Коррекционное занятие в инклюзивном классе для детей с ограниченными возможностями здоровья 1 класс Тема занятия: «Новогодняя игрушка»


государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области общеобразовательная школа №21
им. Героя Советского Союза А.П. Долгова
городского округа Чапаевск Самарской области
Коррекционное занятие в инклюзивном классе
для детей с ограниченными возможностями здоровья
1 класс
Тема занятия: «Новогодняя игрушка»

Составила:
учитель начальных классов ГБОУ ООШ № 21
Аксянова Эльнара Рамисовна
г. Чапаевск
2016 г.
Пояснительная записка
Коррекционное занятие разработано в соответствии с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта, Программой коррекционных занятий ГБОУ ООШ №21 им. Героя Советского Союза А.П. Долгова г.о. Чапаевск Самарской области.
В ходе корреционных занятий осуществляется психолого - педагогическое воздействие, направленное устранение отклонений в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений. Основные направления работы: познавательная сфера (формирование учебной мотивации, стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов); эмоционально-личностная сфера (гармонизация пихоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля); коммуникативная сфера и социальная интеграция (развитие способности к эмпатии, сопереживанию; формирование продуктивных видов взаимоотношений с окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса ребенка в коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения).
Коррекционно - развивающая работа предусматривает организацию и проведение занятий, способствующих социально-личностному развитию обучающихся с умственной отсталостью, коррекции недостатков в психическом и физическом развитии и освоению ими содержания образования.
Коррекционно-развивающее направление представлено коррекционно - развивающими занятиями (логопедическими и психокоррекционными занятиями). Согласно требованиям ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 1) на коррекционно-развивающие занятия и ритмику отводится 6 часов. Учебный план ГБОУ ООШ №21 предусматривает обязательное коррекционное занятие в объеме 1 час в неделю и 33 часа в год. Коррекционные индивидуальные занятия проводятся по расписанию продолжительностью 15-25 минут.
Планирование занятий в инклюзивом классе включает в себя как общеобразовательные задачи, так и коррекционно – развивающие задачи, предусматривает в ходе занятия смену деятельности обучающихся, чередование активной работы с отдыхом, обязательное использование наглядных средств.
На занятии использованы здоровьесберегающие технологии
(Физкультминутка составлена с учетом упражнений для детей с ОВЗ).
Устные задания выполняются по следующему алгоритму:
Учитель проговаривает само задание (т.е., что мы будем делать) – обучающиеся проговаривают задание после учителя.
На занятии применяются следующие коррекционные методы:
-информационные методы (беседа, консультирование).
-практические методы (приучение, упражнение, воспитывающие ситуации).
-оценочные методы (поощрение).
Дидактические приёмы, применяемые в учебно-воспитательном процессе детей с ограниченными возможностями здоровья: развитие наблюдательности через показ явлений; наглядность в практически значимой деятельности; сознательность и активность в усвоении знаний; учёт индивидуальных особенностей.
Конспект коррекционного занятия в 1 классе
для детей с ОВЗ.
Тема «Новогодняя игрушка»
Цели:
-исправлять недостатки моторики,
-корректировать недостатки познавательной деятельности в процессе восприятия формы, величины, цвета, особых свойств предмета, их положения в пространстве,
-развивать слухо-голосовые коррекции,
-формировать точность и целенаправленность движений и действий.
Задачи: 
1. Общеобразовательные:
Закрепление навыков правильного использования кисти;
Закрепление навыков правильного удерживания кисти;
Закрепление дифференциации цветов (зеленый, желтый, красный).
2. Коррекционно-развивающие:
Развитие речи как средства общения;
Развитие слухового восприятия;
Развитие слухо-зрительного восприятия.
3. Воспитательные:
Развитие эстетики ребенка;
Привитие любви к рисованию;
Развитие эстетического вкуса.
Оборудование: бумага, кисти, гуашевые краски, баночка для воды, аудиозапись музыки П.И.Чайковского "Времена года", игрушка «Зайчик», елочные игрушки.
Ход коррекционного занятия
I. Организационный момент.
-Ребята, вы слышали, как снежинки кружась в воздухе тихо падают на землю. Сядьте так же тихо, как снежинки.
II. Введение в занятие.– Какое сейчас время года?  (Зима)– По каким признакам вы можете определить, что сейчас зима?(Снег, метели, мороз)
– Молодцы! Вы назвали много признаков зимы.– Как из чудесной сказки пришла к нам сегодня на занятие царица Зима! Украсила кружевом окна, серебром окутала землю.
Фонетическая ритмика

Пришла зима.
Падает снег.
Тихо падает снег.
Тихо падает белый снег.
Тихо падает белый пушистый снег.
Дети стоят по кругу.
(1. Каждое предложение проговаривается на одном выдохе в сопровождении плавных, переходящих одно в другое движений:
пришла зима — Одной рукой сделать призывный жест, затем сразу же перейти на движение как на звук з.
падает снег — Плавное движение рукой вниз.
тихо падает снег — На слове тихо поднести указательный палец ко рту и плавным движением отвести руку вниз.
тихо падает белый снег — Повторить движение на слово тихо, затем расслабленно наклониться вперед.
тихо падает белый пушистый снег — На три первых слова повторить движение, описанное выше, затем выпрямить туловище, руки согнуть на уровне груди, плавным мягким движением слегка опустить кисти рук вниз, а затем немного поднять вверх.
2. Проговаривание текста, убрав руки за спину.)

III. Определение вида занятия
- Что будем делать? (Будем рисовать)
- Почему вы так думаете? (На столе лежат краски, кисточка, бумага)
- Покажи не воду, а краску. (Я показал(а) краску).
- Возьми не краску, а кисточку. (Я взял(а) кисточку).
IV. Игровой момент
- Декабрь – это преддверие новогоднего праздника, любимого детьми и взрослыми.
(Учитель показывает ребятам зайчика.)
-Ребята, посмотрите, к нам на занятие прибежал зайчик. Он принес нам письмо из леса. Все звери в лесу очень переживают, что скоро новый год, а елочку им украсить нечем.
-Ребята, а чем можно украсить елочку? (Новогодними игрушками)
V. Определение темы занятия
- Что будем делать? (Рисовать новогодние игрушки).
- Как будем рисовать?
1.Композиция рисунка.
Проводим центральную вертикальную и горизонтальную линии. Отмечаем вверху важную деталь елочной игрушки – металлическое кольцо для подвешивания украшения на елку.
2.Выполнение карандашного наброска.
Легкими линиями карандаша намечаем контур шара и блика на нем.
3.Заливка контура цветом.
На палитре подбираем цвет шара.
При раскрашивании шара кистью водим округлыми, описывающими форму шара движениями. Если кисть будем водить по вертикали или по диагонали, то вместо шара получится плоская тарелка.
4.Прорисовывание деталей.
Тонкой кистью прорисовываем детали рисунка на шаре.
Пальчиковая гимнастика
Раз, два, три, четыре,    
Загибаем пальчики по одному
Мы с тобой снежок лепили,  
«Лепим» двумя руками
Круглый, крепкий,      
Чертим руками круг 
Очень гладкий,    
Одной рукой гладим другую 
И совсем, совсем не сладкий.
Грозим пальчиком 
VI. Практическая работа детей.
Учащиеся рисуют, проговаривая каждые этапы (индивидуальная помощь учителя).
Физкультминутка
Ждут красавицу колючую                «Рисуют» руками елочку.
В каждом доме в декабре.                Делают ладошками «дом».
На ветвях зажгут фонарики,         Показывают «фонарики».
Искры брызнут в серебре.      Руки над головой, пальцы оттопырены.
Сразу станет в доме празднично,   Берутся за руки и становятся в хоровод.
Закружится хоровод.
Дед Мороз спешит с подарками,        Идут по кругу с воображаемымНаступает Новый год.                мешком за плечами.
Продолжение детьми практической работы
VII. Оценка работ детьми
- Что мы рисовали? (Мы рисовали новогоднюю игрушку).
- Почему тебе нравится рисунок? (Мне нравится, потому что красиво).
- Тебе нравится этот рисунок? Почему? (Мне нравится, потому что аккуратно).
-Этот рисунок нарисовал …. Он старался, молодец.
-Какой рисунок тебе нравится больше? (Мне нравится рисунок …., он яркий).
- Как вы думаете, зайчику понравятся рисунки?
Включается весёлая музыка.
- Зайчику нравятся рисунки.
Зайка говорит детям «Спасибо».
VIII. Итог занятия. Рефлексия
Закончите предложение:
На занятие время прошло ………
Мы рисовали ……………
Самое интересное задание было …………….
Как красиво стало в классе!
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Рады зайчики и белочки,
Рады мальчики и девочки,
Рады наши гости и, конечно, я!
Солнце – это счастье,
Правда же, друзья!
 Скоро прозвенит звонок.
Собери же ты, дружок,
Аккуратно, по порядку
Краски, кисточки, альбом...
Учитель помогает детям убрать рабочее место.
Список литературы
Андрющенко Н.В. Монтессори - педагогика и Монтессори - терапия. –СПб.: Речь, 2010
Игры и занятия с водой и песком: Стол ванна для игр с водой и песком и набор аквапескотерапии / Под ред. Л.Б. Баряевой. –СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена,2008
Ковалец И.В. Азбука эмоций: Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере. – М.: ВЛАДОС ,2003.
Коррекционная работа с детьми в обогащенной предметно-развивающей среде / Под ред. Л.Б. Баряевой, Е.В. Мусатовой.- СПб.: КАРО,2006
Логинова Е.Т. Социально –педагогическое обеспечение социализации детей с выраженной  интеллектуальной и сенсорномоторной недостаточностью. СПб: Изд-во РГПУ им. Герцена 2006
Коробкова Л.А., Калинина С.Е. Преподавание учебной дисциплины «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для учащихся с умственной отсталостью (1-4 классы). – Екатеринбург, 2013 (ГКОУ СО «СКОШ №123»).
Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников. – Педагогическое общество России, Москва, 2000.
Музыкальная гимнастика для пальчиков /Сост. М. Ковалевская, худ.А.Веселов.- СП.б: Союз художников, 2000
Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта:програмно-методические материалы /под ред. И.М. Бгажноковой. –М.: ВЛАДОС, 2010.
Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. – М.: Издательство «Ювента», 2008, (3-е изд.). – 224с.:ил.