Урок Цвет в натюрморте. Цвет и тень


МБОУ»БАНИЩАНСКАЯ СОШ»
Открытый урок
по искусству(ИЗО)
в 6 классе
на тему
Цвет в натюрморте.
Цвет и тень.
Учитель Полникова В. И.
Цели:- Расширять представление детей о натюрморте.-Учить
- Анализированию выразительных изобразительных средств(композиция ,рисунок, колорит),которые используют художники при создании картины; форму сложных предметов ;
-Закрепить умение в использовании закономерностей линейной и воздушной перспективы, светотени ,цветоведения , рисованию с натуры доступными графическими средствами.
-Уметь сравнивать свою работу с изображаемой натурой и исправлять свои ошибки, использовать возможности цвета, цветового контраста ,теплого и холодного колорита.
-Воспитывать интерес к окружающему миру, к предмету “живопись”.воспитывать культуру труда.
Тип занятий: Комбинированный.
Задача урока: Выполнить первоначальный этап цветового решения натюрморта.
Материалы и оборудование:
- Картины известных художников: пейзаж, портрет, натюрморт.-Акварельные краски, кисти, вода, палитра, , подготовительный рисунок (форматА4),ткань для драпировки, яблоко, помидор, лимон.
Структура урока:1.Организационный момент 2.Введение в тему3.Объяснение нового материала4.Самостоятельная работа5.Анализ работы6.Рефлексия
Источник информации:- “Акварель. Мастер – класс”, под редакцией Татьяны Минеджян.-. “Рисуем натюрморт с драпировкой”, ав. А.Ф.Конев, И.Б.Маланов.- “Уроки живописи для школьников 10-14 лет”, ав. М. Михейшина.
Ход урока.
1.Организационный момент:
-Приветствие.
Перед тем как начать урок давайте проверим все ли мы подготовили к уроку: альбом, баночка с водой, палитра ,акварельные краски ,ткань для работы.
2.Введение в тему.
Сегодня у нас урок по живописи. Давайте вспомним, что такое живопись?“Живопись – это такой вид изобразительного искусства, в котором цвет играет главную роль”. И еще одно определение – “Живопись” означает писать жизнь, писать живо, т.е. полно и убедительно передавать действительность
- Ребята давайте назовем известные нам жанры живописи:(Показ картин :пейзаж ,натюрморт,портрет)
-Это портрет, натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, мифологический жанр.
Учитель: Сегодня мы будем работать с одним из этих жанров ,с каким вы догадаетесь прослушав стихотворение:
-Если видишь на картине самовар ты на столе
-Или виноград в корзине,
-Или розу в хрустале,
-Или бронзовую вазу,
-Или грушу, или торт,
-Или все предметы сразу -знай
-Что это-
Дети- натюрморт
Хорошо ребята, правильно. Кто скажет что такое натюрморт?“Натюрморт” в переводе с французского означает “мертвая натура”, т.е. “натюрморт” – это постановка из неживых предметов, предметов быта, домашнего обихода. В переводе с немецкого “натюрморт” – означает “тихая жизнь”.
Натюрморты бывают разные .При подборе предметов художники ориентируются на определенную тему .Рассмотрим картину известного художника. Что на ней изображено? В сравнении с ней другой натюрморт. Что на нем изображено? А теперь возвращаемся к нашему натюрморту.
3.Объяснение нового материала .Работу над натюрмортом мы начали на прошлом уроке. Вспомним 3 слога живописной азбуки(Живописи)
Д- Композиция ,рисунок,колорит.
У-Действительно,первый слог живописной азбуки -расположение фигур на картине-художники называют композицией. Композиция -это основа живописи .Она выражает главную мысль художника ,идею картины.
-Вторым слогом живописной азбуки является рисунок -это главный рассказчик .Он подробно рассказывает о каждом герое. С рисунка начинается дальнейшая творческая работа над картиной.
-Третий слог живописи-это все разнообразие красок, оттенков тонов ,пятен цвета и тени, которыми говорит с нами картина ,или, как говорят художники, колорит живописи.
Два слога мы выполнили на прошлом уроке. Сегодня будем работать с колоритом. Прежде чем приступить к практической части вспомним на какие две группы мы можем поделить цвета.
-Хроматические(В нее входят все цвета солнечного спектра)
Ахроматическую(Черный,белый,серый)
При выполнении работ в цвете мы должны стремиться передать:- объем предметов натюрморта;- фактуру предметов (их материальность);- плановость натюрморта (передний, средний и дальний планы).Все эти задачи можно достигнуть, применяя различные методы письма акварельными красками.- Ребята, давайте их перечислим. Первый метод – “по сырому” Второй метод – “по сухому”, или мозаичный. Третий метод – комбинированный.
4.Самостоятельная работа учащихся. Драпировка.
(Музыка)
-Теперь давайте рассмотрим последовательность выполнение работ в цвете. Начинаем последовательно вести работу от самого светлого предмета к самому темному.Самой светлой частью является драпировка .Она белая ,но расположена на трех плоскостях. Т.к свет падает сверху, то самая светлая плоскость —это та на которой расположены предметы, свет на нее падает сверху и освещает. Более темной будет та плоскость на которую частично падает свет. А вот третья плоскость будет самой темной т. к. она совсем не освещена.
(Сушим)
Теперь переходим конкретно к предметам нашего натюрморта. Определяем самый светлый предмет.-это лимон.-Основной цвет предмета желтый ,но в нем присутствует также зеленый цвет. Работаем с палитрой по сырому .Излишки воды забираем. Если необходимо -просушиваем.
- Для того чтобы передать объем предмета в изобразительном искусстве используют светотень.
Свет делит поверхность предмета на теневую и освященные стороны .Самое светлое место ,куда падает наиболее короткий и прямой луч называется бликом. (Определяем на лимоне) Скользящие под углом по поверхности предмета лучи образуют полутень,которая граничит с затененной частью. (Определяем) .Собственная тень это теневая сторона предмета. Самое темное место находится на повороте формы .Это происходит по закону контраста :Встречаясь, противоположности усиливают качества друг друга. (Определяем).Тень, Уходящая в глубину светлеет, и мы видим ,как светится рефлекс _ отраженный свет окружения. Не заметив свечения рефлекса. не получишь объемности изображения. От предмета падает тень ,которая так и называется -падающая тень. Она темнее собственной тени ,а около подножия предмета — ее самое темное место.
- Не забывайте ребята, что мазки мы накладываем по форме предметов, если предмет напоминает нам форму шара, то по окружности (по форме овала), если цилиндрическую или коническую поверхность – то по вертикали, или горизонтали (под углом) и т.д. (Показ на рисунке)
Затем переходим к предметам более насыщенным по цвету-это яблоко.
Выделяем свет, полутень, собственную тень, падающую тень. Основной цвет также желтый ,но в нем присутствует красный цвет. Красный используем не чистый т. к там, где собственная тень присутствует коричневый, синий. Выполняем работу .Не забывайте ,что акварель при высыхании теряет в цвете, поэтому если необходимо возвращаемся к предыдущим предметам.
Нужно отметить, что каждый раз, приступая к изображению освещенной части последующего предмета, нужно обязательно сравнивать его освещенной частью предыдущего, чтобы определить насколько насыщеннее, темнее, нужно взять цвет.
Самый темный предмет -это помидор .Определяем свет, тень, полутень ,падающую тень, собственную тень.

(Можно выполнять от самого темного к светлому)
Нужно отметить, что каждый раз приступая к изображению в цвете теневой части каждого последующего предмета, нужно обязательно сравнивать его с теневой частью предыдущего, чтобы определить насколько светлее нужно взять цвет на кисточку.Затем, в такой же последовательности сравниваем падающие тени, потом рефлексы на предметах, далее – полутени на предметах и в заключении – освещенные части предметов натюрморта.Этот вариант работы можно использовать для того, чтобы не перетемнить самые темные предметы, чтобы ваша работа не была затертой и белесой в результате многочасовой работы акварелью.Таким образом, ваше внимание должно быть обращено на то, чтобы выявить разницу в тоне, и оттенках цвета, с учетом плавности натюрморта: чем предметы ближе к нам – тем они контрастнее по цвету и по тону; чем дальше, тем больше смягчается их цвет и форма, теряется насыщенность и контрастность цвета).Метод сравнения, метод выискивания различий напряжения света и оттенков цвета приведет к верному решению. Это своеобразная диалектика живописи позволяет организовать натуру.Итак, все значение и смысл этого метода заключается не в поисках цвета и тона любого пятна, а наоборот – в сравнении с окружающим, позволяющим найти соответственное место в целом.Самостоятельная работа учащихся под руководством учителя.(Музыка)
5.Анализ работы.Прежде чем завершить урок я хочу показать работы наших школьников.
Выставка работ 7-8 класса.
Ваши работы мы оформим в паспарту и они займут достойное место среди работ других детей.
6.Рефлексия.
Я-узнал!
Я-научился!
Я-запомнил!
Я -удивился!
Урок окончен.