Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры


Статья на тему: «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры»
Автор Лавицкая Люьбовь Васильевна
руководитель физического воспитания ГПК ГГТУ
Теория и методика физического воспитания является одной из основных профилирующих дисциплин в системе профессиональной подготовки специалистов. Она призвана через свое содержание обеспечить необходимый уровень теоретических и методических знаний о путях, методах и приёмах профессиональной деятельности преподавателя физической культуры, раскрыть в структуре и содержании этой деятельности условия успешной реализации образовательных, воспитательных и оздоровительных задач физического воспитания.
К основным понятиям теории физического воспитания относятся:
1) физическое воспитание;
2)физическая подготовка;
3) физическое развитие;
4) физическое совершенствование;
5) спорт;
Целью физического воспитания является оптимизация физического развития человека, всестороннего совершенствования свойственных каждому физических качеств и связанных с ними способностей в единстве с воспитанием духовных и нравственных качеств.
Для решению задач по оптимизации физического развития человека должно обеспечить:
- оптимальное развитие физических качеств;
-укрепление и сохранение здоровья, а также закаливание организма;
-совершенствование телосложения и гармоничное развитие функций;
- многолетние сохранение высокого уровня общей работоспособности;
Для достижения наиболее высокого результата в спортивной деятельности необходима спортивная тренировка, направленная на достижения максимально возможного для данного спортсмена уровня подготовленности, которая включает в себе теоретическую, техническую, физическую, тактическую и психологическую подготовку, в процессе которой решаются основные задачи:
1) освоение техники и тактики избранной спортивной дисциплины;
2) совершенствование двигательных качеств и повышение возможностей функциональных систем организма;
3) воспитание необходимых волевых и моральных качеств;
4) обеспечение необходимого уровня специальной психологической подготовки;
5) приобретение теоретических знаний и практического опыта, необходимых для успешной тренировочной и соревновательной деятельности.
Основными средствами спортивной тренировки являются физические упражнения, которые могут быть подразделены на три группы упражнений: соревноновательные, специально подготовительные, общеподготовительные.
В процессе спортивной тренировки используются две большие группы методов:
1) общепедагогические, которые включают в себя словесные и наглядные методы;
2) практические, включающий метод строго регламентированного упражнения, игровой и соревновательный метод. Выделяет две основные группы методов
а) непрерывные- это воспитание специальной выносливости к работе средней и большой деятельности, например: гребля на дистанции 5000 и 10000 м, бег на дистанции 5000 и 10000 м с равномерной, так и с переменной интенсивностью;
б) интервальные- это выполнение серии упражнений одинаковой и разной продолжительности с постоянной и переменной интенсивностью. Например: бег 10*400 м, 10*1000 м, бег на коньках, спринтерский бег и т.д.
К основным сторонам спортивной тренировки относятся
1) спортивно- техническая подготовка- это освоение спортсменом техники вида спорта;
2) спортивно-тактическая подготовка- это изучение общих положений тактики избранного вида спорта, уровень тактической подготовленности спортсмена или команды.
Тактическая подготовленность также связанно с использованием разнообразных технических приёмов, со способами их выполнения, выбором наступательной, оборонительной, контратакующей тактики и её формами (индивидуальной, групповой или командной).
Важнейшим принципом системы физического воспитания является оздоровительная направленность. Физическая культура должна содействовать укреплению здоровья. Чтобы физическая культура оказывала положительное влияние на здоровье человека, необходимо соблюдать определённые правила:
1) физические нагрузки обязаны планироваться в соответствии с возможностями человека;
2) средства и методы физического воспитания должны применяться только такие, которые имеют научное обоснование их оздоровительной ценности;
3) в процессе использования всех форм физической культуры необходимо обеспечить регулярность и единство врачебного, педагогического контроля и самоконтроля.
Оздоровительное, лечебное и тренирующее влияние физических упражнений на организм становится более эффективным, если они правильно сочетаются с закаливающими средствами в виде водных процедур, солнечных и воздушных ванн, а также массажа.
В системе оздоровительной физической культуры выделяют направление: оздоровительно- рекреативное, оздоровительно- реабилитационное, спортивно- реабилитационное.
Оздоровительно-рекреативная физическая культура- это отдых, восстановление сил с помощью средств физического воспитания. Такие как, занятия физическими упражнениями, подвижные и спортивные игры, туризм, охота, физкультурно – спортивные развлечения. Основными видами физической рекреации являются туризм (пеший, водный, велосипедный), пешие и лыжные прогулки, купание, всевозможные массовые игры: волейбол, теннис, бадминтон и т.д. Оздоровительно- реабилитационная физическая культура – это специально направленное использование физических упражнений в качестве средств лечения заболеваний и восстановление функций организма. Оздоровительно- реабилитационное направление в нашей стране представлено в основном тремя формами:
1) группы ЛФК при диспансерах, больницах;
2) группы здоровья в коллективах физической культуры;
3) самостоятельное занятие;
В рамках ЛФК широко используется лечебная гимнастика, дозированные ходьба, бег и т.д.
Занятия проводятся по специально разработанным программам под руководством методиста и наблюдением врача.
Большую роль в системе подготовки спортсмена играет спортивно- реабилитационная физическая культура. Она направлена на восстановление организма после длительных периодов напряженных тренировочных и соревновательных нагрузок, особенно при ликвидации последствий спортивных травм.
Образовательный процесс со студентами, имеющим освобождение от практических занятий на продолжительный срок, осуществляется по учебной программе, которая включает в себя три модуля: образовательный, валеометрический и практический.
В образовательном модуле программы студенты получают знания.
В валеометрическом модуле программы студенты наглядно, с использованием современных технологий, получают представление об уровне имеющегося у них здоровья, динамике состояния здоровья под влиянием реализации собственной программы оздоровления.
В практическом модуле- индивидуальная программа оздоровления на занятиях по адаптивной физической культуре.
Кроме врачебного контроля занимающиеся физическими упражнениями, необходимо самостоятельно контролировать своё здоровье, переносимость физических нагрузок с помощью ежедневных записей в дневнике самоконтроля, в котором фиксируются самочувствие, настроение, аппетит, сон, работоспособность, желание заниматься физическими упражнениями , болевые ощущения, пульс, дыхание, артериальное давление, масса тела, контрольные тесты.
Ведение дневника самоконтроля даёт возможность занимающимся регулярно следить за сбоями своего здоровья, физического развития, за влиянием на организм занятий физическими упражнениями.БУДЬТЕ ЗОРОВЫ!!!