, биологии, географии, астрономии, искусству. Энциклопедии подарены в честь 20-летия школы учащимися, родителями, учителями школы.
-«Учебная литература, по которой учились ваши родители». Школьная парта, школьные принадлежности, учебники помогают восстановить уголок школьника 80-ых годов.
-«Рабочее место библиотекаря 30-60 годов прошлого века». Телефонный аппарат, пишущая машинка, деревянные счёты, перьевые ручки, книги помогли восстановить рабочее место библиотекаря 30-60 гг. прошлого века. Здесь идёт разговор о профессии библиотекаря.
-«Он сам был бессмертной песней своего талантливого, свободолюбивого народа». Экспозиция посвящена великому поэту, талантливому художнику Тарасу Григорьевичу Шевченко. Здесь идёт разговор о жизни и творчестве Шевченко, как поэта и художника.
Гражданско-патриотическое воспитание учащихся одно из важных направлений библиотеки. Оно предусматривает воспитание духовности и патриотизма среди учащихся.
Библиотека проводит работу по воспитанию нравственности, правовой культуры среди учащихся школы. Общая цель и конкретные задачи правового воспитания решаются в процессе учебной деятельности. К ним относятся:
формирование у каждого ученика системы знаний по вопросам основ государства и права, развитие интереса к этой области знаний, связь права с настоящей действительностью;
формирование уважения к государству, к законодательным и исполнительным органам власти;
воспитание нетерпимости к всевозможным правонарушениям;
формирование умений и навыков активно защищать в установленном законом порядке свои права и законные интересы других лиц.
Исходя из выше сказанного, правовое воспитание в первую очередь должно быть, направлено на знакомство учеников с законами нашего государства, уважение к праву и закону должно стать личным убеждением каждого гражданина нашей страны.
С этой целью в библиотеке оформлены:
- тематические полочки по символике Российской Федерации и Республики Крым,
- тематическая папка «Правовая культура»,
- тематическая выставка «Знай! свои права», которая знакомит учащихся со статьями Конвенции ООН о правах детей.
Запланирована беседа «По страницам Конвенции прав ребёнка», тематический обзор литературы «По ступенькам законов и права».
В целях повышения эффективности работы по предупреждению ДТП в МБОУ «Садовская СОШ» систематически проводится методическая работа с педагогами, родителями по их подготовке к проведению занятий по правилам безопасного поведения на улицах. Большую помощь в организации работы по изучению ПДД оказывает школьная библиотека. В библиотеке работает постоянно действующая книжная выставка «Наш товарищ - светофор». Во время месячника по профилактике ДТП, был подготовлен обзор литературы по этим вопросам для учеников, родителей и учителей. В марте запланирована для учащихся 1-4-х классов викторина по ПДД.
Сегодня общество требует воспитания гармонично развитого человека, являющегося сознательным гражданином Российской Федерации, патриотом Крыма, высоконравственным, толерантным, подготовленным к сознательному выбору профессии. Молодой человек современного общества должен быть закалён физически, психически, ориентирован на собственное самосовершенствование, словом, быть культурным человеком. В этом заключается главная задача любого учреждения образования - создание условий для формирования такой личности.
Применение приведенных форм и методов правового воспитания и образования создаёт условие для формирования в личности поведенческих норм, способности адаптироваться в новой социальной среде, ориентироваться в ней, защищать свои права, уважать интересы и права других.
В последние годы значительно активизировалась работа по формированию потребности в здоровом образе жизни. Проблемы сохранения здоровья учащихся и привития навыков здорового образа жизни очень актуальны сегодня. Здоровье детей - это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения. Но последние статистические данные свидетельствуют о том, что за период обучения детей в школе, состояние здоровья ухудшается в 4-5 раз. И эти печальные факты подтверждают, что именно в школе ученик получает то или иное заболевание, отклонение здоровья. Проблема здоровья учащихся вышла сегодня из разряда педагогических и обрела социальное значение.
Поэтому в качестве основы нашей деятельности по здоровьесбережению стала модель школы, где приоритетом является забота о сохранении здоровья школьников и учителей. Исходя из этого библиотека не остаётся в стороне и проводит активную информационную работу, направленную на формирование и профилактику ЗОЖ.
В сотрудничестве с медсестрой школы оформлены стенды:
-«Профилактика простудных заболеваний».
-«Гепатит».
-«Кишечные инфекции».
Прошли уроки здоровья в 5-8 классах «Здоровый образ жизни современного школьника» с целью профилактики здорового образа жизни.
Оформлены выставки:
-«Молодёжь выбирает жизнь» - с целью формирования здорового образа жизни.
-«Мы – за здоровый образ жизни» - с целью профилактики вредных привычек.
-«Скажем СПИДу – НЕТ» - с целью профилактики здоровья.
Созданы тематические папки:
-«Здоровье. Медицина. Спорт».
Здоровый образ жизни – это единственный стиль жизни, способный обеспечить восстановление, сохранение и улучшение здоровья населения. Поэтому формирование этого стиля жизни у учащихся – важнейшая социальная задача государственного значения.
В организации и проведении библиотечных уроков, праздников большую роль играет актив библиотеки. Активисты библиотеки – это ребята, увлечённые, их инициатива по проведению новых непривычных мероприятий находит поддержку и понимание в библиотеке.
Каждая библиотека представляет свой замкнутый, никому не ведомый мир, со своей собственной системой, со своими собственными порядками, со своими собственными нуждами. Эти нужды только тогда обращают на себя внимание и удовлетворяются, когда они достигают крайней степени, но и в таком случае они удовлетворяются иногда так, что ставят библиотекарей в раздумье.
В руках опытного библиотекаря библиотека является неисчерпаемым источником знания, а библиотечная работа должна отличаться безусловною точностью и правильностью.
На сегодня библиотечный фонд библиотеки составляет:
1.Учебников – 9004 экз.
2.Художественной литературы – 9579 экз.
3.Сказок - 30 экз.
4.Детская литература – 391 экз.
5.Диски – 2 шт.
Оформлены 2 подписки на приключенческую литературу:
«Библиотека приключений» - 10т
«Золотая библиотека приключений» - 14т
Подарено безвозмездно родителями, учителями и учениками:
- 10 томов детской энциклопедии по всемирной литературе, всемирной истории, биологии, географии, астрономии, искусству;
-9 томов иллюстрированной энциклопедии для детей «Природа вокруг нас», «Живой мир», «Животные», «Тайны Вселенной», «Путешествие в древний мир», «Динозавры», «Наука и космос», «Человек и природа», «Земля и океаны»;
-200 книг детской литературы и художественной литературы. Благодаря акции «Подари книгу школе» в библиотеке создан фонд детской литературы.