Конспект открытого урока по биологии 10 класса Вирусы — неклеточная форма жизни


Государственное образовательное учреждение Тульской области
«Тульский областной центр образования»
Центр дистанционного образования
Конспект урока педагога
Ф.И.О. учителя Прокашева Роза АвхадиевнаДата проведения « 25 » ноября 2016 г.
Класс (год обучения), Ф.И.О. ученика 10 класс
Предмет биология
Тема урока «Вирусы – неклеточная форма жизни»
Тип урока урок формирования новых знаний
Форма урока: урок-исследование.
Цель урока: сформировать представление о вирусах как о неклеточной форме жизни, их строении, жизнедеятельности, значении.
Задачи урока:
Образовательные:
изучить строение и классификацию вирусов;
изучить жизненный цикл вирусов;
познакомить учащегося с ВИЧ и сформировать знания о мерах предупреждения заболеваний СПИДом.
Развивающие:
продолжить формирование умения работать с учебником, дополнительной литературой, интернет-ресурсами, компьютерными средствами;
продолжить формирование исследовательской культуры учащегося;
продолжить развитие логического мышления через умения сравнивать, анализировать, делать выводы.
Воспитательные:
учить учащегося выражать свое собственное мнение и отстаивать его;
формировать ответственное отношение к своему здоровью как к ценности через ознакомление с профилактическими мерами борьбы с вирусными заболеваниями.
Учебно-методический комплекс:
Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. – Биология. Общая биология. 10-11 класс, М., Дрофа, 2016.
Презентация в Power Point на тему «СПИД».
Ресурсы Moodle.
Видеофрагмент «Вирусное заражение»
Ход урока:
Этапы урока: Деятельность учителя: Деятельность учащегося: ЭОР:
I.Организацион-
ный момент
- 30 сек
Приветствие, проверка готовности к уроку, позитивный настрой на работу. Приветствует учителя,
проверяет готовность к уроку.
Психологический настрой II.Актуализация знаний – 3 мин Учащемуся предлагается ответить на следующие вопросы:
1. Что является основой строения любого организма?
 2. Какими свойствами обладают живые организмы?
3. Какими особенностями строения обладает клетка?
4. Какая структура является носителем наследственной информации в клетках живых организмов?
Отвечает на вопросы:
1. Клетка – элементарная единица строения и жизнедеятельности всех живых организмов.
2. Единство химического состава, обмен веществ и энергии, сходство уровней организации, размножение, наследственность и изменчивость, рост и развитие, раздражимость.
3. Клетка покрыта клеточной мембраной, под ней располагается цитоплазма, ядро и органоиды клетки.
4. ДНК III. Мотивационно-ориентационный этап, организация целеполагания
– 2 мин Основой строения любого живого организма является клетка. Кроме того в природе существует и неклеточная форма жизни! О чем мы будем говорить с тобой сегодня на уроке? 
Проблемный вопрос:Почему с вирусами – возбудителями заболеваний трудно вести борьбу и полностью их уничтожить?
 Что для этого надо знать, чтобы противостоять вирусам? Какую цель можно поставить перед собой на уроке?  Слушает, делает предположение о теме урока:
Мы будем говорить о вирусах.
Определение цели урока учащимся:
Цель: узнать состав, строение и особенности жизнедеятельности вирусов
IV. Изучение нового материала.
Исследовательская работа.
-10 мин Исследовательская работа
Для того, чтобы ответить на поставленный нами в начале урока вопрос, мы должны провести ряд исследований, в ходе которых выяснить какие организмы называются вирусами, в чем особенности их строения и жизнедеятельности, какое значение они имеют в жизни человека и в природе.
Проблемный вопрос
Ученые до сих пор спорят:
« Вирус — это существо или вещество?»
Строение. Вирусы существуют в двух состояниях: покоящемся (вирионы) и репродуцирующемся (внутриклеточные). Размеры вирусов очень малы: самые крупные приближаются к самым мелким бактериям, а самые мелкие близки к крупным молекулам. По внешнему виду: имеют шарообразную форму (вирус гриппа), кубовидную (вирус оспы), вид палочки (вирус табачной мозаики – шестигранная палочка), многоугольными, сферическими, нитевидными. Каждый вирус состоит из ДНК или РНК, заключенных в белковую оболочку, состоящую из субъединиц, расположенных в определенном порядке, которую называют капсидом. Эта оболочка защищает нуклеиновую кислоту от воздействия ферментов и ультрафиолетовых лучей. Капсид также обеспечивает прикрепление вируса к поверхности клеточной мембраны, так как содержит рецепторы, комплиментарные рецепторам клеточных мембран, поэтому вирусы поражают строго определенный круг хозяев.
В составе вирусов присутствуют двухцепочные ДНК в кольцевой или линейной форме; и одноцепочные РНК, встречаются одноцепочные ДНК и двухцепочные РНК. Самостоятельное исследование фактов и на основе их анализа выдвижение аргументов: Сходство с живыми организмами:
-способны воспроизводить себе подобных;
-обладают наследственностью (ДНК или РНК);
-обладают изменчивостью (способность к мутациям у вируса гриппа);
- способны скрещиваться между собой и производить жизнеспособные гибриды.
Отличия вирусов от живых организмов:-Размножение вирусов невозможно вне чужой клетки.-Они образуют кристаллы — типичное вещество неживой природы.-Вирусы не растут.-Они не синтезируют собственные белки, не способны к обмену веществ.-У вирусов нет каких-либо структур, присущих обобщенной схеме клетки (или: у них нет клеточного строения).Выводы:
-Вирусы — это субмикроскопические структуры доклеточного уровня организации.
-Вирусы сочетают в себе двойственность свойств живой и неживой природы.
-Вирусы — суперпаразиты: они могут существовать и размножаться только в клетке чужого организма.
Фрагменты интернет-урока с moodle
3 мин Продолжим наши исследования.
2.Проблемная задача:
Прав ли афоризм: «Вирусы – самозваные диктаторы и двигатели эволюции».
Тебе предстоит доказать или опровергнуть его.
Размножение вирусов (репродукция) – это многоступенчатый процесс. Основной путь проникновения вируса в клетку хозяина – рецепторный эндоцитоз. Вирусы попадают внутрь клетки вместе с капельками межклеточной жидкости.
1.Вирус прикрепляется к клетке.
2.Проникновение вируса в клетку.
3.Размножение вируса. Вирусная ДНК встраивается в ДНК клетки хозяина. 4.Синтез вирусных белков, самосборка капсида.
5.Выход вирусов из клетки. 
Новых частиц вируса образуется огромное количество. Эти вирусы заражают новые клетки, и в каждой из них повторяется многоступенчатый процесс размножения Смотрит видеофрагмент.
Делает выводы:
Афоризм прав. 1.Вирусы перепрограммируют генетический аппарат клетки-хозяина на производство вирусных частиц.
2.Вирусы способны переносить гены от одних клеток к другим. Видеофрагмент «Вирусное заражение»




Физпауза – 2 мин Отдыхает, смотрит презентацию Видео-презентация «Искусство быть счастливым»
7 мин По выражению английского биолога, лауреата Нобелевской премии Питера Медавара, вирусы - «это плохие новости в упаковке из белка».
Это действительно так. Сейчас известно около 500 вирусов, каждый из которых вызывает определенное заболевание растений, животных и человека.
Около 75% всех инфекционных заболеваний – вирусные.
Для того чтобы продолжить исследование строения и жизнедеятельности вирусов, я предлагаю тебе посмотреть презентацию.
Вирусы как возбудители заболеваний человека, животных, растений известны с глубокой древности. В прошлые века вирусные инфекции носили характер опустошительных эпидемий, охватывавших обширные территории. В 18 веке в Москве оспа уничтожила почти 80% населения. Заболевания вирусной природы широко распространены и в настоящее время.
В 1981 году появилось новое, ранее не известное науке заболевание, получившее название СПИД. В 1983 году был открыт вирус, названный ВИЧ, вызывающий это заболевание
-А что ты знаешь о ВИЧ- инфекции?
ВИЧ – вирус иммунодефицита человека, вызывающее заболевание СПИД – синдром приобретенного иммунодефицита. При этом заболевании происходит повреждение системы клеточного иммунитета – развиваются инфекционные заболевания и злокачественные новообразования, организм становится совершенно беззащитным перед микробами.
Вирус, вызывающий СПИД, содержит 2 молекулы РНК. Он специфически связывается с клетками крови – лейкоцитами, вследствие чего снижается их функциональная активность.
Отвечает на вопросы. Сообщает известные учащемуся сведения о ВИЧ и СПИД Презентация «СПИД»







IV. Обобщение первичного закрепления и систематизации знаний. 1 мин Вернемся к проблемному вопросу, прозвучавшему в начале нашего урока: Почему с вирусами – возбудителями заболеваний трудно вести борьбу и полностью их уничтожить?
Теперь ты сможешь на него ответить?
V.Итоги урока. Рефлексия – 1 мин И в завершении нашего урока выскажи свое мнение о нем, о своем самочувствии на уроке, о своей работе. Можно воспользоваться подсказками: - Сегодня я узнал …
- Я удивился …
- Теперь я умею …
- Я хотел бы …
Какая информация сегодня была для тебя наиболее важной?
Оценивание деятельности учащегося учитель проводит совместно с учеником на основании результатов его индивидуальной деятельности.
VI.Определение домашнего задания и инструктажа по его выполнению.
30 сек Ознакомиться с материалом параграфа 20, постараться решить проблему: «Как вирусу, у которого генетический материал — РНК, удается совершить подлог информации в ДНК клетки и организовать производство вирусов?» (для этого необходимо использование не только материала сегодняшнего урока, но и применение знаний о строении нуклеиновых кислот и процессе биосинтеза белка в клетке) 10. Приложение:
Захаров В.Б. Общая биология: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / В.Б.Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006. - 352с.
Рябова Т.В., Мазо В.Б. Иммунитет и проблемы современности. – «Биология в школе» №7, 2007. С.52-59.
Рябова Т.В., Мазо В.Б. Диалоги о вирусах, или Тайны третьего царства. – «Биология в школе» №8, 2007. С.61-68.
Токарик Э. Ф. Вирусология: проблемы и перспективы. - Биология в школе» №2, 2000. С.12-19.