Реферат Организация тренировки, управление ею, содержание тренировочной работы








« Организация тренировки, управление ею, содержание тренировочной работы »








работу выполнил тренер-преподаватель МАУ ДО ДЮСШ-5 по настольному теннису
Мочалов В.А.





г. Киров, 2017 г.
Содержание

1. Введение. 3
2. Организация тренировки 4
3. Учебно-воспитательная работа 5
4. Содержание и построение тренировки 7
Вследствие прогресса в области техники и возрастающих требований тренерская деятельность становится все более и более сложной. Работа с сегодняшним более образованным молодым поколением и обладающим более широким кругозором, в то же время разбросанным кругом интересов, требует большого опыта, педагогического чутья, знаний. Тренер выполняет две роли: организатора и руководителя учебно-воспитательного процесса. В ходе своей организаторской деятельности тренеру приходится предусматривать:
индивидуальные планы работы;
форму занятий;
расписание тренировок;
планы и схемы тренировок;
установление связей с родителями и школой;
состав групп по возрастам;
контролировать наполняемость групп.
К кругу учебно-воспитательной работы относится профессиональная деятельность тренера по специальной и общефизической подготовке. Вид, пропорции, уровень этой работы и составляют содержание тренировки.
Обе стороны деятельности важны, и пренебрежение к любой из них немедленно дает о себе знать. Если тренер плохой организатор, не может сложиться высокий уровень секционной работы, хотя благодаря своей хорошей профессиональной подготовке тренер и сможет выявить несколько талантов (правда, и эти два фактора тоже взаимосвязаны). Если же имеются проблемы с профессиональным мастерством, то лишь как большая случайность здесь могут выдвинуться один-два талантливых спортсмена.

Организация тренировки
С самых молодых лет нужно дифференцировать занятия со спортсменом. В каждой возрастной группе необходимо выделить самых ловких, самых настойчивых и обеспечить для них столько тренировочного времени, сколько позволяет их распорядок дня.
Безусловно, правильной является система наставничества, которая означает, что к каждому молодому перспективному спортсмену прикрепляется старший спортсмен, который играет лучше его, и одного, который слабее. Два раза в неделю каждый обязан 30 минут отрабатывать упражнения с более слабым.
В те дни, когда на тренировках присутствуют в основном совсем молодые воспитанники, нужно включать меньше упражнений на отработку основных элементов и больше игры на счет, чем на тренировках с присутствием смешанных возрастов. Малыши (по возрасту и по своим навыкам) разучивают основы с удовольствием и терпением в паре с тренером или более старшим и сильным партнером, но им быстро надоедают такие упражнения, если их нужно выполнять со своими сверстниками в качестве партнеров.
Нужно практиковать привлечение сильных спортсменов для отработки трудного элемента (лучших его исполнителей), как бы доказывая, что здесь нет ничего сверхъестественного, его вполне можно освоить. Есть два равноценных способа практического осуществления этого метода. Один из них, когда старшие упражняются с младшими в порядке разминки или снятия напряжения, расслабления. Второй же – когда у каждого стола в одно время играют один «ученик» и один «учитель», отрабатывающие один и тот же игровой элемент, и тот, кто сегодня был «учеником», завтра будет «учителем» в отношении игрока более молодой возрастной группы.
Необходимо с молодых лет (9-10 лет) приучать ребят к самостоятельному выполнению разминки, поскольку не всегда спортсмен может вовремя прийти на тренировку. После нескольких лет такой практики уже в юношеском или взрослом возрасте спортсмену и в голову не придет идти к столу, предварительно не размявшись.

Учебно-воспитательная работа
1. Руководство тренировкой.
Даже самый прекрасный принцип ценен лишь постольку, поскольку его практически осуществляют. Действительно, самая лучшая организация, знание самых современных принципов не стоят ничего, если тренировки будут уподобляться дню открытых дверей, когда к поставленным заданиям относятся несерьезно, кое-как или когда каждый делает то, что подсказывает ему собственная фантазия. Сама атмосфера, общий настрой тренировки с первых же минут показывают, серьезная работа ведется или нет. Раздевалка, коридор – вот те места, где учащиеся могут поболтать, обменяться шутками, перекусить. Тренировочный же зал предназначен для игры, упражнений – и только. Вот почему в зале необходимо требовать соблюдение самой строгой дисциплины, в нем должны быть слышны только стук мячей и голос тренера. Но зато эти звуки – постоянно. Теннисисты почти каждую минуту должны ощущать присутствие тренера; это даже непроизвольно дисциплинирует их действия, заставляет лучше собраться. Тренерские замечания, поправки или похвалы – ни на что из этого перечня не следует скупиться – способствуют повышению интенсивности и повышают эффективность занятий.
Известно, что все – даже самые дисциплинированные и сознательные люди – ведут себя несколько иначе, когда за ними наблюдают, и в это время стремятся сделать больше, чем обычно. Работают с большим усердием. Через некоторые промежутки времени тренер должен обращаться с несколькими словами к каждому участнику тренировки, показывая этим, что он наблюдал за его действиями и в любую минуту готов вмешаться.
Тренеру нужно хорошо продумать, должен ли он в течение всей тренировки играть с обучающимися. Вне всяких сомнений, выполнение упражнений с участием тренера в качестве партнера необходимо, особенно в отношении начинающих, но и позднее, даже на уровне сборной, невредно отрабатывать выполнение отдельных элементов игры с непосредственным участием тренера. И тем не менее таким методом нельзя злоупотреблять, ибо в этом случае тренер не может соответствующим образом наблюдать за игрой на остальных столах, не имеет возможности выполнять свою контролирующую роль. Наилучшим решением является присутствие на тренировке двух тренеров, которые, сменяя друг друга, отрабатывают индивидуальную технику игры и руководят ходом тренировки. Если это пока обеспечить невозможно, тренеру следует играть со спортсменами не более половины времени, отведенного на занятие, соблюдая довольно длительные перерывы. В подобных случаях роль тренера как партнера при отработке игровых элементов должны брать на себя сами спортсмены.
Очень важно, чтобы у каждого было определенное задание, которое он должен выполнять на данной тренировке, чтобы спортсмены не были предоставлены сами себе и не занимались тем, чем захотят. Недостаточно, следовательно, просто сказать, чтобы спортсмен занимался, например, контрударами, выполнением топ-спинов или играл в защите, нужно точно объяснить, как это нужно делать. Вопрос же о конкретном содержании тренировки относится уже к профессиональной компетенции тренера.

Содержание, построение тренировки
Содержание и структура тренировок зависит от тренировочного периода. Работа в подготовительный период имеет иной характер, чем в период соревнований, равно как и в начале или в конце недели. И не только с точки зрения количества и интенсивности, но и самого содержания. Технические (специальные) тренировки обычно состоят из 5 частей (в зависимости от задач). Соотношение же отдельных частей изменяется в соответствии с обстановкой. Как правило, построение специальной тренировки бывает следующее.
1. Разминка.
Продолжительность разминки обычно 20-25 минут. Она включает в себя разминку не у стола и у стола.
2. «Школа».
Основные упражнения. К ним можно отнести такие упражнения, цель которых поддержать и укрепить достигнутую уверенность в игре мяч, выполнять контрудары слева по диагонали, справа по диагонали и т.д.
Специальные упражнения. Служат повышению эффективности исполнения отдельных игровых элементов. Сюда могут входить: выполнение крутящих ударов различных типов, отработка медленных и быстрых топ-спинов, завершающих ударов, отражение коротких мячей, подрезки по прямой, точки и т.д.
Упражнения на развитие работы ног. В основе этих упражнений лежат передвижения, встречающиеся во время игры. Например, при выполнении контрудара справа, контрударов слева из правого угла, топ-спина справа из левого угла и т.д.
3. Тактические упражнения.
С одной стороны, имеют целью повышение общих тактических знаний, с другой – подготовку к встречам с конкретными противниками (например, отработка особенностей игры после истечения времени, различные возможности развития комбинаций после применения различных типов подач, принимая во внимание противника, пользующегося накладками разного типа).
4. Игра на счет.
Одиночные и парные партии без оговоренных условий (как на соревнованиях) и с различными оговорками. В частности, одна сторона (или обе одновременно) играет с использованием только топ-спинов справа или подающий имеет право выполнять удар на выигрыш очка только после второго, не считая подачи, касания мяча (так называемая игра до третьего мяча).
Для отработки парной игры очень хорош метод, который называют «американская пара», когда против пары игроков стоит только один партнер. При этом розыгрыш очка продолжается дальше и повышаются требования к играющей паре. Фора не пользуется особой популярностью, но ее предоставление безусловно полезно, особенно в тех случаях, когда имеются различия в уровне мастерства. Только таким образом можно обеспечить, чтобы обе стороны играли в полную силу. Последнее требование имеет особенно большое значение, поскольку только тогда можно копировать настоящее соревнование и развивать состязательный настрой, когда каждый из партнеров серьезно воспринимает даже тренировочные состязания.
5. Подачи, прием подач.
Нужно сразу же подчеркнуть важность подач и их приема. В современном настольном теннисе совершенно необходимо, чтобы спортсмен, стремящийся достигнуть вершин мастерства, умел хорошо выполнять не менее двух видов длинных и двух видов коротких подач. Но для этого необходимо много упражняться.
При определении материала тренировки следует принимать во внимание следующие моменты:
– в подготовительный период на первом плане должны быть упражнения по отработке элементов игры (упражнения специальные и на развитие работы ног), отработка подач и их прием. В этот период нужно обучать новым техническим приемам и шлифовать исполнение старых;
– перед началом соревновательного периода и на первом его этапе очень важны те упражнения «школы», которые имеют целью шлифовку выполнения основных элементов, и игра на счет; однако за два-три дня до начала соревнований уже не следует чрезмерно увлекаться игрой на счет, не нужно допускать излишних физических нагрузок;
– к концу соревновательного периода необходимо уменьшить объем игры на счет;
– два раза в неделю в плане тренировок целесообразно включать тактические упражнения продолжительностью по 20-30 минут;
– в период, когда на тренировках не планируется продолжительная игра на счет, следует включать в план 20-30-минутные упражнения на выполнение и прием подач;
– при определении заданий следует принимать во внимание степень трудности упражнений и усилия, которые необходимо развивать при выполнении; упражнения на развитие ног подобно специальным упражнениям целесообразно включать в план в начале тренировочного периода, следя при этом за тем, чтобы упражнения, требующие больших физических усилий или высокой концентрации внимания, не следовали одно за другим, а перемежались с более легкими.
Следует остановиться также на вопросе включения в планы тренировок упражнений на развитие физических данных. Многие считают, что такие упражнения необходимы только в подготовительный период в рамках общефизической подготовки. Напротив, постоянные силовые упражнения, выполняемые в течение всего года, оказывают благотворительное действие. Разумеется, подобно тренировкам на развитие техники и здесь следует менять материал, содержание отдельных занятий. В подготовительный период на первый план выдвигается прежде всего бег на дальние дистанции и упражнения на развитие физической силы.
По мере необходимости к соревновательному периоду и в течение самого этого периода наибольшее значение приобретает работа по развитию скорости. В конце этого периода можно чаще включать развлекательные игры в мяч, упражнения на развитие ловкости.
Многие тренеры опасаются, что силовые упражнения перед соревнованиями окажут неблагоприятное действие на спортивную форму теннисистов, напротив, при соответствующей дозировке эта работа очень полезна. Нужно лишь следить за тем, чтобы она не вызвала такого утомления, которое игроку не удастся снять за счет отдыха суточного цикла.
Не рекомендуется также применять новые упражнения, которые могут вызвать воспаление мышц. Разумеется, все это относится к спортсменам, которые тренируются регулярно. После длительного перерыва начинать работу по развитию физической силы нужно постепенно и осторожно.
Важным вопросом является также продолжительность и частота тренировок. Начинающим необходимо тренироваться 3 раза в неделю по 2 часа, спортсменам I разряда – 4-5 раз по 3-4 часа, кандидатам в сборную – 6-7 раз в неделю 18-20 часов в неделю.
В пределах одной тренировки также необходимо обеспечивать правильное соотношение между работой и отдыхом. В зависимости от интенсивности нагрузок 45-60-минутные циклы должны сменяться 10-15-минутными паузами для отдыха. При продолжительных тренировках нагрузка должна постепенно уменьшаться, а периоды отдыха увеличиваться.
Например, если мы начали с 60-минутных рабочих периодов и 10-минутных пауз, то последний рабочий период целесообразно сделать 40-минутным, а предшествующую ему паузу сделать в 15 минут.
Спортивная форма теннисистов складывается в зависимости от частоты тренировок, их интенсивности, содержания. Один из наиболее спорных вопросов в спорте – подведение к пику спортивной формы.
Здесь невозможно предлагать какие-то схемы, поскольку каждый игрок приходит к пику своей спортивной формы по-своему. Каждый по-своему реагирует на нагрузки, неожиданные внешние воздействия, и важную роль в этом играет «тренерский глаз». Дело облегчается, если тренер делает записи в дневнике тренировок.
Следует помнить, что форму, близкую к пиковой, можно поддержать в среднем 2-3 недели и что в течение одного сезона имеется возможность обеспечить два примерно равных по уровню периода наивысшей спортивной формы, и при удаче – еще один период с несколько пониженным уровнем формы.
Можно использовать при подготовке к соревнованиям следующий опыт, при котором в течение 3-4 недель дать нагрузки, близкие к максимальным (конечно, при индивидуальной их дозировке), а затем за 2 недели до начала соревнований приступить к понижению нагрузок, которые за два дня до срока составили примерно 30% от максимального для данного периода. Если не повышать в больших размерах нагрузки, то обеспеченную таким образом спортивную форму можно поддерживать в течение 2-3 недель. Однако, для того, чтобы снова подняться на подобный уровень, нагрузки вновь нужно увеличивать. Продолжающаяся длительное время пониженная дозировка нагрузок задерживает развитие спортсмена и в перспективе приведет к тому, что и при пиковой форме результаты снизятся. Поэтому для молодых теннисистов целесообразно начать частые и длительные периоды подведения к пику спортивной формы, поскольку спортсмены нуждаются в постоянных больших нагрузках, чтобы по достижении зрелости стать сильными теннисистами.
Список использованной литературы:
1. Л.Ормаи. «Современный настольный теннис».
2. Цю Чжунхуэй и др. «Настольный теннис».
3. Бочарова А.Н. «Настольный теннис»
4. Профессор радивой Худец. « Настольный теннис.Техника с Владимиром Самсоновым »








13PAGE 15


13PAGE 141215




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315