Постановка целей и задач на уроке


«Постановка целей и задач на уроке»
Что такое цель и задача? В чем разница?
Для начала заглянем в словари. Самое интересное и наиболее полное определение, на мой взгляд, дает Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Цель – (филос.), есть представление, которое человек стремится осуществить. В понятие цели входит определенное представление, стремление к его осуществлению и представление о тех средствах, коими цель может быть осуществлена. Понятие цель есть продукт деятельности сознания и воли. То есть сначала у человека появляется желание (мечта), представление о чем-либо. Затем человек выбирает, необходимо ли ему из мечты сделать цель. То есть уже не просто мечтать о чем-либо, а составить план по достижению мечты и, как правило, на бумаге. После того как план составлен, прописываются мелкие шаги (действия), фактически это задачи. И самое главное после этих трех этапов – начать действовать. То есть постепенно выполнять намеченные шаги (задачи), продвигаясь к цели, реализуя ту самую мечту, о которой когда-то человек думал.Постановка цели и задачи урока имеет большое значение для активизации внимания учащихся и формирования интереса к изучаемому предмету.
Цель – это желаемый результат урока, заданный конкретно и определенный во времени в соответствии с необходимостью и возможностью его получения.
Цель может ставиться как на один урок, так и на их серию, в зависимости от того, сколько времени отводится на изучение поставленной проблемы.
В цель входят объект, предмет и действие цели.
Объект – это сам обучающийся, имеющий особые характеристики, начиная с возрастных. Он имеет свою позицию в классе, свой уровень умственного развития, мотивацию учения и т.д.
Предметом цели становится то, что мы хотим преобразовать в ходе урока, что изменить, какого результата достичь.
Действие цели показывает меру преобразования предмета по отношению к данному объекту.
Например, в цели – формировать наблюдательность обучающихся за естественными явлениями  природы – объектом являются обучающиеся определенного класса, предметом - наблюдательность за естественными явлениями  природы, действие цели – формирование. Формирование процесс длительный, поэтапный, состоящий из более простых действий: составление плана наблюдений, выбор объекта наблюдения, выбор времени наблюдения и т.д.
Важно одно – выделяемые задачи в сумме своей должны соответствовать цели, решение каждой из них должно быть вкладом в её достижение.
Для четкого выражения целей лучше использовать глагольные формы которые «показывают» завершенность действия обучающегося.
Сформировать
Научить
Ознакомить
Объяснить
Развить
Убедить
Оказать влияние
Раскрыть
Рассмотреть
Представить
Показать
Продемонстрировать
                   Требования к постановке целей урока.
Реалистичность целей урока с точки зрения:
Достаточности времени для их достижения;
Их соответствия способностям и подготовленности учащихся;
Их соответствия возможностям учителя.
Обоснованность целей урока с точки зрения:
Необходимости подготовки обучающихся к усвоению материала на ближайших занятиях;
Достижения последующих (конечных) результатов обучения.
Конкретность постановки целей (формулировка должна дать ясное представление о результатах).
Если цели урока были поставлены учителем верно, то следует определить степень их достижения. Для этого реальные результаты урока  сопоставляются с идеальными, которые в данном случае совпадают с запланированными.
Целесообразно использовать следующий  алгоритм постановки целей:
Определение исходного уровня подготовки обучающихся (того, что они знают).
Выявление содержания знаний, недостающих для усвоения последующего учебного материала (того, что не знают обучающиеся).
Оценка возможностей школьников и собственных возможностей учителя.
Определение того содержания знаний, которое может быть усвоено обучающимися  за урок.
Формулирование целей урока и учебных задач, то есть того, чему обучающиеся могут научиться в ходе занятия.  
             Способы постановки целей:
Через содержание
*** «дать понятие»; «дать определение»
Через действия педагога
      *** «научить»; «провести опрос»
Через действия воспитанника, через результат деятельности.
Далее, согласно принятой методике, цель разбивается на задачи как её составные части – подцели, постепенно достигаемые участниками урока в ходе смены видов деятельности.
Так, есть свои задачи у организационного момента, у актуализации ранее изученных знаний и т.д.
Задачи урока делят на три категории: обучения, развития и воспитания обучающихся.
Задачи обучения - освоение конкретного предметного материала, т.е. непосредственного формирования знаний и умений.
Задачи развития, например, могли бы состоять в формировании интеллектуальных умений анализа, синтеза, моделирования и др.
Задачи воспитания – предусматривать использование познавательного процесса для укрепления личностных качеств: воли, усидчивости, терпения, аккуратности, ответственности и т.п.
Образовательные задачи.
К числу образовательных задач обучения относится формирование у учащихся основ разносторонних общественных, гуманитарных, естественно-математических, трудовых, технических и др. знаний; выработка умений, специальных для каждого учебного предмета.
Проконтролировать степень усвоения следующих основных умений и навыков, изученных и сформированных на предыдущих  уроках…
Обеспечить усвоение следующих основных задач…
Сформировать (продолжить формирование, закрепить) следующие специальные умения и навыки по данному учебному материалу…
Сформировать (продолжить формирование, закрепить) следующие общие учебные умения и навыки на материале этого урока…
Воспитательные задачи.
Воспитательные задачи – целенаправленное формирование позитивных качеств личности, мировоззрения, нравственных убеждений и эстетической культуры. Успешное решение воспитательных задач всемерно способствует реальной социально-трудовой адаптации учащихся.
К воспитательным задачам обучения относится взаимосвязанное между собой нравственное, трудовое, этическое, эстетическое, физическое, санитарно-гигиеническое, правовое, экологическое воспитание школьников.
Учитель определяет конкретные воспитательные задачи. Например, воспитание настойчивости и терпения, если на уроке предлагается выполнить ряд упражнений; воспитание чувства коллективизма и ответственности за себя и других – на уроках производственного труда, требующих совместной деятельности, и т.д.
В свою очередь, воспитательные задачи урока оказывают существенное влияние на организацию и методы учебной работы. Например, воспитание самостоятельности и познавательной активности как качеств личности требует большевнимания уделять упражнениям и различным видам самостоятельной работы.
Воспитательная задача может быть ориентирована на решение проблемы – воспитание мотивации к учению,любознательности и т.д.
В целях решения трудового воспитания…
Осуществлять нравственное воспитание, обеспечить в ходе урока изучение следующих вопросов: патриотизм, гуманизм, этические нормы поведения…
Формирование экологического воспитания…          
Развивающие задачи.
 •         развитие мышления, необходимого образованному человеку для полноценного функционирования в современном обществе;
•         развитие элементов творческой деятельности как качеств мышления – интуиции, пространственного воображения, смекалки и т.д.;
•         развитие мировоззрения;
•         развитие навыков устной и письменной речи;
•         развитие «умений учиться»: использовать знания, умения  и навыки в учебной деятельности;
•         развитие памяти;
•         развитие критического мышления, навыков групповой самоорганизации, умения вести диалог;
•         развитие эстетических представлений и художественного вкуса учащихся;
•         развитие логического мышления (на основе усвоения учащимися причинно-следственных связей,  сравнительного анализа), способности четко формулировать свои мысли.
Говорят, что дети - это цветы жизни. Вы помогаете этим цветам расцветать яркими красками, высвобождаете их потенциал, воспитываете из них Людей с большой буквы. Так пусть Ваше добро и теплота возвращаются Вам сторицей!