Статья: Постановка целей и задач — основной компонент целостности системы урока

Постановка целей и задач основной компонент целостности системы урока.


Каждый этап, каждая минута урока должны быть подчинены продвижению к тому результату, который запланирован в основной цели. Решение проблемы целеполагания начинается с умения учителя определить цель конкретного урока. В реальности педагог идет прежде всего от содержания учебного материала и затем уже намечает цель урока. Именно цель урока будет определять фор мы, способы и характер деятельности учи теля и учащихся. Правильно поставленная цель объединяет содержание, средства и методы в единый процесс, обеспечивает учителю оптимальный выбор способов и форм ее достижения и диагностики. Однако даже грамотно сформулированная педагогом цель урока не имеет смысла, пока она не стала целью ученика. Школьник должен понимать значимость достижения цели, видеть, где он может использовать знания и умения, полученные на уроке. Цели объясняют ученику, что он изучает, зачем он работает. Учитель, организуя учебную деятельность учащихся, должен учитывать три компонента «знаю», «хочу» и «буду» в принятии и достижении цели. Для этого необходимо владеть приемами перевода сформулированной учителем цели в цель для ученика, приемами привлечения учащихся к определению задач по ее достижению, способами организации личностного целеполагания как его высшего проявления. Что же такое цель в обучении? Цель предвосхищаемый результат образовательный продукт, который должен быть создан за определенный промежуток времени и который можно продиагностировать, т.е. цель должна быть проверяема (А.В. Хуторской). Охарактеризовать цель значит ответить на вопросы: что именно должно быть достигнуто в результате, на что следует направить активность? Что такое задачи? Задача это то, что нужно сделать, что бы достичь цели. Другими словами, это средство для достижения цели. Чтобы ее охарактеризовать, надо ответить на вопрос: «Как будет достигаться цель?» Учебная задача не просто задание, которое выполняет ученик на уроке или дома, это овладение обобщенными способами действий, задача, которая ставится перед учащимися в форме проблемы. Учебная задача отличается от конкретно практической задачи тем, что целью второй является получение результата ответа, а целью первой является овладение учеником общим способом решения всех задач данного вида. Учебная задача наиболее общая система действий, позволяющих достичь результата. Она «прикреплена» к познавательной деятельности ученика. Осуществляя учебную деятельность, школьники выполняют определенные учебные действия. В.В. Давыдов представляет их в логике решения учебной задачи: принятие от учителя или самостоятельная постановка учебных задач; преобразование условий задачи (поиск, обнаружение и выделение); моделирование выделенного отношения в предметной, графической или буквенной форме; преобразование модели для изучения свойств объекта; построение системы частных задач, решаемых общим способом; контроль за выполнением предыдущих действий; оценка усвоения общего способа как результата решения данной учебной задачи. Заключенная в задачи идея приобретает конкретную форму в виде присвоенного знания, понятия, умения, навыка, способа деятельности. Характер учебно-познавательных задач многообразен, но структура учебно-познавательной деятельности едина и включает следующие элементы: осознание и принятие школьником учебно-познавательной задачи; построение плана ее решения; практическое разрешение задачи; контроль за решением задачи; оценка результата в соответствии с эталоном; постановка задач дальнейшего совершенствования приобретения знаний, умений, навыков. Выпадение любого из этих компонентов делает учебно-познавательную деятельность неполноценной, а без этого невозможно сформировать и учебные умения. Учебные умения структуры учебной деятельности входят в состав различных групп общеучебных умений. Что такое целеполагание? Целеполагание в обучении это установление учениками и учителем целей и задач обучения на определенных его этапах. Организация целеполагания на уроке совокупность действий по определению, осознанию и конкретизации целей и задач урока. Цель урока должна формулироваться с опорой на деятельность учащихся и планируемые результаты обучения. Для формулирования обучающей цели урока можно предложить такие словесные конструкции: планируется, что к окончанию урока ученики будут владеть следующими умениями...; планируется, что к окончанию урока ученики смогут выполнить следующий тематический тест (приводится содержание теста или ссылка на него); планируется овладение учениками умениями различать... находить... характеризовать... решать... и т.д. Как сформулировать цели и задачи личностного развития, которые должны отражать развивающий и воспитывающий аспекты обучения? Их определение возможно только по отношению к процессу и должно выражаться в деятельной форме. Целесообразно начинать формулировку со слов: содействовать (развитию, формированию...); способствовать (развитию, формированию...), создать условия для (развития, воспитания, привития...) Затем называется конкретное умение или качество личности, для формирования которого учитель создает условия. Потом определяются средства для развития, воспитания названных умений, качеств: посредством, с помощью и т.п. организации ситуации, игры, диалога, деятельности и т.п.) использования приемов, форм организации урока. Поставить перед школьником учебную задачу значит ввести его в ситуацию, требующую ориентации на общий способ ее решения во всех возможных частных и конкретных вариантах. Например: обучая школьников выделять окончание в конкретных словах, учитель показывает им общий способ выделения окончаний в любых словах. Учебная задача ключевое понятие теории учебной деятельности. Теория учения может называться деятельностной только в том случае, если она опирается на понятия действие и задача. Учебная задача это задача, с помощью которой ученики выделяют всеобщее основание решения целого класса задач. Первоначально задачи, предлагаемые учащимся, являются учебно-практическими. Их решение преследует несколько целей: опираясь на имеющиеся в личном опыте школьника способы действий с объектами, научить его выделять, объективировать предмет изучения, т.е. преобразовывать практическую задачу в учебную (на математике, например, подбор подходящей, «такой же» дощечки, фигуры и т.д. приводит к выделению признаков объектов, овладению понятием величина); научить ученика действовать в рамках определенного предмета, анализировать, контролировать свои действия; обеспечить его средствами решения учебно-практических задач; вовлечь в коллективнораспределенную деятельность. Обязательное условие, обеспечивающее принятие задачи, насыщенность урока предметными действиями каждого ученика. Часто в целях экономии времени действия школьников заменяются демонстрацией образца учителем. Но в этом случае ситуация не становится задачей для большинства учащихся, которым остается только запомнить вывод, сделанный учителем или другими учениками. Учителю на этапе постановки учебной задачи необходимо обеспечить следующие условия: 1. Создать ситуацию, в которой ученик обнаружит собственное суждение об обсуждаемом предмете: существование других точек зрения; недостаточность своего знания для решения возникшей задачи. Важно, чтобы понятийное противоречие было представлено в столкновении разных точек зрения в дискуссии. Только в этом случае задача найдет эмоциональный отклик у каждого школьника, что обеспечит ее принятие. 2. Обеспечить учащихся инструментом, позволяющим удержать, зафиксировать суть возникшей проблемы. Таким инструментом являются схемы, модели, детские рисунки, т.е. знаково-символические средства. Схемы, модели, рисунки, возникшие в результате поиска, являются летописью становления человека, умеющего учиться. 3. Обеспечить переход от отношения «спрашивающий учитель отвечающий ученик» к отношению «спрашивающий ученик учитель, помогающий ему сформулировать свой вопрос и найти ответ». Приведем примеры постановки учебной задачи к имеющейся теме урока. IV класс. Тема: «Спряжение глаголов». Что общего в словах: стро..шь, черне..шь, светле..шь, кле..шь? (Глаголы 2го лица ед. ч., с безударным гласным в окончании.) Попробуйте определить, какие гласные пропущены. После вариантов ответов учащихся записываются окончания глаголов. Какой вопрос вы сформулировали? Учебная задача: «Почему в окончаниях одних глаголов 2го лица ед. ч. пишется гласная - е, а в других и?» IV класс. Тема: «Три склонения имен существительных». Прочитайте предложение и найдите однородные члены. Определите их падеж и род. Старая женщина волновалась о подруг.. и дочер.. Что можем сказать об окончаниях? Ученики дают несколько вариантов. После этого учитель записывает окончания существительных. Что заметили? (Окончания разные.) Какой вопрос возникает? (Почему у существительных одного рода в одном падеже разные окончания?) Учебная задача: «От чего зависит правописание безударных окончаний имен существительных?» II класс. Окружающий мир. Тема: «Птицы». Выберите из предложенной группы живых существ - птиц. На экране представлены изображения разных животных. Как выбирали птиц, по каким признакам? (Есть крылья, летают.) Разве все птицы летают? А страус, дрофа, пингвин? Возникает противоречие. Поставьте задачу. Учебная задача: «Выявить отличительные признаки птиц». Уроки постановки и решения учебной задачи организовать довольно сложно: учителю необходимо продумывать каждый шаг, каждый вопрос, каждое задание, чтобы учебная задача стала «собственной» задачей для учащихся, чтобы они понимали значимость этой задачи и необходимость ее решения.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: Пос. для учителя. М., 2013. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. М., 2012. Давыдов В.В. Младший школьный возраст как особый период в жизни ребенка. Содержание и структура учебной деятельности: Возрастная педагогическая психология: Хрестоматия по психологии: Учеб. пос. / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. М., 2012. Мельникова Е.Л. Типология и методические схемы проблемно-диалогических уроков в начальной, основной и старшей школе // Образовательная система «Школа 2100». Опыт решения проблемы непрерывности и преемственности образования: Сб. матер. М.: Баласс, 2009. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. М., 2013
15