Прикладной курс Комплексный анализ текста для 10-11 классов


Рассмотрено «Утверждаю»
На заседании МО ГЦ решением педагогического совета
средней школы имени Естая Средней школы имени Естая
Протокол №1 Протокол №1
« »______2014г « »______2014г
_____________ ______________
Тема прикладного курса:
«Комплексный анализ текста»
Программа предназначена для 10-11 классов
Автор программы: Марденова Айнур Кайыровна
Должность: учитель русского языка и литературы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
 
Программа рассчитана  на 34 часа.
Курс рекомендован для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ. Программа составлена с учетом основных положений государственных документов Республики Казахстан и исходя из требований Закона «Об образовании» Республики Казахстан.
Курс рекомендован для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ. Программа составлена с учетом основных положений государственных документов Республики Казахстан и исходя из требований Закона «Об образовании» Республики Казахстан.
В школьной практике всё чаще используется комплексный анализ текста, в котором наблюдения над текстовыми характеристиками сочетаются с языковым разбором: синтаксическим, морфологическим, лексическим, фонетическим, пунктуационным, орфографическим.
Знание лексических, морфологических и синтаксических средств языка ещё недостаточно для того, чтобы найти то нужное, подчас единственное слово, помогающее достичь желаемой силы в выражении своих чувств и мыслей, дающее возможность воздействовать своим словом на окружающих.
Необходимо научить детей пользоваться изобразительно-выразительными средствами языка и с их помощью создавать зримые образы, картины, пейзажи, научиться строить текст – художественный, публицистический, научный, деловой, т.е. овладеть даром слов.
Этот прикладной курс поможет учащимся овладеть комплексным анализом текста. Система специальных заданий позволит глубже понять художественно-языковую форму изучаемых литературных произведений и проникнуть в богатейшее их идейно-художественное содержание, в творческую лабораторию писателя. Наряду с заданиями, помогающими глубже воспринять содержание, понять особенности языка и стиля того или иного художественного произведения, предлагается система устных и письменных работ, которые способствуют овладению различными видами высказываний на литературные, общественно-политические, философские, нравственно-этические темы. Эти задания помогут освоить приемы работы с текстами разных типов, жанров и стилей, производить комплексный анализ текста.
Все это лишь начало кропотливой работы по овладению «формами языка, выработанными как народом, так и литературой» (К.Д. Ушинский).
Новизна курса состоит в том, что большинство заданий строится на материале связных текстов,  задания к которым носят комплексный характер: занимаясь по данному курсу, учащиеся смогут вести постепенную (однако интенсивную!) подготовку к олимпиаде, выпускным и вступительным экзаменам.
В основе успешных занятий языком – не только знания, но и чувство языка, любовь к слову, умение внимательно, вдумчиво относится к слову при чтении текстов, при работе над сочинениями, изложениями.
Предлагаемая система заданий направлена на развитие, совершенствование чувства языка, языковой интуиции.
Выполняя задания, учащиеся будут заниматься и орфографией, и пунктуацией, повторят теоретические сведения, связанные с изучением основных разделов науки о языке. Многие задания помогут развить умение воспринимать текст, вступая в «диалог» с автором, а это очень важно для успешных занятий, как русским языком, так и литературой.
При изучении курс используется технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП), ориентированная на решение актуальных образовательных и воспитательных задач; направленная на актуализацию имеющихся знаний, пробуждение интереса к получению новой информации; активное получение информации, соотнесение нового с уже известным, отслеживание собственного понимания; в итоге – суммирование и систематизация новой информации, выработка собственного отношения к изучаемому материалу и формулировка вопросов для дальнейшего продвижения в информационном поле.
Комплексный анализ текста - удобная и экономная форма итоговой проверки знаний и умений учащихся.
Данный курс позволяет удовлетворить интересы учащихся в соответствии с личностными наклонностями, которые реализуются за счет личностно-ориентированного компонента программы. При изучении курса развиваются общеучебные и профильные умения и навыки, создаются условия для активизации познавательного интереса учащихся и их профессионального самоопределения в дальнейшем, предпрофильной подготовки учащихся гуманитарного направления, получить дополнительную подготовку для сдачи ЕНТ по выбранному предмету на профильном уровне. Также способствует удовлетворению познавательных интересов учащихся. Содержание курса представляет собой углубленный вариант базового учебного предмета.
 
ЗАДАЧИ КУРСА:
1.                    Продолжить формирование орфографических и пунктуационных умений и навыков.
2.                    Научить учащихся производить разноаспектную характеристику текста (частичный анализ, полный анализ).
3.                    Продолжить наблюдение над текстовыми характеристиками, сочетая эти наблюдения с языковым разбором – синтаксическим, лексическим, морфологическим и т. д.
4.                    Научить учащихся самим добывать информацию.
5.                    Создать учебную среду для развития самопознания и самовыражения личности.
6.                    Развивать способность учащихся к самостоятельной работе с информацией любой степени сложности, формировать навыки самообразования.
 
ЦЕЛЬ КУРСА: углубленное изучение русского языка, что способствует развитию связной монологической речи, более легкому усвоению материала по другим дисциплинам;
реализация принципов дифференциации и индивидуализации обучения, ориентированных на создание  условий для образования старшеклассников в соответствии с их потребностями, интересами и намерениями в отношении продолжения образования и способствующих личностному и жизненному самоопределению учащихся;
умение делать комплексный анализ текстов разных стилей и типов, освещение важнейших аспектов теории и практики комплексного анализа текста.
Сроки реализации программы: продолжительность обучения – 1 учебный год, этапы: ознакомление, применение на практике, творческий отчет, тестирование.
Методы и формы обучения:
- методы развивающего обучения;
- «мозговая атака»;
- проблемный;
-  частично-поисковый;
-формы обучения: индивидуальная, групповая.
Методы развивающего обучения, проблемный, частично-поисковый используются в ходе объяснения темы, практической работы, анализа текста, подготовки опережающего задания, сообщения на определенную тему. «Мозговую атаку» предполагается использовать при проведении творческого отчета, презентации собственного анализа текста учениками.
Требования к уровню подготовки учащихся:
Учащиеся, изучившие курс «Комплексный анализ текста»,  должны:
- освоить основные лингвистические понятия по данной тематике;
- иметь представление о тексте, уметь определять лексические, морфологические, синтаксические признаки разных стилей речи;
- находить признаки каждого стиля в конкретном тексте;
- объяснять закономерности составления текстов;
-уметь выявлять аналогичные признаки в разных стилях речи;
- знать особенности типов и стилей речи;
- отличать текст от нескольких предложений, не связанных между собой;
- находить в тексте средства художественной выразительности;
- выражать свое отношение к предложенным проблемным вопросам;
- строить период и использовать его как выразительное средство речи;
- разворачивать тему текста и выдерживать его смысловое единство в роли говорящего, определять тему текста и заданное им содержание в роли слушающего;
- осознанно использовать различные средства связи текста и создавать его синтаксическое единство;
- давать развернутый ответ на предложенный вопрос.
 
                              Предполагаемые результаты:
- умение четко и на должном уровне производить комплексный анализ текста любого типа и стиля речи;
- учащиеся должны овладеть следующими компетенциями: информационными -  давать развернутые ответы на поставленные вопросы, обосновывать пример, извлекать информацию из источников различного типа, работать с различными словарями, овладеть таким видом выступления как монолог;
коммуникативного типа – овладение навыками организации и участия в коллективной деятельности, участие в учебно-исследовательской работе;
 культурологическими -  широкий кругозор, развитая речь.
 
По окончании изучения курса учащиеся должны
Иметь:
- представление о тексте как едином целом;
- навыки определения темы, идеи текста;
- представление о типах речи их чертах;
- представление о стилях речи, их лексических, морфологических, синтаксических особенностях.
Уметь:
- выявлять особенности каждого типа речи;
-определять лексические, морфологические, синтаксические особенности стилей речи;
- строить монологическое высказывание на определенную тему;
-производить комплексный анализ текста (лирического и прозаического).
 
Формы и методы контроля:
- текущий – проводится на каждом занятии, включает в себя выполнение заданий, участие в коллективной, групповой деятельности, контроль качества подготовки сообщений;
- промежуточный -  проверочные работы (проверка усвоения материала);
- итоговый контроль – по завершении изучения курса проводится итоговое тестирование и творческий отчет. Итоговая оценка может быть накопительной, тогда результаты всех видов контроля суммируются.
 
Критерий оценки успеваемости учащихся:
Оценивание достижений учащихся проводится с учетом соответствия основным и дополнительным показателям.
 Основными показателями являются:
соответствие речевых действий коммуникативной задаче в рамках тематики элективного курса,
связность высказывания,
владение навыками комплексного анализа текста.
 
Дополнительными показателями являются грамматическая, лексическая, фонетическая правильность речи, умение работать со словарями, активное участие в обсуждении темы.
 
При соблюдении основных и дополнительных показателей выставляется оценка «5», это говорит о том, что ученик блестяще освоил теоретический материал, получил навыки его применения па практике, свободно владеет навыками комплексного анализа текста, активно принимал участие в обсуждении тем, свободно использует словари, творчески мыслит
При понимании 75% основных фактов  - оценка «4», при понимании менее 50% основных фактов – оценка «3», оценка «2» - нежелательна, так как ребенок сам выбрал этот элективный курс, занимался в силу своих интеллектуальных способностей  и возможностей. 
Содержание программы курса.
1. Текст и его признаки. Основные признаки текста. Тема, микротема. Идея. Период. 2 часа.
2. Средства связи между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связь. Языковые средства, создающие единство темы. 2 часа.
3. Типы речи. Описание. Повествование. Рассуждение. Отличительные особенности каждого типа речи. 3 часа.
4. Стили речи русского языка.  Основные разновидности стилей. Наиболее важные признаки каждого стиля. 2 часа.
5. Стилистика художественной литературы,  средства художественной выразительности языка, анализ лирического произведения. 2 часа.
6. Научный стиль. Основные признаки научного стиля. Научно-популярный подстиль. Особенности лексики. 2 часа.
7. Отличительные особенности лексики и морфологии научного стиля речи. 2 часа.
8. Основные признаки публицистического стиля речи.  2 часа.
9. Морфология, лексика и синтаксис публицистического стиля речи.2 часа.
10. Жанровое своеобразие официально-делового стиля речи. 2 часа.
11. Заголовок в тексте. Его роль как средства привлечения внимания. 2 часа.
12. Анализ основных и сложных вопросов орфографии и пунктуации. Отработка на практике. 3 часа.
13. Практические работы (дифференцированно) на проверку усвоения материала курса. 6 часов.
14. Тест. Творческий отчет. 2 часа.
 
 
Календарно-тематический план
ТЕМА ЧАС СОДЕРЖАНИЕ ВИД  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Дата проведения
1.Текст и его признаки 2 Текст,  его признаки. Лекция учителя № 1. Основные признаки текста. 2. Средства связи между предложениями в тексте. 2 Способы и средства связи между частями текста; между предложениями в тексте. Лекция учителя №2.
Сообщения учеников. Практическая работа №1.Анализ текста. Памятка «Как готовится к лингвистическому анализу текста»
  3.Типы текстов. 3 Функциональные типы текстов, их особенности. Практическая работа № 2. Определение типов текстов и их особенностей. 4. Стили речи. 2 Стилистические особенности текстов. Сообщения учащихся о стилях речи. 5. Художественный стиль. 2 Особенности художественного стиля. Изобразительные средства. Тропы. Лекция учителя № 3.
Художественный стиль речи и его особенности. 6. Научный стиль речи. 2 Научно-популярный подстиль.
Лексические особенности научного стиля речи.  Лекция учителя № 4.
 Научный стиль и его особенности. 7. Морфологические и синтаксические особенности научного стиля речи. 2 Особенности лексики и морфологии научного стиля. Практическая работа в группах № 3. Определение особенностей лексики и морфологии научного стиля. 8. Публицистический  стиль. 2 Жанры публицистического стиля (репортаж, очерк, статья).  Сообщения учащихся об характерных чертах публицистического стиля речи. Индивидуальная  работа. 9. Особенности публицистического стиля 2 Морфологические и синтаксические особенности публицистического стиля. Работа в группах. 10. Официально-деловой стиль речи. 2 Жанровое разнообразие  официально-делового стиля речи. Практическая работа № 4. Определение основных признаков  официально-делового стиля речи. 11. Роль заголовка текста. 2 Заголовок в тексте. Индивидуальная работа. 12. Анализ орфографии и пунктуации. 3 Анализ и группировка орфограмм и пунктограмм. Индивидуальная работа. 13. Работа с текстом. Анализ текста. 6 Проверка усвоения изученного материала. Работа  в парах. 14. Творческий отчёт. Тестирование 2   Индивидуальная работа.  
Методические рекомендации:
Основным принципом комплексного анализа текста является рассмотрение языковой материи художественного произведения:
в качестве определенной микросистемы развивающегося языка художественной литературы на фоне исторически изменяющегося русского литературного языка,
в качестве структурно организованного «плана выражения» определенной (всегда так или иначе воспитывающей) информации.
Указанное с необходимостью предполагает учет двух факторов.
   С одной стороны, учет специфических черт языка художественной литературы, всегда выполняющего наряду с коммуникативной функцией, эстетическую. С другой стороны, обязательную оглядку на излагаемый  в художественном тексте «план содержания» и сопровождающие его внеязыковые факты, на зависимость используемых средств от темы и содержания произведения.
   Подбор заданий элективного курса выполняет определенную целевую установку: выявлять умения школьников применять полученные знания при постановке необычных, неординарных вопросов.
   При анализе текста требуется также определить зависимость языковых средств от общей идеи произведения, от авторского замысла, что особенно ярко проявляется в оценочной лексике, в грамматических формах слов и предложений,  стилистических повторах,  в использовании всевозможных фигур (анафоры, вопрос, эпитеты и т.п.).
   Для активизации мыслительной деятельности учащихся в начале каждого занятии составляется кластер к изучаемой теме, по окончании изучения темы кластер дополняется. После изучения типов и стилей  речи составляется диаграмма Венна, помогающая сопоставить типы речи, указав общее и отличия. По ходу лекции учителя учащиеся составляют конспект к лекции. Во время сообщений учащихся  остальные ученики работают по методу инсерт, т.е. полученную информацию записывают в виде таблицы, указывая значками:
V - это мне известно;
+ - новая информация;
- - несоответствие;
? – возник вопрос.
   
Основные понятия и термины, формирующиеся в процессе изучения курса:
текст, основные признаки текста, параллельная связь предложений, цепная связь предложений, период,  абзац, тема,  микротема, идея, основная мысль, заголовок, тропы, типы речи (повествование, описание, рассуждение) и их признаки, стили речи (художественный, научный, публицистический, официально-деловой) их признаки, отличительные черты, морфологические, лексические и синтаксические особенности каждого стиля.
 
    Межпредметные связи: литература, история.
    Используемые технологии: РКМЧП, личностно-ориентированного обучения.
 
Библиография.
1)      Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика.Текст. Стили     речи. М.: –  Просвещение,1999
2)      Ладыженская Т. А., Зепалова Т. С. «Развивайте дар слова». М.: – Просвещение, 1982.
3)      Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 8 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
          4)  Методические рекомендации. Русский язык 8 класс./М.М.      Разумовская, С.И. Алматы,2010
5)      Пахнова Т.М. Готовимся к экзаменам по русскому языку . – М.: – Просвещение, 2001.
9)      Русский язык. Ответы на экзаменационные билеты: 9 класс. Издательство «экзамен» Москва – 2004 г.
10)  Шанский Н.М. Лингвистический анализ художественного текста. М.: -  «Просвещение» - 1984 г.