Урок 2. «Правило раскрашивания»


Урок 2. «Правило раскрашивания»
Класс: 1
Оборудование, наглядные пособия: интерактивная доска, мультимедиа презентация, ПК, рабочая тетрадь, учебникТип урока:ознакомление сновым материалом
Методы:словесный, наглядно-демонстрационный
План урока
Организационный момент (3 мин)
Объяснение нового материала (27 мин)
Практическая работа на пк (15 мин)
Новые ключевые выражения: правило раскрашивания, раскрась (по правилу).
Мы предполагаем, что и дети, и вы сами сумеете понять по примерам с листа определений наше правило раскрашивания. Тем не менее мы считаем полезным, чтобы вы для себя сформулировали в явном виде, в чем состоит это правило (нашу формулировку мы приведем через несколько строк). Предлагаем вам не сообщать нашу или вашу собственную формулировку учащимся. Но, если учащийся ошибается при выполнении какого-то задания, нарушая правило раскрашивания, вернитесь вместе с учеником к листу определений учебника, где встречается то же нарушение. Попросите учащегося объяснить, почему здесь раскраска неправильная. Попытка объяснения может помочь ему понять, где он ошибся в своей работе.
Теперь мы с вами обсудим, каково же правило раскрашивания. Рисунки, предлагаемые для раскрашивания, образованы системами линий (границ). Все линии черные, примерно одинаковой толщины. Этими линиями лист разбит на несколько областей (как на географической карте). Если две точки на бумаге лежат в одной области, то из одной можно пройти в другую, не пересекая черных линий. Если две точки лежат в разных областях, это невозможно.
Наше правило требует, чтобы каждая из областей была раскрашена только одним цветом – так, например, чтобы из зеленой точки нельзя было пройти в красную, не пересекая черных линий (границ). Но в то же время две разные области, как расположенные рядом, так и далекие друг от друга, могут быть раскрашены одним цветом. Раскраска каждой области должна быть сплошной: не должно быть непрокрашенных участков.
Во всех наших картинках среди всех областей имеется одна, которая простирается до краев листа. Эту область мы будем называть внешней. Она всегда должна оставаться нераскрашенной  – это тоже часть нашего правила. Иногда границей картинки является прямоугольная рамочка (как, например, в задаче 19). Тогда внешняя область картинки – это то, что находится вне этой рамочки.
Решение задач из учебника
Начиная с этого урока, в каждой задаче, где употребляется слово «раскрась», предполагается следование введенному на листе определений правилу раскрашивания.
Задачи 3 – 5. С точки зрения правила раскрашивания картинки в этих задачах довольно несложные. Все эти картинки состоят из одной области. В задаче 3 эта область очень легко выделяется, в задачах 4 и 5 – несколько сложней. Поскольку в каждой картинке ровно одна область, каждая картинка по правилу раскрашивания должна быть раскрашена одним цветом. Скорее всего, большинство из детей раскрасят картинки в естественные цвета: яблоко – красным, дельфина – серым или голубым, змею – желтым, коричневым или черным. Однако, исходя из правил нашей игры, это вовсе необязательно. Если кто-то из ребят начнет доказывать, что решение соседа, который раскрасил яблоко синим, неверное, то необходимо вместе с ним обсудить смысл выражения раскрась каким хочешь цветом.
В задачах этого урока ребята обязаны следовать правилу раскрашивания, но при этом могут выбрать для раскрашивания любой цвет. Поэтому решений в каждой задаче имеется несколько. Как правило, у задач, встающих перед нами в реальной жизни, есть много решений. Задачи с единственным решением возникают, скорее, в искусственных, например учебных, ситуациях. В то же время задачи, где абсолютно любой объект является решением, обычно не встречаются.
Можно считать, что условие задачи есть просто описание системы ограничений (или одного сложного ограничения). Соответственно, ответ к задаче – это один объект, удовлетворяющий этим ограничениям (если такой объект только один), или перечень всех объектов (если их несколько). Бывает (но такие случаи нам не будут встречаться), что таких объектов бесконечно много. Тогда ответом является описание всех этих объектов, «более простое и явное», чем условие задачи (которое тоже некоторым образом является описанием ответа). Наконец, что еще более усложняет реальную ситуацию, условие задачи содержит не всю информацию (не все ограничения), необходимую для ее решения. Как правило, в процессе решения (поиска ответа) задачи ребенок использует еще и дополнительные ограничения, в условие задачи не входящие. Например, в обсуждаемых задачах на с. 6 в условии не сказано, что надо раскрашивать обязательно по правилу, хотя это подразумевается. Это довольно длинное рассуждение имеет целью напомнить вам, что ситуация решения задачи сама по себе не является столь уж очевидной и мы учим детей достаточно тонкому делу.
Задача 6. В картинке к этой задаче областей уже три, но все области здесь хорошо видны. Выражение раскрась какими хочешь цветами трудно объяснить на листе определений, поэтому оно вводится прямо в задачах. Если картинка состоит из нескольких областей, ребенок может по своему желанию раскрасить каждую область в свой цвет, а также воспользоваться одним фломастером и закрасить всю картинку в один цвет. Главное, чтобы он раскрашивал по правилу – старался не выходить за границы областей и раскрашивал каждую область только одним цветом.
Задачи 7 и 8 (необязательные). В картинках к этим задачам довольно много областей (особенно в задаче 8), поэтому раскрашивать их сложнее, но и интереснее. Дети, которые захотят раскрасить области разными цветами, потратят на эти задачи много времени. Ребятам, которые любят раскрашивать, можно предложить эти задачи на дом.
Компьютерный урок «Правило раскрашивания»
Описание компьютерного урока
При открытии любого урока автоматически открывается лист определений (точнее – его первый экран), если он есть. Если в этом уроке листа определений нет, то он открывается на первой по счету задаче. Поскольку ребенок не должен ничего делать с листом определений, а может лишь просматривать его и прослушивать текст, управление на таких листах минимальное. Во-первых, дети могут прослушивать текст каждой фразы на листе определений (равно как и в условии задач), щелкнув по ней мышкой. В этом случае фраза (или несколько) озвучивается для учащегося детским голосом. Во-вторых, ознакомившись с первым экраном листа определений, дети могут перейти к следующему экрану или к решению задач. Для этого в правом верхнем углу есть кнопка перехода с изображенной на ней стрелочкой вправо. Так, в этом уроке после щелчка по стрелочке (вправо) автоматически открывается второй экран листа определений. Если ребенок после этого хочет вернуться к первому листу определений, он нажимает на стрелочку влево. Если нажать на стрелочку вправо, открывается первая по счету задача.
Экран с задачей
На этом уроке дети впервые работают с экраном задач. Экраны с каждой из задач выглядят похожим образом. Полоса у левой части окна – инструментальная. В верхней ее части расположены элементы управления работой или экраном целиком. Под надписью «Управление» имеется две кнопки – «начать сначала» и «сохранить и выйти». Ниже расположен ящик инструментов. Здесь мы будем размещать все инструменты, которые постепенно будут вводиться в уроках. Ниже ящика инструментов (то есть слева внизу) располагается палитра цветов. В ней располагаются цвета, которые можно использовать для раскраски и рисования. В этом первом уроке палитра расширенная, содержит 21 цвет, на следующем уроке она станет несколько меньше и останется такой на протяжении всего курса.
Вверху окна задачи горизонтально располагается линейка, которая поможет ребенку легко перемещаться в пределах задач одного урока. Если нажать на кнопку с изображением книжки, откроется лист определений. Если нажать на номер задачи в этой линейке, то откроется экран с соответствующей задачей. На этом экране будут отражаться все действия, которые выполнил в этой задаче ребенок с момента открытия урока (ну и конечно, все сохраненные изменения, если урок открывается повторно). Если нажать на стрелку вправо, то откроется экран со следующей по счету задачей. Если нажать на стрелку влево – то экран с предыдущей задачей. Задачи лучше всего решать по порядку, поэтому чаще всего ребенок будет использовать кнопку вызова следующей задачи. Но иногда у детей возникает желание вернуться к уже решенным задачам.
Кнопки управления
К управляющим кнопкам на инструментальной панели относятся две – «сохранить и выйти» и «начать сначала». Чтобы предотвратить огорчения от потери несохраненных работ, предлагаем вам сразу же поговорить с ребятами о закрытии и сохранении работ. Для этого вам придется вместе решить задачу 1. Затем предложите всем ребятам закрыть урок (нажав на кнопку «сохранить и выйти», на которой изображен портфель). При этом работа автоматически сохраняется в том виде, в котором она была на момент закрытия. В следующий раз, когда учащийся откроет урок «Правило раскрашивания», задача 1 будет в нем выглядеть уже решенной.
Инструмент «начать сначала» нужен для того, чтобы начать работу заново. Использование этого инструмента актуально, когда на экране сделано много действий и исправлять их по одному, например стирая «ластиком», становится долго и неудобно. Когда ребенок нажимает кнопку «начать сначала», все сделанные им изменения пропадают и снова открывается первоначальное условие задачи. На этот инструмент необязательно обращать внимание всех детей сразу, его ребята смогут освоить постепенно, в ходе решения задач.
Ящик инструментов
Под кнопками управления размещен ящик инструментов. Эта панель по ходу прохождения курса будет постепенно пополняться разными инструментами. На уроке «Правило раскрашивания» на этой панели размещены только 3 инструмента: «заливка», «ластик» и «отмена».
Заливка – инструмент, соответствующий заданию «раскрась». Этот инструмент аналогичен инструменту «заливка», который обычно имеется в стандартных графических редакторах. 
Инструменты «ластик» и «отмена» даны для того, чтобы ребята могли исправить что-то в своей работе. «Ластик» стирает раскраску с любой области и вообще стирает связный рисованный объект: линию, галочку, фигурку. Со временем дети столкнутся с тем, что не все графические объекты в задаче можно стереть, некоторые запрограммированы «нестираемыми». Обычно ребенок может стереть только те объекты, которые нарисовал (или раскрасил) сам. «Отмена» – инструмент, который отменяет результат последнего сделанного действия.
Решение компьютерных задач 1 – 5
Задача 1. В этой задаче вводится новый инструмент «заливка», поэтому она является важной (хотя и совсем простой) и ее необходимо решать первой. В ней ребятам впервые предстоит выбрать инструмент из ящика и какой-нибудь цвет в палитре. Проконтролируйте, чтобы все справились с этой задачей, в случае необходимости показывайте ребятам, что нужно делать, в индивидуальном порядке.
Возможно, в процессе решения этой задачи кто-то из ребят заметит еще одно важное отличие компьютерной заливки от раскрашивания на бумаге. Заливкой можно не только раскрасить, но и перекрасить уже раскрашенную область в новый цвет, например синюю область в красную. На бумаге такое действие осуществить невозможно. Если кто-то из детей заметит эту особенность, лучше обсудить это с ним в индивидуальном порядке, чтобы не лишать всех остальных ребят возможности самостоятельного открытия.
В этой задаче, как и в задачах из учебника, употребляется выражение «раскрась каким хочешь цветом». Но если при решении задач из учебника ребенок может взять абсолютно любой цвет, в компьютерных задачах учащиеся могут выбрать только из тех цветов, которые есть в палитре.
Задача 2. В этой задаче вводится инструмент «ластик». С помощью «ластика» можно исправить раскраску нескольких областей, то есть, по сути, отменить несколько сделанных действий (в отличие от инструмента «отмена»). Конечно, вместо использования «ластика» в случае раскрашивания область можно просто перекрасить, но «ластик» пригодится детям и для всех остальных исправлений, поэтому лучше познакомить с ним ребят сразу.
Работа инструмента «ластик» отличается от работы «ластика» во «взрослых» графических редакторах. Обычно такой «ластик» стирает поточечно, в то время как наш «ластик» стирает фигуру целиком. Конечно, это сделано специально – чтобы детям было проще работать.
Задача 3. В этой задаче картинка впервые состоит из нескольких областей. Поэтому даже если кто-то из детей захочет раскрасить весь узор одним цветом, то ему придется использовать «заливку» несколько раз. Однако, скорее всего, ребенок захочет раскрасить области в разные цвета, поэтому ему по ходу дела придется еще и менять цвет.
Иногда ребятам придется раскрашивать достаточно мелкие области. В этом случае важно, чтобы щелчок мыши происходил именно на той области, которую собирается раскрашивать ребенок. Чтобы детям было легче это отследить, у инструмента «заливка» имеется прицел. Мы специально указываем это в условии данной задачи. Обращать на это внимание всего класса не стоит – лучше обсуждать использование прицела индивидуально –  в тот момент, когда у ребенка возникли проблемы с раскрашиванием мелких областей.
Задача 4. Как и в предыдущей задаче, здесь в картинке несколько областей. При этом есть и достаточно небольшая область (самая верхняя). В таких случаях важно правильно установить прицел «заливки», иначе инструмент закрасит не ту область. Если у кого-то из детей не получится с первого раза правильно прицелиться, помогите – установите прицел вместе.
Здесь вводится еще один новый инструмент – «начать сначала», но он используется в добровольном порядке. Можно обратить внимание класса на новый инструмент организованно, а можно консультировать ребят в индивидуальном порядке (на этом и следующих уроках), обращая их внимание на этот инструмент. Второй вариант, хоть и сложнее, но предпочтительней, ведь наиболее быстро и легко усваивается у любого человека именно то, что ему необходимо использовать прямо сейчас.
Задача 5. Необязательная. В отличие от предыдущих задач в этой картинке довольно много областей. Данная задача может занять у ребят довольно много времени, не стоит предлагать ее, если до конца урока осталось 2 минуты. Зато на примере этой задачи ребята быстро научатся правильно устанавливать прицел заливки, ведь в картинке много мелких областей.