Конспект урока по эргономике «Эргономика восприятия объектов и систем среды»


Тема: «Эргономика восприятия объектов и систем среды»
Цель: Познакомить с особенностями восприятия пространства окружающей среды.
Задачи:
- расширить знания по учебному предмету за счет включения новых элементов;
- формировать умения работать с новой информацией по теме;
- вызвать интерес к теме с помощью дидактических игр.
Ход урока:
Познавая окружающую действительность, взаимодействуя с ней, мы встречаемся с предметным миром. Предметы опознаются нами по совокупности их характерных признаков, т.е. по восприятию.
Восприятие (перцепция) – это отражение предметов и явлений, формирующее субъективную картину мира. Восприятие составляет основу ориентировки человека в окружающей действительности.
Классификация восприятия включает в себя:
-зрительное,
-слуховое,
-вкусовое,
-обонятельное,
-тактильное восприятие (осязание).
Свойства восприятия:
1.Объем восприятия - количество объектов, которое может воспринять человек в течение одной фиксации.
2.Точность восприятия - соответствие образа особенностям объекта.
3.Полнота восприятия - степень соответствия образа особенностям объекта.
4.Быстрота восприятия - время, необходимое для адекватного восприятия предмета или явления.
5.Константность восприятия - свойство воспринимать объекты постоянными по величине, форме и цвету в изменяющихся физических условиях восприятия. То есть «правильное видение».
6.Осмысленность восприятия - свойство восприятия приписывать объекту определенный смысл.
7.Структурность восприятия - свойство восприятия объединять объекты в целостные структуры.
8.Целостность восприятия - мысленная достройка элементов объекта до его целостного образа.
9.Предметность восприятия - отнесенность всех получаемых сведений о внешнем мире к самим предметам.
10.Обобщенность восприятия - отражение единичных объектов как особого проявления общего, представляющего определенный класс объектов, однородных с данным по какому-либо признаку. Осмысленность и обобщенность хорошо выявляются при восприятии незаконченных рисунков. Эти рисунки мы дополняем нашим опытом и знаниями.
11.Избирательность восприятия - выделение одних объектов по сравнению с другими.
12. Иллюзии восприятия - искаженное отражение реальности. Иллюзия восприятия - это феномен восприятия, существующий только в голове человека и не соответствующий какому-либо реальному явлению или объекту.
- зрительные иллюзии проявляются в виде искажения зрительного образа (восприятие висящего в шкафу пальто как человека).
- слуховые иллюзии характеризуются нарушением восприятия реальных шумов, звуков (резкий шум за дверью может восприниматься как звонок в дверь).
- вкусовые иллюзии выражаются в появлении «привкусов».
13. Галлюцинации - это восприятия, возникающие без реального объекта, сопровождающиеся убеждениями в том, что данный объект в данное время и в данном месте действительно существует.
Виды восприятия:
1.Восприятие пространства— это восприятие расстояния до объектов или между ними, их взаимного расположения, их объема, удаленности и направления, в котором они находятся.
2.Восприятие движения — это отражение во времени изменений положения объектов или самого наблюдателя в пространстве.
3.Восприятие времени – это отражение длительности, скорости протекания и последовательности реальных явлений.
По характеру активности восприятие бывает:
а) непроизвольное,
б) произвольное.
По степени организованности:
а) неорганизованное,
б) организованное (наблюдение).
По характеру и продолжительности:
а) симультанное - это единомоментное восприятие информации, когда мы «схватываем» сразу весь образ целиком, когда мы видим всю картину разом. Примером может быть восприятие рисунка или фотографии.
б) сукцессивное - это последовательное восприятие информации, шаг за шагом, сначала первое, потом второе и только потом — третье. Примером может быть восприятие речевой информации: мы прочитываем сначала одно слово, потом второе, третье, и только после этого у нас складывается некий целостный образ в голове. Мы не можем прочесть сначала третье, потом десятое, а потом первое слово в предложении, — так у нас ничего не выйдет. Нужно соблюдать определенный порядок, алгоритм действий.
Для усвоения знаний по теме студентам предлагаются дидактические игры.
Игра на развитие зрительного восприятия.
Перед учащимися на столе разложены от 10 до 30-ти мелких предметов, накрытый сверху бумагой. Ведущий открывает предметы на 30 секунд. Задача за 30 секунд запомнить наличие предметов. Участники должны записать список предметов.
Игра на ощущения «Чёрный ящик»
Заготавливается ящик с отверстием (чтобы проходила рука) или мешочек. Туда кладутся различные предметы (ракушки, статуэтки, предметы косметики, механические детали и т.п.) Участник просовывает руку в отверстие, выбирает предмет и, не вытаскивая из ящика, называет его и свойства предмета.
Игра на обонятельные ощущения.
Участнику завязывают глаза, дают понюхать ароматные запахи ( хвойное масло, ваниль, корицей и т.п.) Участник должен определить запах.
Домашнее задание.
Упражнение. Дорисуй линии и фигуры так, чтобы получился волшебный лес со своими обитателями.