Рабочая программа по элективному курсу Русский язык в диалоге культур


Пояснительная записка
Программа элективного курса составлена на основе методического руководства к элективному курсу «Русский язык в диалоге культур» под редакцией Муллагалиевой Л.К., Саяховой Л.Г. для учащихся 9 класса в рамках предпрофильной подготовки.
Данная рабочая программа реализуется на основе следующих документов:
Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об Образовании в Российской Федерации" (ред. от 03.07.2016 с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.09.2016);Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, утверждённого приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004 №1089;
Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32).
Учебный план ЛГ МБОУ « Гимназия № 6» на 2016- 2017 учебный год.
Курс рассчитан на 35 часов (1 час в неделю). Способствует усвоению национально-культурного компонента языковых единиц и стимулирует творческую активность и самостоятельность учащихся при раскрытии содержания важнейших культурных концептов русского народа.

Цель и задачи курса:
углубление знаний о русской культуре в межкультурной коммуникации; о языковых явлениях, отражающих культуру народа (культурных концептах); о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; функционально-стилистической системе русского языка;
овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учётом их различных интерпретаций; оценивать языковые явления и факты с точки зрения национально-культурного компонента;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения;
развитие и совершенствование речевых умений учащихся на уровне усвоения, переработки и составления текстов разных типов, в том числе устной речи учебно-научного стиля; умения чувствовать поэтику художественного произведения и одновременно развивать в себе вкус к красивой, правильной и образной речи.

Содержание тем учебного курса
Введение (1 час).
Цели и задачи элективного курса «Русский язык в диалоге культур» в 9 классе. Особенности работы над словом и текстом в национально-культурном аспекте: выявление национально-культурного компонента значения слов, их лексического фона, составление ассоциативных полей с этим словом, выяснение этимологии и внутренней формы слова (почему так назван предмет), выявление переносных, метафорических и символических значений слов, объяснение культурного смысла фразеологических сочетаний, сопоставление их фразеологией других языков.
Основные понятия: культурный концепт, культура, межкультурная коммуникация, ассоциативное поле.
Блок 1.
Человек (10ч+2рр)
Блок охватывает такие концепты лингвокультурологического словаря «Концепты русской культуры в межкультурной коммуникации», как душа, совесть, воля, свобода, простор, доброта на примере анализа произведений художественной литературы и фольклора народов России.
Основные понятия: тема, основная мысль текста, художественный образ.
Развитие речи: анализ художественного произведения, устное сообщение, сочинение.
Блок 2.
Общество (9ч+2рр)
Блок охватывает такие концепты лингвокультурологического словаря «Концепты русской культуры в межкультурной коммуникации», как дорога, русская пляска, барыня, хоровод, русалка, леший, чёрт, домовой, водяной на примере анализа произведений художественной литературы и в живописи.
Основные понятия: символизм, демонизм, демонология.
Развитие речи: анализ художественного произведения, устное сообщение, доклады, сочинение.
Блок 3.
Природа (9ч+2рр)
Деревья и цветы, повлиявшие на формирование русского национального самосознания. Растительная символика в русских песнях, художественных произведениях и живописи.
Основные понятия: реалия.
Развитие речи: анализ художественного произведения, устное сообщение, доклады, сочинение.
Требования к подготовке учащихся
В результате изучения курса учащиеся
должны знать:
виды анализа текста;
иметь представление о:
русской культуре в межкультурной коммуникации;
языковых явлениях, отражающих культуру народа (культурных концептах);
лингвистике как науке;
языке как многофункциональной развивающейся системе;
взаимосвязи основных единиц и уровней языка;
функционально-стилистической системе русского языка;
получат возможность:
анализировать тексты художественной литературы при помощи культурных концептов, свойственных русской и общечеловеческой культуре;
выявлять этимологию и внутреннюю форму слова, его символическое значение;
составлять ассоциативное поле слова;
классифицировать языковые явления и факты с учётом их различных интерпретаций;
оценивать языковые явления и факты с точки зрения национально-культурного компонента;
оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов;
чувствовать поэтику художественного произведения и одновременно развивать в себе вкус к красивой, правильной и образной речи.
Календарно-тематическое планирование элективного курса в 9 классе
«Русский язык в диалоге культур»
на 2016-2017 учебный год
№ урока п/п Наименование блоков, тем
изучаемого материала Количество часов, предназначенных для изучения блоков, тем изучаемого материала
1. Введение 1ч
2. Блок 1. Человек. 9ч+2рр
2.1 Загадки русской души 2ч
2.2 Русское слово судьба 2ч
2.3 Русские сувениры и приметы 3ч
2.4 Русские мастера 2ч
2.5 Защита творческих проектов 2ч
3. Блок 2. Общество. 9ч+2рр
3.1 Образ дороги в русской культуре 2ч
3.2 Безудержная удаль русской пляски 3ч
3.3 Своеобразие русской демонологии 4ч
3.4 Защита творческих проектов 2ч
4. Блок 3. Природа. 9ч+2рр
4.1 Растительные привязанности русских. 1ч
4.2 берёза 1ч
4.3 дуб 1ч
4.4 липа 1ч
4.5 другие деревья 1ч
4.6 цветы Русской земли 1ч
4.7 цветы русского поля 1ч
4.8 цветы русского леса 1ч
4.9 цветы в языковой картине мира других народов 1ч
4.10 защита творческих проектов 2ч
5. Подведение итогов 1ч
Всего: 35ч
Учебно-методическое обеспечение
Словари и энциклопедии:
Муллагалиева Л.К., Саяхова Л.Г. Русский язык в диалоге культур: Методическое руководство для учителя. М.: Ладомир, 2006.
Муллагалиева Л.К. Словарь «Концепты русской культуры в межкультурной коммуникации». М.: Ладомир, 2006.
Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. 2-е изд., перераб. и доп. М.,1988.
Грушко Е.А., Медведев Ю.М. Энциклопедия русских преданий. М., 2001.
Даль В.И. Толковый словарь русского языка: Современная версия. М., 2000.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. 4-е изд., доп. М., 1999.
Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Значение и происхождение слов. 2-е изд. М., 1997.
Научная и специальная литература:
Народный календарь: Праздники, приметы и обычаи от Руси до России / Сост. А.А. Проскурин. Ростов-на-Дону, 2002.
От прибаутки до былины: (Русский фольклор) / Сост. и примеч. В. Аникина. М., 1991.
Пастухова З.И. Шедевры русского зодчества. Смоленск, 2002.
Пословицы. Поговорки. Загадки / Сост., авт. предисл. и коммент. А.Н. Мартынова, В.В. Митрофанова. М., 1986.
Русские обычаи, обряды, предания и суеверия / Сост.А.В. Копылова. М., 2003.
Рябцев Ю.С. История русской культуры: Художественная жизнь и быт XI – XVII веков: Учебное пособие. В 2т. М., 1997.
Супрун Л.Я. Резьба и роспись по дереву. М., 1983.
Художественные произведения:
Поэма «Мертвые души» Н.В. Гоголя,
Стихи А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, М.И. Цветаевой и др.
«Записки охотника» И.С. Тургенева,
«Война и мир» Л.Н.Толстого,
«Детство» М.Горького,
Стихотворение «Берёза» П.А. Вяземского,
Стихотворения «Белая берёза», «Зелёная причёска», «Ты запой мне ту песню, что прежде…» С.А. Есенина,
«Лето Господне» И.С. Шмелёва,
«Затеси» В.П. Астафьева.
Произведения живописи:
«Владимирка», «Золотая осень», «Март», «Дуб», «Берёзовая роща» И.И. Левитана,
«В дороге» С.В. Иванова,
«Рожь», «На севере диком…», «Утро в сосновом бору», «Дубовая роща»
И. Шишкина,
«Вихрь» Ф.А. Малявина,
«Царевна-лягушка», «Иван-царевич на сером волке», «Алёнушка» В.М. Васнецова,
«Берёзовая роща» А.И. Куинджи,
«Февральская лазурь» И.С. Грабарь,
«Грачи прилетели» А.К. Саврасова и другие.
Список литературы
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 29.12.2012 N 273-ФЗ "ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ« (ред. от 03.07.2016 с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.09.2016);
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (утв. приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 №1089);
Положение о рабочих программах ЛГ МАОУ «Гимназия №6» (утверждено приказом директора от 05.04.2016 №187);