Постановка целей и задач на уроке литературного чтения в свете требований стандартов нового поколения


«ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
В ПЕРВОМ КЛАССЕ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ СТАНДАРТА НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ»
Петрокина А. В.,
4311015386715учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 3 г. Амурска

Целью реализации Основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, его индивидуальными особенностями.
Целью нового образовательного стандарта является развитие личности обучающегося. Соответственно, цель обучения - развитие учащегося. То есть создание таких условий, чтобы на каждом уроке присутствовала учебная деятельность, превращающая его в субъекта, заинтересованного в учении и саморазвитии. Этого можно достигнуть через постоянный диалог: учитель — ученик.
Меняется цель деятельности учителя. Учитель должен организовать её так, чтобы ученик, опираясь на совместные наработки, вёл самостоятельный поиск. Учитель - создатель ситуации успеха, он сопереживает, поощряет.
Прежде чем начать совместную деятельность, учитель должен четко видеть, к какому результату он приведет обучающихся. Результат деятельности – это и есть цель совместной работы, и он напрямую зависит от того, насколько правильно и четко была поставлена цель.
Что надо знать, чтобы поставить цель урока в свете требований Стандарта нового поколения? Во – первых, новые требования к современному образованию. Во – вторых, критерии эффективности урока в рамках ФГОС НОО.
Новый стандарт ставит перед учителем задачу сформировать у ребенка понимание обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную жизненную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требований социума.
Из стен школы должен выйти человек, умеющий активно решать проблемы, быть готовым принимать самостоятельные решения по её устранению. Человек, владеющий инструментарием межпредметного изучения сложных жизненных ситуаций, готовый к сотрудничеству.
Этот переход невозможен без смены ценностных ориентиров образования. Планирование любой деятельности нужно начинать с постановки цели. Учитель для себя всегда ставит цель. Ученику эта цель может не сообщаться, но создаются условия, при которых ученик формулирует цель урока. Учение – двусторонний процесс: учитель-ученик. Ученик как субъект образовательного процесса ставит (имеет) свои цели. Задача учителя – добиться их развития и объединения (совпадения) со своими.
Цель должна быть:
- конкретна (продолжает, развивает, конкретизирует тему урока);
- посильна (соответствует возрастным и психологическим особенностям учеников);
- диагностична (проверяема и контролируема в измеряемых показателях).
Следовательно, компетентность педагога в области постановки цели и задач урока заключается:
- в направленности цели на ожидаемый и диагностируемый результат обучения;
- в соответствии цели урока возможностям, способностям, потребностям учащихся;
- в реальности выполнения поставленной цели в течение урока.
Результатом правильно спланированной работы учащихся на уроке станет развитие их умений в целеполагании (буду знать; буду уметь; приобрету навык; смогу поразмыслить; задумаюсь о…; смогу сделать).
Целеполагание может развиваться через:
- содержание (ученикам сообщаются те единицы учебной информации (законы, правила), которые им предстоит усвоить. Инициатором такого целеполагания выступает учитель.
- Деятельность учителя. Часто в конспектах урока цели звучат следующим образом: «научить, сформировать, проверить». Ясно, что будет делать учитель, но остается загадкой деятельность ученика.
- Деятельность учащегося. Содержит ответ на вопрос: что будем делать? (читать, писать, рисовать). Ученику ясно, что он будет делать, но не всегда ясно, что он будет иметь в итоге.
- Результат деятельности учащегося. Именно этот вариант генерации учителем целей и задач урока наиболее органично связан с самой идеей целеполагания.
На уроке литературного чтения по теме «Ребятам о зверятах. Б.Заходер «Мохнатая азбука» я ставлю общую цель: читать и анализировать произведение Б. Заходера «Мохнатая азбука». Из этой цели я определяю задачи для себя, то есть, каким образом я должна достигнуть цели и привести детей к ее достижению.
Образовательные:
Создать условия для формирования правильного чтения, умения ориентироваться в тексте;
Способствовать расширению кругозора обучающихся о мире животных. Развивающие:
Создать условия для развития познавательной активности учащихся, умения понимать прочитанное, сравнивать, рассуждать, делать выводы;
Способствовать развитию связной речи, мышления, воображения обучающихсяВоспитательные:
Способствовать формированию желания читать, стремлению к познанию через организацию работы в сотрудничестве;
Воспитывать стремление беречь окружающий мир
Образовательные цели определяют, что я буду делать, развивающие – как я этого добьюсь, воспитательные – к чему стремлюсь, что получу в итоге.
Каждый этап урока может иметь свою цель.
Этап актуализации знаний начинается с вопроса, на который каждый первоклассник ответит без труда:
- Чем будем заниматься на уроке литературного чтения?
Следующий вопрос: «Для чего нужно читать, анализировать текст, рассматривать картинки?» - заставляет задуматься над ответом каждого ребенка. Ответы самые разные: «чтобы грамотно читать», «чтобы узнать что-то новое», «чтобы маме рассказать, чем я занимался в школе» и т.д. Все ответы правильные. Ребенок искренне говорит о том, что для него в данный момент является наиболее важным, именно это он будет стремиться выполнить качественно.
После определения темы урока, задаю вопрос:
- Что вы хотели бы узнать из этого произведения?
И опять дети ставят перед собой цели. Один хочет узнать, где находятся эти животные, другой - чем они питаются, третий - где обитают. Целей столько, сколько детей в классе.
Обращаем внимание на главное условие в достижении своих целей – грамотное, осознанное чтение.
В конце урока на этапе подведения итогов, мы возвращаемся к поставленным целям.
- О чём хотели узнать на уроке? (о животных, их повадках, их жизни)
- Кто достиг своей цели на уроке? Поднимите руки.
- Кто не достиг целей?
- Как думаете, почему?
Следует подробно разобраться, почему ученик не смог выполнить намеченную цель: текст не содержал ответа на вопрос, цель не соответствовала теме урока, ребенок работал невнимательно, упустил главное. В обсуждении принимает участие весь класс. Эту работу провожу так, чтобы ребята сами определили, почему не удалось достичь цели их однокласснику.
Обязательно поддерживаю тех, кто не смог достичь цели:
- На следующем уроке мы продолжим знакомство с животным миром нашей страны. Кто не достиг своих целей сегодня, получат возможность реализовать их на последующих уроках.
Дети – мои соратники в обучающем процессе. Они делятся со мной своими удачами и неудачами, а я ввожу их в свою педагогическую деятельность.
- Я тоже достигла своих целей. Вы выразительно и грамотно читали, сумели выполнить все задания.
-Как думаете, почему нам это удалось? (Мы работали все вместе в технологии сотрудничества).
В приведенном примере мои цели полностью совпали с целями моих учеников. Это главное условие для развития целеполагания в обучающем процессе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы)//Серия «Новые образовательные стандарты». – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2011.
Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – М., 2006 г.
Цели и задачи реализации ФГОС ресурс: http://yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A6%D0%B5%D0%BB%D0%B8%20%D0%A4%D0%93%D0%9E%D0%A1&from=fx3&clid=46510&lr=11451
Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе http://festival.1september.ru/articles/527236/