Индивидуальная карта динамики развития зрительного восприятия


Индивидуальная карта динамики развития зрительного восприятия у младших школьников с нарушением зрения.
ФИО учащегося _________________________________________________________________
Дата рождения ______________________________________________
Домашний адрес _________________________________________________________________________
Откуда поступил ____________________________________________
Острота зрения без очков, в очках__________________________________________________________
Зрительный диагноз______________________________________________________________________
Время возникновения патологии______________________________________________________________________
Рекомендации врача офтальмолога(необходимость очковой коррекции постоянно, только при чтении и письме. Подставка, учебное место в классе, необходимость дополнительного освещения рабочего места)__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Сопутствующие заболевания_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Готовность родителей оказывать помощь в коррекционной работе:
Сами проявляют инициативу оказания помощи в работе;
Не отказываются от участия в оказании помощи;
Отказываются в оказании помощи.
Изучение восприятия зрительных сенсорных эталонов.
Исследуемые параметры Содержание задания Результат обследования
1 2 3 4
2011 2012 2012 2013 2013 2014 2014 2015
Исследование восприятия цвета Уровень сенсорного развития ребенка Узнавание и называние Соотнесение объектов по цвету Фиксация по насыщенности Выделение цвета в окружающей среде Исследование восприятия формы Узнавание и называние формы Соотнесение формы фигуры и предметного изображения Локализация Дифференцирование сходных форм Исследование восприятия величины Соотношение предметов по величине. Словесное обозначение величины. Раскладывание предметов в порядке возрастания и убывания. Исследование уровня развития зрительно – моторной координации Проведение прямой горизонтальной линии от заданного начала к заданному концу, не отрывая карандаш от бумаги. Проведение горизонтальной линии слева направо, не отрывая карандаш от бумаги, и соединение середины первой палочки с серединой второй. Проведение волнистой линии посередине между двумя волнистыми линиями, не отрывая карандаш от бумаги. Проведение вертикальной линии от заданного начала к заданному концу, не отрывая карандаш от бумаги. Проведение прямой линии сверху вниз, не отрывая карандаш от бумаги, и соединение середины верхней полоски с серединой нижней. Проведение волнистой линии посередине между двумя линиями. 7-12Обведение нарисованных фигур по точкам, а затем рисование точно таких же фигур самому. 13-16Обведение предложенного рисунка по точкам, но проведение линии только в направлении, указанном стрелками. Исследование уровня развития зрительно – пространственного восприятия Оценивание расстояния в пространстве Оценивание взаиморасположения предметов в пространстве Узнавание положения предмета в пространстве Фигуро – фоновое различение Исследование уровня восприятия изображений сложной формы Конструирование образа из геометрических фигур Составление целого из частей предметного изображения Исследование уровня восприятия сюжетной картины Вопросы на выявление содержания картины Вопросы на выявление адекватного восприятия персонажей Вопросы на понимание причинно – следственных связей Критерии оценивания.
Исследование восприятия цвета.
Высокий – самостоятельно выполняет задание;
Средний – допустил незначительные недочёты, одиночные ошибки при выполнении 1-2 заданий;
Низкий – допустил многочисленные ошибки при выполнении 3 и более заданий.
Узнавание и называние цвета.
1 класс – красного, жёлтого, зелёного, синего, серого, коричневого цветов.
2 класс – красного, бардового, оранжевого, жёлтого, голубого, фиолетового, сиреневого, серого, розового, коричневого цветов.3 класс – красного, бардового, малинового, голубого, синего, фиолетового, зелёного, жёлтого, оранжевого, серого, розового, коричневого цветов.4 класс – красного, бирюзового, охры жёлтого, голубого, фиолетового, сиреневого, серого, розового, коричневого цветов.Соотнесение объектов по цвету (самостоятельно и по словесной инструкции выделяет 12 оттенков)
1 класс–красного цвета
2 класс – синего цвета
3 класс – зелёного цвета
4 класс – оранжевого и жёлтого цветов (по 6 каждого)
Фиксация по насыщенности (самостоятельно раскладывает кружки)
1 класс – красного цвета от самого светлого к самому тёмному;
2 класс – синего цвета от самого светлого к самому тёмному;
3 класс – зелёного цвета от самого светлого к самому тёмному;
4 класс – оранжевого и жёлтого от самого светлого к самому тёмному.Выделение цвета в окружающей среде
Назвать и описать цвета предметов, находящихся на расстоянии от 3 до 12 метров.
Исследование восприятия формы.
Высокий – самостоятельно выполняет задание по словесной инструкции;
Средний – допустил незначительные недочёты, одиночные ошибки при выполнении 1-2 заданий;
Низкий – допустил многочисленные ошибки при выполнении 3 и более заданий.
Узнавание и называние формы.
1 класс –квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, круг;
2 класс – шар, конус, куб, ромб, треугольник, прямоугольник, круг, овал, многоугольник;3 класс – шар, куб, цилиндр, призма, конус, параллелепипед, пирамида, овал, трапеция, квадрат, треугольник, круг;4 класс – шар, куб, цилиндр, призма, конус, параллелепипед, пирамида, эллипсоид, круг, полукруг, квадрат, треугольник, овал, все виды многоугольников.Соотнесение формы фигуры и предметного изображения.
Самостоятельно находит предмет такой же формы, как предъявленная фигура(все фигуры).
Локализация(самостоятельно выделяет фигуры одной формы).
1 класс – круги, квадраты.
2 класс – круги, квадраты, треугольники.
3 класс – круги, квадраты, треугольники, прямоугольники.
4 класс – круги, квадраты, треугольники, прямоугольники, четырёхугольник, овал.Дифференцирование сходных форм(самостоятельно группирует два вида фигур).
1 класс - круг – овал (по 3-4 фигуры);
2 класс – квадрат – прямоугольник(по4 -5 фигур);
3 класс – треугольники – четырёхугольники(по 5-6 фигур);
4 класс – четырёхугольники – многоугольники(по6 – 8 фигур).
Исследование восприятия величины.
Высокий – самостоятельно выполняет задание по словесной инструкции;
Средний – допустил незначительные недочёты, одиночные ошибки при выполнении 1-2 заданий;
Низкий – допустил многочисленные ошибки при выполнении 3 и более заданий.
Соотношение предметов по величине.
Самостоятельное дифференцирование предметов одной формы, но разных размеров (размеры подобраны для тонкой дифференциации).
Словесное обозначение величины.
1 класс – большой, маленький, узкий, широкий, длинный, короткий;
2 класс – большой, маленький, узкий, широкий, длинный, короткий, высокий, низкий, толстый,худой, выше, ниже;
3 класс - большой, маленький, узкий, широкий, длинный, короткий, высокий, низкий, толстый,худой, выше, ниже, полный, пустой, лёгкий, тяжёлый;
4класс - большой, маленький, узкий, широкий, длинный, короткий, высокий, низкий, толстый,
худой, выше, ниже, полный, пустой, лёгкий, тяжёлый, плоский, объёмный.
Раскладывание предметов в порядке возрастания или убывания.
Самостоятельно по словесной инструкции раскладывать предметы по порядку от маленького к большому.
Исследование уровня развития зрительно – моторной координации.
Высокий – правильное выполнение более 9-ти заданий;
Средний – правильное выполнение от 5-ти до 8-ми заданий;
Низкий – правильное выполнение менее 4 заданий
. Оценивать задание как правильно выполненное можно в тех случаях, если:
при выполнении ребенок рисовал непрерывные линии от одного до другого объекта (допускается наличие небольшого изгиба или небольшого угла);
ребенок отрывал карандаш от бумаги, но продолжал линию без разрывов (разветвлений, острых углов);
нарисованная линия выходит за пределы стимулирующей (в стороны, вверх, вниз) не более чем на 0,5 – 0,7 см;
линия проведена но указанному направлению, по указанной фигуре;
самостоятельная фигура незначительно отличается от образца.
Оценивать задание как выполненное неправильно можно в тех случаях, если:
ребенок при выполнении задания рисовал линии с явными разрывами, острыми углами или обводил стимульный материал несколько раз;
ребенок делал исправления;
нарисованная линия начиналась или заканчивалась на расстоянии более чем 0,5—0,7 см от стимулирующих точек или за пределами «прямой границы» (вверх – вниз);
нарисованная линия оказывалась короче или длиннее стимулирующих точек (более, чем на 0,7 см);
линия была нарисована неровно, толчками;
линия (фигура) обводилась не по указанному направлению (по указанной фигуре);
самостоятельно нарисованная фигура значительно отличалась от образца.
Исследование уровня развития зрительно – пространственного восприятия.
Высокий – самостоятельно выполняет задание;
Средний – задания выполнены с незначительными недочётами, одиночными ошибками или полностью не выполнено одно заданий;
Низкий – допущены грубые ошибки при выполнении 3-4 заданий или не справляются с выполнением двух и более заданий.
Оценивание расстояния в пространстве.
Ответить на вопросы: «Что ближе(дальше) от одного предмета, от другого предмета?».
Оценивание месторасположения предмета в пространстве.
Рассматривая сюжетную картину, ответить на вопросы, направленные на определение взаиморасположения предметов в пространстве с помощью предлогов(в, на, за, под, перед, у, слева, справа, под);
Узнавание положения предмета в пространстве.
Распознавание букв, предъявленных в разных необычных ракурсах(рощзжто и т.д.);
Фигуро – фоновое различение.
Нахождение заданной фигуры при увеличении кол-ва фоновых фигур(на зашумлённом фоне).
Исследование уровня восприятия изображений сложной формы.
Высокий – ученик справился с обоими заданиями быстро и самостоятельно или при выполнении одного из заданий, используя метод проб и ошибок, быстро достиг правильного результата;
Средний – ученик выполнил оба задания путём неоднократного метода проб и ошибок, но справился;
Низкий – ученик при выполнении заданий использовал метод наложения и не справился с заданиями.
1 класс – из 8 частей
2 класс – из 12 частей
3 класс – из 16 частей
4 класс – из 24 частей
Исследование уровня восприятия сюжетной картины.
Высокий – ученик свободно и точно, адекватно определил содержание, определил причинно-следственные связи.
Средний– ученик правильно выполнил задания при стимулировании деятельности и обнаружил единичные случаи неточного (неадекватного) узнавания.
Низкий– ученик не смог справиться со всеми заданиями ни самостоятельно, ни в условиях вопросно-ответной формы. Восприятие сюжета характеризуется искаженностью.