Индивидуальное коррекционное занятие на развитие памяти


Индивидуальное коррекционное занятие на развитие памяти.
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:
Выяснение уровня зрительной и слуховой памяти, внимания.
ЗАДАЧИ:
1. Изучить индивидуальные особенности зрительной и слуховой памяти.
2. Формировать представление о памяти как способности человека и помочь определить значение памяти в жизни и деятельности.
3. Развивать произвольную память разного вида.
4. Формировать навыки позитивного общения.
ОБОРУДОВАНИЕ:
 предметные картинки одинаковых размеров (дом, дерево, белка, телевизор, банка, лодка, солнце, яблоко, кукла, ручка), печатная таблица с цифрами, раскаска и карандаши, чистые листы бумаги.ХОД занятия:
Вступительная беседа.
-Послушай стихотворение А.С. Пушкина “У лукоморья дуб зеленый”.
(Читается мной по памяти.)
- Ты прослушал стихотворение. Как же я смогла его рассказать?- Что такое память? Зачем она нужна человеку?
- Да, память очень важна для человека. Если бы ее не было, то люди не смогли бы передавать все знания и умения будущему поколению. Мы не умели бы читать, считать, не помнили бы своих родителей и друзей. Очень хорошо помогает запоминать и развитое внимание. Если ты внимателен, то подмечаешь все детали, запоминаешь их, а потом легко повторяешь все, что ты видел или слышал.- Как ты думаешь, а у тебя хорошая память и внимание? Давайте их проверим.
Диагностика внимания и памяти.
Методика 1.
-Давай сначала проверим, какой ты внимательный, как умеешь быстро и точно работать. Я дам тебе карточку, а ты сосчитаешь в них количество цифр, которые я назову. Сосчитай все цифры “5”, “7”, “0”.
4 3 2 8 2 3 6 5 9 1
7 5 7 6 6 5 9 0 8 5
3 1 0 1 3 4 0 6 5 1
7 2 4 1 0 6 2 3 7 1
6 5 4 4 3 8 8 3 1 3
8 0 0 3 2 1 5 4 9 5
0 7 6 3 2 6 3 8 2 9
6 1 7 6 9 5 8 5 9 0
7 4 1 7 5 3 9 2 3 4
6 3 0 7 6 9 1 0 9 1
- Ну, как, трудно? Как видишь, если работать быстро, то можно сделать много ошибок, а если медленно, то теряешь много времени. А мы попробуем отработать так твое внимание, чтобы было правильно и быстро.- Давай поиграем в игру на внимание.
Игра “Наоборот”(физминутка)
Я показываю движение, а ты должен сделать его наоборот. Например, я опускаю руки, а ты поднимаешь.
( Показываю различные движения, а ребенок выполняет их наоборот.)
- А сейчас давай проверим твою память.
Методика 2. Зрительная память.
-Перед тобой 10 картинок. Запомни все предметы на этих картинках (1 минута).- Повтори.
(Ребенок называет те предметы, которые запомнил. Я подвожу итог.)Игра “Поиск предмета”.
- Запомни, пожалуйста, все, что видишь впереди себя (доска, стол, меня), будь очень внимателен. А сейчас отвернись.
( Кладу на стол любой предмет.)
- Повернись. Что-то изменилось?
(Игра проводится несколько раз.)
Игра «Запрещенное движение» (физминутка)
(Для занятия использую подручный спортивный инвентарь).
Сообщаю, что буду показывать различные движения, которые нужно точно повторять за мной. Но одно движение повторять запрещено! Например, сегодня запрещенное движение — поставить руки на пояс. Стараюсь запутать ребенка, показываю движения в быстром темпе, отвлекаю внимание смешными движениями. Задача ребенка — не ошибиться и не повторить за мной запрещенное движение.
Игра «Что какого цвета?».
(Ребенку выдается раскраска и предлагается внимательно прослушать текст, запомнить, что какого цвета, и раскрасить картинку в соответствии с описанием).
Прослушай текст и запомни, что какого цвета. Раскрась предметы в соответствии с описанием.
Лето на даче
Летние каникулы мы с сестренкой проводим на даче. У нас есть небольшой, но уютный домик за городом. Когда утром поднимается яркое оранжевое солнце, наш домик выглядит очень жизнерадостно. Папа покрасил стены синей краской, как вода в речке, в которой мы купаемся. На коричневой крыше находится черная труба, из которой идет дым, если в доме в прохладные дни топится печка. Но это бывает редко, летом солнышко нагревает дом так, что окна почти всегда открыты. Как отражение солнышка, около дома растет большущий подсолнух с желтыми лепестками и коричневой серединкой, усыпанной семечками. Он машет нам большими зелеными листьями, когда на улице разыгрывается ветерок. Недавно мы помогали папе по хозяйству, он поручил нам покрасить новый забор в такой же цвет, как крыша нашего дома. Это у нас замечательно получилось, правда, и сами себя мы немного покрасили. Раскрась картинку в соответствии с описанием, и ты увидишь, как выглядит наша дача.

Игра «Выбор»
- Я буду читать тебе текст. Слушай его очень внимательно, тебе нужно будет запомнить все названия конфет, которые прозвучат.
Воскресное чаепитие
По воскресеньям у нас дома устраивается большое чаепитие. Поэтому мы с мамой утром ходим в кондитерский магазин и выбираем каждому члену семьи его любимое лакомство. Для папы мама просит продавщицу взвесить конфеты «Мишка на Севере» и «Маска». Сестренке мы покупаем карамель «Гусиные лапки». А мы с мамой больше всего любим конфеты «Белочка».
Сегодня к нам в гости приедет бабушка. Она для внуков всегда привозит угощенье. В прошлый раз это были конфеты «Ласточка». Сама же она любит пить чай с вареньем.
А главным украшением стола станет, конечно же, пирог, который мы с мамой испечем к вечернему чаепитию.
Игра «Повторяй за мной»
(Для занятия использую подручный спортивный инвентарь (мяч, скакалку).Упражнение заключается в том, что ведущий показывает одиночные движения или серии движений, а ребенок смотрит, запоминает и правильно их повторяет. От классической утренней гимнастики это занятие отличается тем, что выполнение движений не сопровождается комментариями, то есть ребенок зрительно воспринимает последовательность движений и запоминает их путем повторения.
Игра «Инопланетяне-2»
(Для занятия потребуется словесный портрет инопланетянина, лист бумаги, карандаш).
- Внимательно прослушай описание внешности инопланетянина, мысленно представь себе его и как можно точнее нарисуй портрет на листе бумаги.
Вариант 1
На Землю прилетели инопланетяне. Одного из них видели в магазине. Рассказывают, что он очень высокий с длинным прямоугольным телом. Голова же его похожа на треугольник, одним углом воткнутый в тело. На голове торчали две коротенькие антенны, на концах которых были надеты сверкающие шарики. Особенно всех удивили глаза: они не такие, как у людей. Глаза были квадратные, а рот разрезал лицо узенькой полоской. Руки и ноги были тонкими, как ветки у деревца.
Игра «Ассоциации»
- Ассоциации — это один из способов запоминания материала. Ведь часто бывает так, что, увидев один предмет, мы вспоминаем и о другом. Тогда мы говорим, что второй предмет ассоциируется у нас в сознании с первым. Беру 4 картинки (например, сердце, часы, снежинка, молния) и раскладываю их перед ребенком.
- Я буду читать тебе слово, а ты выбери и покажи мне одну из картинок, изображение на которой связано, то есть ассоциируется, с названным словом.Слова: зима, любовь, время, гроза.

После выполнения задания:
- По какому принципу ты выбирал картинки? Объясняю ему, что он сделал этот выбор благодаря ассоциациям. Далее можно переходить к самостоятельному выполнению упражнений.
чайник — вода, чашка, кухня, мама, завтрак, тепло
кошка —
аптека —
лес —
парта —
волосы —
ложка —
газета —
Подведение итогов занятия.
- Чем мы сегодня занимались?
- Что проверяли и развивали?
- Понравилось ли тебе занятие?
- Какое из упражнений больше всего запомнилось и понравилось?