Педагогическая профилактика как основной структурный и содержательный компонент системы профилактики наркомании в образовательной среде

Выступление на выездном заседании антинаркотической комиссии «Организация деятельности по профилактике наркомании, формированию у детей и молодежи мотивов к ведению здорового образа жизни на примере работы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 19 г. Йошкар-Олы в рамках реализации муниципальной программы «Профилактика наркомании в городском округе «Город Йошкар-Ола» на 2011 - 2015 годы».
Педагогическая профилактика как основной структурный и содержательный компонент системы профилактики наркомании в образовательной среде
Не причиняй вреда себе И зла другому не желай, Поступков глупых избегай.
Р. Роллан
«Подарите нам все краски реальной жизни, и мы не будем уходить в нереальный мир»
слова подростка
Проблема борьбы с наркоманией актуальна в наши дни. Можно без преувеличения сказать, что наркотики совершили триумфальное шествие по планете, ибо для них уже практически не существует границ. И как никогда остро стоит сегодня вопрос о борьбе с наркоманией и в нашей стране. Профилактика наркомании, прежде всего, должна начинаться в школе, причем в младших классах. В процессе организации досуговой деятельности в основной школе уместно вспомнить слова одного из подростков, общающихся в социальных сетях: «Подарите нам все краски реальной жизни, и мы не будем уходить в нереальный мир». А нам, взрослым, важно решить, как мы еще можем рассказать нашим детям, что именно здоровый образ жизни может дать им полноценную будущую жизнь.
Основным структурным и содержательным компонентом системы профилактики употребления ПАВ в образовательной среде является педагогическая профилактика. Педагогическая профилактика представляет собой комплексную систему организации процесса обучения и воспитания детей и молодежи, обеспечивающую снижение риска употребления ПАВ за счет расширения социальных компетенции, формирования личностных свойств и качеств, повышающих устойчивость к негативным влияниям среды.
Реализация педагогической профилактики осуществляется за счет формирования у обучающихся и воспитанников негативного отношения ко всем формам употребления ПАВ как опасного для здоровья и социального статуса поведения, а также посредством формирования у них компетенции, обеспечивающих возможность реализации потребностей социально значимыми способами с учетом личностных ресурсов.
Выделяются два основных направления педагогической профилактики:
1. непосредственное педагогическое воздействие на несовершеннолетних и молодежь с целью формирования у них желаемых свойств и качеств;
2. создание благоприятных условий для эффективной социальной адаптации.
Основными условиями организации педагогической профилактики являются:
- интеграция: реализация целей и задач педагогической профилактики осуществляется в процессе формирования у детей и подростков знаний, умений и навыков, имеющих для них актуальное значение и востребованных в их повседневной жизни;
- целостность: вовлечение в сферу педагогической профилактики всех основных институтов социализации несовершеннолетних и молодежи - образовательного учреждения, семьи, ближайшего окружения;
- системность и комплексность: педагогическая профилактика рассматривается как часть единого процесса воспитания и обучения несовершеннолетнего, а ее задачи соответствуют общим задачам образовательного процесса;
- безопасность: тщательный отбор информации и форм воздействия на несовершеннолетнего для предотвращения провоцирования интереса к ПАВ;
- возрастная адекватность: содержание педагогической профилактики строится с учетом особенностей социального, психологического развития в конкретном возрасте, а также с учетом реальных для того или иного возраста рисков возможного вовлечения в употребление ПАВ.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 19г. Йошкар-Олы с углубленным изучением отдельных предметов» имеет свою специфику, основанную на географическом положении учреждения. Район окраины города, достаточно комфортабельный, с новыми застройками привлекает и концентрирует мигрантов как с территории республики, так и РФ, стран ближнего зарубежья. Как правило, это люди активные, в трудоспособном возрасте, что обусловливает большую занятость родителей несовершеннолетних обучающихся. Многие современные родители не уделяют достаточного времени общению со своими детьми, не обладают достаточным уровнем психолого-педагогической и правовой культурой. Они не могут оказать необходимое воспитательное воздействие, психологическую и социальную поддержку в результате чего, подростки оказываются одинокими и психологически беспомощными в связи с утратой связи с родителями.
Педагогический коллектив считает, что остановить поток негативных явлений среди подростков возможно через возрождение нравственных идеалов, которые помогают человеку определить свою жизненную позицию, и через широкую пропаганду здорового образа жизни.
Одним из основных направлений деятельности школы является профилактика социально опасных явлений и формирование здорового образа ЖИЗНИ.
В школе накоплен определенный положительный опыт по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, наркомании и других социально опасных явлений, по формированию ЗОЖ среди обучащиюхся и их родителей.
Администрация школы тесно' взаимодействует с различными ведомствами системы профилактики.
В школе создана система сбора, обработки, хранения информации, в том числе оперативной, по различным категориям учащихся и их семьями, а также направлениям профилактической деятельности (занятость, оздоровление учащихся и т.д.).
Профилактическая работа начинается с ликвидации факторов риска. Особое внимание уделяется группе обучающихся, имеющих отрицательные отклонения в своём поведении. Такие подростки общаются между собой ежедневно, проводя вместе по 6-8 часов. Совместно с "врачом выявляются отклонения в здоровье школьника, в случае необходимости родителям рекомендуется показать ребёнка специалисту, в том числе и детскому
В процессе сбора первичной информации мы получаем возможность выявить наиболее нуждающиеся в социальной и психолого-педагогической поддержке категории семей (инвалиды, многодетные, опекаемые, дети группы «риска», подростки, состоящие на учете, семьи, находящиеся в социально опасном положении и т.п.).
Имеется положительный опыт организации профилактической работы с обучающимися. (Выступление заместителя директора по ВР Носыревой Т.В.
«Деятельность школы по профилактике наркомании, формированию у детей мотивации к ведению здорового образа жизни: опыт и перспективы»).

Профилактика наркомании - это четкая и доступная информация для детей, подростков, родителей, учителей с целью разъяснения не столько вреда наркотиков, сколько пользы здорового образа жизни, формирования здорового морально психологического климата, создания условий для разумной организации в проведении свободного времени, разъяснения определенных норм поведения.
(Выступление педагога-психолога Свинцовой Н.В.)

Школа выстраивает профилактическую деятельность по определенным принципам:
1. индивидуальная направленность;
2. выявление групп риска с использованием различных методов (медицинских, психологических, педагогических и др.);
3. работа с лицами групп риска по групповым и индивидуальным программам;
4. организация специальных лагерей для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
(Выступление социального педагога Толмачевой Л.С.)

Порой спрашивают, с какого возраста следует вести пропаганду ЗОЖ? Профилактику вредных привычек родителейзадолго до появления ребенка на свет. Первые же понятия по ЗОЖу ребенку необходимо прививать с возраста, когда он начинает активно познавать мир, т.е. с 23 лет. И этот процесс должен непрерывно продолжаться всю человеческую жизнь. Именно со школы, а еще лучше в дошкольном учреждении должен закладываться фундамент трезвого поколения.
(Выступление учителя физической культуры Тумановой Н.Г.)

В последние годы у детей все чаще появляются неврозы, все чаще дети не могут справиться со школьными трудностями, с конфликтными ситуациями. Не научившись справляться со стрессом, не умея выражать и принимать себя и свои чувства, дети прибегают к деструктивным формам поведения, попадая в криминальные группировки, приобщаясь к употреблению психоактивных веществ. Младший школьный возраст считается непроблемным, в литературе ему мало уделяете внимания и не придается особенного значения в области профилактики отклоняющегося поведения и употребления наркотиков и алкоголя. Но именно в этом возрасте формируются многие физиологические и психические особенности ребенка. Всю информацию, которую дети младшего школьного возраста получают из внешнего мира, они буквально впитывают как губки. Поэтому профилактику отклоняющегося поведения и злоупотребления психоактивными веществами необходимо проводить уже в младшем школьном возрасте, еще до того как дети приобретут дезадаптивные формы поведения и начнут употреблять алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества.
(Выступление руководителя МО учителей начальной школы Мироновой Н.В.)

Профилактическую работу с подростками необходимо вести очень тонко. Необходимо убеждать подростков в том, что жизнь может предоставить им много интересного, что нет неразрешимых проблем и безвыходных ситуаций, вовлекать подростков в общественную деятельность, которая потребует от них выработки положительных качеств, будет способствовать профилактике отклоняющегося поведения. Задача учителя из просвещенного подростка воспитать социально неравнодушную личность, которая в любой ситуации сможет противостоять наркомании.
)Выступления классных руководителей 9а и 86 классов Мухаметшиной Л.К., Васильевой Н.В.)
В результате изучения специальной литературы, опираясь на имеющийся опыт, можно сделать следующие выводы:
- В среде несовершеннолетних происходит резкая поляризация способов общественного поведения, как реакция на изменившиеся условия жизни. Расширение границ индивидуальной свободы и сужение сферы социального контроля приводит к росту различных видов отклоняющегося и саморазрушительного поведения, самым опасным из которого является наркомания.
- Наркоманами становятся прежде всего те, у кого рано обнаруживаются отклонения в поведении в школе, на улице, если один из родителей или оба злоупотребляют спиртными напитками и наркотиками. Причины формирования личности преступника-наркомана следует искать и в сфере психических отклонений в детстве, психологического отчуждения от родителей, в утере ими с раннего возраста контакта с подростком.
- Наиважнейшая задача педагогов и родителей - проводить эффективную профилактику наркомании среди несовершеннолетних.
- Профилактические мероприятия должны быть направлены скорее на развитие умения делать самостоятельный выбор и находить такие формы поведения, которые дают возможность эффективно преодолевать жизненные трудности без употребления наркотиков, чем на обучение человека готовым формам поведения.
Программы формирования здорового жизненного стиля ориентированы на решение этих задач. Они помогают человеку осознать, что он сам несет ответственность за путь, по которому идет, путь, ведущий к здоровью или болезни. Каждый человек может раскрыть и развить в себе безграничные возможности получения радости и удовольствия без употребления психоактивных веществ. Нужно только иметь желание вести здоровый образ жизни и обучиться навыкам, способствующим достижению здоровья (уверенного поведения, эффективного снятия напряжения, преодоления проблем, бесконфликтного общения и т.п.). Конечная цель подобной деятельности - научить несовершеннолетних навыкам самопомощи и взаимопомощи, позволяющим преодолевать стрессы в повседневной жизни, используя собственные ресурсы.





«Результатом нашей работы должна стать осознанная молодым поколением необходимость в здоровом образе жизни, в занятиях физической культурой и; спортом. Каждый молодой человек должен осознать, что здоровый образ жизни - это успех, его личный успех»
Владимир Путин


Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315