Программа по элективному курсу «Русский язык и народное искусство»



Программа
по элективному курсу
«Русский язык и народное искусство»

Рабочая программа
Форма обучения_________________________
По элективному курсу______________________________________
Класс____________________________________________________
Лекции__________________________________________________
Семинарские (практические) занятия_________________________
Письменные работы, тесты__________________________________
Технология и проекты__________________________________
Всего_____________________________________________________
Составитель программы Казыгулова А. Т.
Обсуждено на заседании методического объединения «___»______
Протокол №__
Цели, задачи элективного курса
Цели:
- совершенствование русской речи учащихся в различных формах коммуникации;
- обучение языку во взаимосвязи с технологией;
- развитие критического мышления;
- воспитание личностных компетенций.
II. Задачи:
- в условиях открытого информационного общества подготовка подрастающего поколения для процветания государства;
- в условиях глобализации современного мира развитие толерантности, уважения к культурному многообразию;
- формирование коммуникативной личности независимо от их социального положения, этнической принадлежности, вероисповедания;
- в условиях динамично меняющегося мира воспитание конкурентоспособной личности;
- обеспечение личности возможности непрерывного обучения;
- для формирования полноценной личности взаимодействие и вовлечение в обучение всего общества (семьи, общественных организаций, гражданских обществ).
III. Содержание курса
Курс состоит из трёх разделов:
I.Лекции
II. Семинарские(практические занятия)
Письменные работы, тесты
III. Технология и проект
Все разделы тесно взаимосвязаны между собой. Первый раздел охватывает лекции, построенные на тематической основе, которая предусматривает развитие речевой деятельности и совершенствование навыков овладения русским языком в устной и письменной форме.
Второй раздел состоит из практических заданий разных видов (выборочные упражнения, самостоятельные работы). Используются тематические тексты для закрепления теоретического материала. Этот раздел включает письменные работы и тесты. В зависимости от уровня владения русской речью и подготовленности учащихся рекомендуется использовать различные формы письменных работ (диктант, изложение или сочинение). Тесты применять только по определенной теме, например, после изучения теории о существительных все вопросы в тесте касаются лишь одной этой части речи.
Третий раздел характеризуется новизной изучения языка во взаимосвязи с технологией, то есть ученики, работая над изготовлением предмета, обучаются и совершенствует навыки овладения русской речью, применяют полученные знания в жизни. В этот раздел входит защита проектов: ученики собирают тематические материалы и в виде презентации готовят доклады, рефераты научно-исследовательские работы.
Тематический план элективного курса
«Русский язык и народное искусство»
Раздел I. Лекции

№ Темы План Кол-во часов Срок проведения
1 Русская изба и Вселенная Древние образы в народном искусстве
Внутренний мир русской избы
Имя существительное 2 Народный праздничный костюм Каждый народ – художник
Верхняя одежда и головной убор
Имя прилагательное 3 Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки Изображение птиц в крестьянской вышивке
Изображение коней и всадников в вышивке
Имя числительное 4 Народная роспись на предметах быта Деревянная утварь
Русские прялки
Местоимение 5 Изделия из берёсты Берёста
Какие изделия делаются из берёсты?
Глагол 6 Дымковские игрушки Дымково
Из чего делаются игрушки?
Причастие 7 Матрёшки Родина матрёшек
История создания
Деепричастие 8 Народные традиции и праздники Ярмарки
Масленица
Наречие 9 Оберег, талисман Что такое оберег?
В чём смысл талисмана?
Предлог 10 Пряники на Руси Виды пряников
Этимология слова пряник
Союз 11 Связь врёмен в народном искусстве Народный мастер – это поэтически одаренная личность
Живая связь веков
Частица 12 Язык и общество О роли языка в жизни общества.
Статус русского языка в Казахстане
Междометие
Семинарские (практические) занятия
Раздел II.
№ Темы Задания Кол-во часов Срок проведения
1 1.Убранство русской избы
2.Род и число имён существительных . Склонение существительных в ед. и во множественных числах. 1.Прочитать текст
2. Определить род существительных
3.Выписать из текста 3-4 существительных и произвести морфологический разбор
4.Диктант
2 1.История создания костюма
2.Разряды имен прилагательных. Склонение имен прилагательных 1.Определить стиль текста
2. Найти в тексте имена прилагательные и просклонять
3.Произвести морфологический разбор прилагательных
4.Тест
3 1.Русская народная вышивка
2.Количественные, порядковые и собирательные числительные 1.Прочитать и озаглавить текст
2.Выписать словосочетания «числительное + существительное»
3.Произвести морфологический разбор числительных
4.Изложение
4 Декор предметов крестьянского быта 1.Прочитать текст и составить план
2. Подчеркнуть местоимения,
определить к какому разряду они относятся
3.Морфологический разбор глагола
4.Тест
5 1.Берестяные изделия
2.Времена глагола. Спряжение глаголов 1.Прочитать текст, найти глаголы
2.Определить спряжение глаголов
3.Произвести морфологический разбор глаголов
4.Сочинение
6
1.Яркая роспись дымковских игрушек
2.Правописание суффиксов причастий 1.Прочитать текст, разделить на абзацы
2.Образовать от глаголов причастия
3.Произвести морфологический разбор причастий
4.Тест
7 1.Матрешка от Матрёны
2.Образование и употребление деепричастий 1.Прослушать текст и
пересказать
2.Составить вопросы к тексту, употребляя деепричастия
3.Морфологический разбор деепричастий
4.Диктант
8 1.Народные праздничные гулянья
2.Значение и грамматические особенности наречия 1.Прослушать текст и составить тезисный план
2.Выписать из текста наречия и определить разряд
3.Произвести морфологический разбор наречия
4.Тест
9 1.Оберег для русского народа
2.Предлоги: производные и непроизводные 1.Прослушать текст, выписать опорные слова.
2.Выписать предложения с предлогами
3.Морфологический разбор предлога
4.Изложение
10 1.Пряник на столе, праздник во дворе..
2.Союзы:сочинительные, разделительные противительные. 1.Прослушать текс
2.Передалать простые предложения в сложные, используя союзы.
3.Произвести морфологический разбор союзов
4.Тест
11 1.Золотые руки мастера
2.Частицы:
формообразующие, модальные, отрицательные 1.Прослушать текст и придумать концовку
2.Составить предложения, используя частицы
3.Морфологический разбор частицы
4.Сочинение
12 1.Роль родного языка и русского языка в Казахстане
2.Значения междометий (чувства, различные побуждения)
1.Прослушать текст, указать основную мысль
2.Составить с новыми словами предложения, используя междометия.
3.Произвести морфологический разбор междометий
4.Тест

Раздел III. Технология и проект.
№ Технология изготовления предмета Проект Кол-во часов Срок проведения
1 Домик (розетка, перечелины, полотенце)
(работа с фанерой или картоном) Внутренний мир русской избы и казахской юрты. 2 Сарафан, рубаха, головной убор, передник.
(работа с тканью и бисером) История создания головных уборов 3 Вышивание сумок, салфеток
(работа с мулине) Символические образы в искусстве вышивания
4 Орнамент домашней утвари
(работа с картоном) Значение орнаментов у русского и казахского народов.
5 Туесок. Короб
(работа с калькой) Интерес к народному искусству в нашей жизни
6 Куклы из ниток (работа с веревками) Традиции народных ярмарок 7 Папье-маше (работа с бумагой и красками) Игры разных народов 8 Нарядная ширма для кукольного театра ( работа с тканью) История кукольного театра 9 Оберег для дома (работа с семенами) Виды талисманов у русского и казахского народов
10 Вырезные пряники ( работа с тестом) Праздничный стол на Новый год и Наурыз
11 Декоративная тарелка (работа с трафаретом) Дело мастера боится 12 Грелки для чайника подставка для карандашей Древни корни народного искусства
Нормы оценок письменных работ по русскому языку
При оценке диктанта следуют учитывать следующие параметры:
-грамотность написания текста
-аккуратность работы
Нормы оценки диктантов
Диктант оценивается одной оценкой.
Оценка «5» выставляется за безошибочною работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В V классе допускается выставление оценки «3» может быть выставлена также при 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибках, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Оценка «2» выставляется за диктант в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.


Нормы оценки изложений и сочинений
Любое изложение и сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок –орфографических, пунктуационных, грамматических.
Оценка Содержание и речь Грамотность
«5» 1.Содержание работы полностью соответствует теме.
2. Фактические ошибки отсутствует.
3.Содержание излагается последовательно
4.Работа отличается богатством словаря. Разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
5.Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочёта. Допускается: 1 орфографическая или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка
«4» 1.содержание работы в основном соответствует. Теме (имеются незначительные отклонения от темы).
2. Содержания в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
3.имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочётов в содержаний и не более 3-4 речевых недочётов. Допускается: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки. Или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки. Или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических, а также 2 грамматические ошибки.
«3» 1.в работе допущены существенные отклонения от темы.
2.работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
4.беден словарь и однообразные употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
5.Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочётов в содержании и 5 речевых недочётов. Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3
Орфографические ошибки и 5
пунктуационных ошибок, или
7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. а также 4 грамматические ошибки.
«2» 1.работа не соответствует теме.
2.Допущено много фактических неточностей.
3.нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.
4.крайне беден словарь работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
5.нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено 6 недочётов в содержании и до 7 речевых недочётов. Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок. или соответственно 6/8, или 5/9, или 8/6, а также 7 грамматических ошибок.