Проектная деятельность как составная часть внеурочной деятельности


Актуальность: новый стандарт, ФГОС- 2 НОО, серьезно отличается рядом позиций: прежде всего тем, что в основу заложен результат, который достигается учеником, учителем и школой. В этой связи должны произойти очень серьезные изменения в представлении учителя о современном уроке. На передний план выходит ученик, как субъект учебной деятельности, а вместо традиционных целей урока должны прописываться цели индивидуальной или коллективной творческой деятельности учащихся. Система обучения начинает меняться уже в начальной школе, ведь именно здесь и начинает формироваться личность ученика, его мировоззрение, желание учиться. Проектная деятельность позволяет расширить цели и задачи уроков, изменить их форму. Уроки – проекты дают возможность снять перегрузки с младших щкольников, не вызывают напряжения и спада мыслительных процессов детей.
Объект исследования: проектная деятельность как одна из разновидностей деятельностного подхода к освоению детьми новых знаний.
Предмет исследования: содержание и формы проведения проектной деятельности.
Цель работы: раскрыть содержание проектной деятельности.
Задачи работы:
1.Изучить справочную литературу по теме исследования.
2.Подбор методов исследования.
3.Провести исследования.
4.Проанализировать и обобщить результаты исследования.
Методы исследования: изучение литературы по теме исследования, анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа, составление памятки для родителей « Как помочь ребёнку, если он участвует в создании проекта?»
Гипотеза: если использовать проектную деятельность , то в ходе ее выполнения школьники научатся самостоятельно приобретать знания, получат опыт познавательной и учебной деятельности.
База исследования: учащиеся 2г класса МБОУ СОШ №8.
Ожидаемые результаты:
1.Создание и сохранение эмоционально-положительного отношения к школе, развитие желания ребёнка ходить в школу с удовольствием, получать радость от общения;
2.Развитие у ребенка потребности реализовать себя, свои индивидуальные особенности;
3.Развитие у учащихся желания в успешном продвижении в учебно- воспитательной деятельности.
Практическая значимость: в ходе выполнения проекта школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности.
.Структура работы: данная исследовательская работа состоит из введения, описания теоретической и практической частей, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Сегодня уже никого не приходится убеждать в важности и необходимости метода проектов. Именно в проектной деятельности ребенок приобретает ценнейший опыт. Погружаясь в тематику своего проекта, ребенку предстоит освоить новые для себя позиции. Во-первых, он может выступать в качестве специалиста изучаемого вопроса, во-вторых, эксперта, а в-третьих – наставника.
Проектная деятельность младших школьников, способствует развитию:
социальных навыков: умению работать в группе, сотрудничать, умению принимать и выполнять определенную роль: быть лидером или исполнителем, умению выстраивать свои отношения с людьми, которые его окружают;
-коммуникативных навыков: учиться не только говорить, но и умению слушать, принимать другое мнение и спокойно отстаивать своё;
-мыслительных: анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать и т. д.
-исследовательских навыков: проводить исследование, умение наблюдать, выявлять, соотносить.
Главная идея метода проектов - направленность учебно -познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении практической или теоретической проблемы. Этот результат называется проект, что в переводе означает замысел, план. Технология организации проектной деятельности школьников включает в себя совокупность исследовательских, поисковых и проблемных методов, направленных на самостоятельную реализацию школьником задуманного результата.
В современной образовательной практике относительно проектной деятельности учащихся начальной школы возникает целый ряд вопросов:
-С какого возраста ребенка можно включать в проектную деятельность?
-Как грамотно выстроить момент вхождения ребенка в проектную деятельность?
-Какова степень осмысления и самостоятельности ребенка в проектируемом вопросе?
Действительно, исследуя нюансы включения ребенка в проектную деятельность можно отметить, что в силу ряда специфических особенностей (возрастное и индивидуальное развитие) возникает множество трудностей. Среди них наиболее ярко выделяются следующие:- у ребенка младшего школьного возраста недостаточна развита аналитичность мышления, отсюда и затруднения с анализом литературы, выборкой главного и абстрагированием от несущественного;
-младшие школьники испытывают коммуникативные затруднения, а тему следует раскрыть, всесторонне обосновать, ответить на поставленные вопросы;
- эмоциональная незрелость, что порождает неспособность конструктивно отнестись к критическим замечаниям.
Перед обучением проектированию, формированием проектной деятельности стоят задачи:
-поэтапное формирование необходимых отдельных проектных умений, соединение их в технологически обусловленные последовательности;
-формирование полного технологического комплекса умений в целостном проектировании, проектной деятельности.
Цель начального обучения проектированию – сформировать основополагающие умения учебного проектирования. Мы начинаем формирования и развития умения планировать.
Умение планировать - универсальное умение. У младших школьников оно проявляется в умении организовать себя, свою жизнедеятельность. [2]
Проектная деятельность организовывается в виде двух взаимосвязанных блоков работы:
-сбор сведений по теме проектной деятельности;
-работа над самими проектами, включенными в содержание темы. Эти два блока относительно независимы. По выбранной теме собираются все сведения, которые интересны детям. После сбора сведений идет работа над проектами (изготовление поделок, подготовка и проведение мероприятий и т.д.)Для включения поиска информации в проектную деятельность в полном объеме необходимо предусматривать специальные организационные приемы. К таким приемам относятся:
-одновременная работа над разными проектами по одной теме.
-включение в число этих проектов одного коллективного проекта.
Для того чтобы каждый ребенок мог найти проект по душе рекомендуется предлагать на выбор спектр проектов, отличающихся:
-видом деятельности – изготовление поделок и создание творческих работ
( игрушки, книги, рисунки, макеты и др.), подготовка и проведение исследований;
- количеством участников (индивидуальная и коллективная);
- продолжительностью (от нескольких часов до нескольких месяцев) ;- количеством этапов;
- необходимостью привлечения взрослых.[1]
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось и услышать похвалу в свой адрес.
При работе по методу проектов необходимо учитывать психолого-физиологические особенности младших школьников. Тема проектов учащихся этого возраста должны быть тесно связаны с предметным содержанием. Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребенка и находиться в зоне ближайшего развития.
Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить одним уроком (может быть, сдвоенными уроками) или одной-двумя неделями в режиме урочно-внеурочных занятий.
Кроме того, важно ставить вместе с младшими школьниками и учебные цели по овладению приемами проектирования как общеучебными умениями.
Например, можно задать ученикам такие вопросы:
- Какие умения понадобятся для выполнения этого проекта?
- Владеете ли вы этими умениями в достаточной мере?
- Каким образом вы сможете приобрести нужные вам умения?
- Где еще вы сможете впоследствии применять такие умения?
Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки-наблюдения. Если выполнение проекта проходит в режиме сочетания урочных, внеурочных и внешкольных занятий, то целесообразно привлечь родителей. Однако при этом важно, чтобы родители не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей — важный фактор поддержки мотивации и обеспечения самостоятельности, школьников при выполнении ими проектной деятельности. [2]
Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности - презентация (защита) проекта, когда учащиеся докладывают о проделанной ими работе. Как правило, защита проектов осуществляется в форме выставки тех изделий, которые они создали. Кроме того, иногда целесообразно попросить детей подготовить небольшое выступление с рассказом о своем проекте.
После защиты проекта изготовленные изделия можно подарить людям, чьи потребности изучали дети, членам семей учащихся, можно передать в детский сад. Важно чтобы дети ощутили потребность в тех изделиях, которые они изготовили, и почувствовали атмосферу праздника оттого, что они доставили радость людям. Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами или памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов. Можно выделить несколько номинаций и постараться сделать так, чтобы каждый проект «победил» в «какой-либо» номинации. Например, могут быть следующие номинации: «Познавательный проект», «Нужный проект», «Памятный проект», «Красочный проект», «Веселый проект», «Оригинальный проект», «Дружный проект» и др.
Помимо личных призов можно приготовить общий всему классу за успешное завершение проектов. Это может быть чаепитие, поход в театр (на выставку, в музей), пикник, экскурсия по изучению местного хозяйства и достопримечательностей родного края и т.д.
Примерные темы проектов в начальной школе :Знаменитые люди нашего района; история Великой Отечественной войны в историях наших семей; история создания памятников в нашем районе; наша безопасность; наши имена; покормите птиц зимой; «Первоцветы»; « В гостях у сказки»;
Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников
Альбом; газета; гербарий; журнал; книжка-раскладушка; коллаж; коллекция; костюм; макет; модель; музыкальная подборка; наглядные пособия, плакат; план; реферат; серия иллюстраций; сказка; справочник; стенгазета; сувенир-поделка; сценарий праздника; учебное пособие; фотоальбом; чертеж; экскурсии.