Организация методического сопровождения деятельности педагогов ДОО по преобразованию РППС.


Организация методического сопровождения деятельности педагогов ДОО по преобразованию РППС.
Ребенок – это не маленькое подобие взрослого человека, а полноценный человек, уникальный в своей индивидуальности, великий подражатель, увлеченный исследователь, стремящийся использовать все, что ему дано, для разнообразных видов активной деятельности.
Предназначение педагога – дать каждому малышу возможность жить полноценной жизнью здесь и сейчас, чтобы каждый малыш, перешагнувший порог своей группы и доверчиво вложивший ладошку в руку воспитателя, раскрылся навстречу миру, как волшебный сундучок, удивляя и восхищая взрослых великолепием своих талантов.
Задача педагогических работников состоит в умении моделировать развивающую предметно-пространственную среду, которая бы позволила ребенку проявить творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе.
Вопрос создания развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной организации на сегодняшний день очень актуален. Это связано с тем, что в связи с введением ФГОС были разработаны требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в том числе требования к организации и обновлению РППС ДО.
Алгоритм проектирования образовательной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования предполагает поиск ответов на следующие вопросы.
«КОГО учить и воспитывать?» - психолого-педагогическая характеристика воспитанников, их возрастных и индивидуальных особенностей, учет психологических и физиологических особенностей дошкольников, этнокультурных условий развития.
«ЗАЧЕМ учить и воспитывать?» - определенность целей и задач по всем направлениям развития и образования детей (социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому, физическому), расширение направлений развития, социализации и индивидуализации детей.
«ЧЕМУ учить?» - осознанное, ответственное отношение к выбору информационного воздействия и предметного наполнения среды, обеспечение развития личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и общении.
«КАК учить и воспитывать?» - рефлексивный выбор методов и технологий образовательного процесса и взаимодействия, ориентация на возрастные особенности развития, использование зоны ближайшего развития.
В связи с новыми требованиями возникла необходимость пересмотра развивающей предметно-пространственной среды в группах, и проведен анализ группы педагогами (был проведен самими педагогами). Самоанализ выявил такие проблемы:
- нечеткое распределение по центрам
- недостаточное оснащение центров материалами и оборудованием в соответствии с ФГОС ДО.
Возникла необходимость изучить принципы построения развивающей среды, классификацию современных игрушек и оборудований по образовательным областям.
Нам известно, что ФГОС ДО предполагает шесть принципов:
Принцип насыщенности
Принцип трансформируемостиПринцип полифункциональностиПринцип вариативности
Принцип доступности
Принцип безопасности
С педагогами подробно рассмотрели и изучили каждый принцип построения развивающей среды, рекомендованные федеральным государственным образовательным стандартом. Специалисты вместе с воспитателями разрабатывали игры: музыкальные, речевые, коммуникативные, подвижные в соответствии с особенностями контингента воспитанников.
Опираясь на эти принципы, обогащая развивающую предметно-пространственную среду мы предоставили детям разнообразные игры в соответствии с возрастом и решаемым в данный момент задачам.
Принцип насыщенности:
- предполагает подбор материалов и оборудования в соответствии с темой и решаемыми образовательными задачами
ведущей деятельностью 3-5 лет является сюжетно-ролевая игра, 6-7 лет игры с правилами).
- Материалы и оборудование интересны детям, стимулируют их активность в разных видах деятельности. В каждой группе имеются алгоритмы выполнения разных видов деятельности от задумки до результата (рисование, лепка, конструирование, познавательная, поисковая деятельность) для мальчиков и девочек с вариантами выбора задумки, средств, способов деятельности.
Принцип трансформируемости:
- предполагает разделение группового помещения на 3 зоны: рабочая зона (30%), активной деятельности (50%), спокойной деятельности (20%).
Рабочая зона:
- центр познавательной и исследовательской деятельности
- центр продуктивной и творческой деятельности
- центр правильной речи и моторики
Зона активной деятельности:
- центр игры
- центр двигательной деятельности
- центр конструирования
- центр музыкально-театрализованной деятельности
Зона спокойной деятельности:
- центр книги
- центр уединения
В младшей и средней группах (начало года) педагог сам организует пространство в соответствии с задачами и содержанием образовательной программы (расположение учебной зоны), учит детей организовывать пространство группы для совместной активной деятельности, находить место для индивидуальной спокойной деятельности (или небольшой группой), для уединения. Для этого в среде должны быть разделители (невысокие ширмы, перегородки, заборчики, коврики), маркеры среды – картинки, фото, модули и пр. предметы (стационарные, меняемые). В старшем дошкольном возрасте дети сами организуют пространство среды. Для этой цели, как сказано выше, используются разделители и маркеры среды . Принцип полифункциональности:
- подразумевает много функций одного и того же предмета, один предмет можно использовать в различных видах деятельности, например: султанчики, накидка, мячик, ленточки. Полифункциональные объекты среды стимулируют взаимодействие взрослых и детей, их разнообразную активность, а так же интеграцию разных видов деятельности.
Принцип вариативности:
- предполагает наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения, экспериментирования), а так же разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей.
- Объекты среды меняются в соответствии с темой или событием, включают материалы праздников, выставок детского художественного творчества, празднование знаменательных дат.
- Объекты отражают культурно-художественные региональные традиции: картины, иллюстрации, фото, видеопрезентации, видеофильмы, альбомы о театрах, о достопримечательностях, памятниках, скверах, известных людях и т.п. вашего города, Прикамья. - Объекты отражают климатогеографические особенности природы, труда и быта, историю родного края. В группе представлены материалы и оборудование для детей в соответствии с приоритетным направлением ДОУ, методической темой педагога.
Принцип доступности:
- предполагает доступность для детей всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс, так же свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.
Принцип безопасности:
- предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Разнообразие и богатство пособий, игр и игрушек, возможность свободного подхода к каждому центру в группе способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию воспитанников. Но развивающую игровую среду не следует отождествлять с материально-технической базой. Дорогостоящие игрушки и оборудование далеко не всегда соответствуют интересам ребенка и способствуют его развитию. В то же время рациональное использование самых скромных финансовых средств может оказать положительное влияние на эффективность педагогического процесса. При организации развивающей предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех участников образовательного процесса. Развивающая среда не может быть построена окончательно. Дальнейшая работа предполагает осуществление поиска инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды в ДОУ, а так же развитие интереса родителей к указанной проблеме и мотивирование стремления к взаимодействию.