Доклад «Средства и методы формирования здорового образа жизни. Методика проведения коллективных спортивно-творческих мероприятий»


ГАУДПО Липецкой области
"Институт развития образования"
Кафедра специальной педагогики и социальной работы
ДОКЛАД
на курсах повышения квалификации учителей физической культуры ОО Липецкой области
Из опыта работы учителя физической культуры
МАОУ лицей № 44 г. Липецка
Павленко Светлана Дмитриевна
«Средства и методы формирования здорового образа жизни. Методика проведения коллективных спортивно-творческих мероприятий»
Июнь, 2015 г.
г. Липецк
«Чтобы сделать ребенка умным
и рассудительным – сделайте
его крепким и здоровым»
Жан Жак Руссо
Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. Мы обязаны помочь ребенку осознать, что нет ничего прекраснее здоровья. Ребенок, как правило, не знает, как вести здоровый образ жизни. Этому его надо учить. Обучение здоровому образу жизни – целенаправленный, систематический и организованный процесс. Именно такая организация обучения способствует формированию представлений о здоровьесбережении и научит детей отличать здоровый образ жизни от нездорового, поможет в дальнейшем беречь свое здоровье и здоровье окружающих. Формирование здорового образа жизни включает в себя три основные цели: 1. Обеспечение физического и психического здоровья подрастающего поколения; 2. Вооружение школьников необходимыми знаниями в области охраны здоровья, привитие умений, навыков и привычек, позволяющих предотвращать детский травматизм, способствующих сохранению здоровья, трудоспособности и долголетия; 3.Вооружение учащихся знаниями физиологических основ процессов жизнедеятельности человека, правил личной гигиены, профилактики соматических заболеваний, а также знаниями о вредном воздействии на организм психотропных веществ.
Ответственность за достижение этих целей формирования здорового образа жизни возлагается, главным образом, на школу, а ведущая роль принадлежит уроку физической культуры.
Урок физической культуры как средство формирования у учащихся потребности в здоровом образе жизни.
Урок - основная форма физической деятельности в школе. Каждый урок должен иметь ясную целевую направленность, конкретные и четкие педагогические задачи, при решении которых целесообразно использовать современные образовательные технологии или их элементы.
При подготовке и проведении урока я использую дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся с учетом состояния здоровья, двигательной подготовленности. Оценка успеваемости складывается главным образом из качественных критериев оценки уровня достижений каждого учащегося.
Использую на уроках элементы модульной технологии, которая способствует формированию рефлексивных умений, что необходимо для положительной мотивации к здоровому образу жизни.
На каждом уроке в начальной школе провожу беседы с учащимися «Витаминки Здоровья» о факторах здорового образа жизни: о безопасности жизнедеятельности, о приемах закаливания, о способах самоконтроля, о двигательной активности младших школьников, о режиме дня, о правильном питании, об отказе от вредных привычек. На каждом уроке дети выполняют упражнения по профилактике нарушений осанки и плоскостопия. С учащимися 5-7 классов традиционным в лицее стало проведение «Уроков Здоровья», на которых проводим анкетирование, викторины на темы ЗОЖ, интеллектуальные спортивные, творческие, конкурсы. Со старшеклассниками проводим тестирование физической подготовленности и теоретических знаний в области физической культуры и спорта, знаний, умений, навыков и привычек, способствующих сохранению и укреплению здоровья. Учащиеся, отнесённые по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, активно включаются в проектную и исследовательскую деятельность.
Внеурочная деятельность по физической культуре - как средство формирования у учащихся потребности в здоровом образе жизни.
Популярной формой по формированию здорового образа жизни является проведение коллективных спортивно-творческих мероприятий: «Ура! Ура! Здоровье, спорт, игра!», «Движение – жизнь», Фестиваль семей, «Мисс Олимпия», «Бой кораблей», «Универсальный солдат», КВН «За здоровый образ жизни», соревнования и турниры по различным видам спорта, работа школьной секции по баскетболу, проведение единых классных часов по формированию ЗОЖ, общешкольных Дней Здоровья, Месячника Здоровья. Спортивно-оздоровительная работа в лицее ведётся на высоком уровне, спортсмены лицея становятся победителями и призёрами на городских и областных соревнованиях. Сборная команда лицея в этом учебном году заняла 1 место в Спартакиаде общеобразовательных учреждений города. В 2014 году команда 8 Д класса стала победительницей Всероссийского этапа Всероссийских соревнований школьников «Президентские состязания», в 2015 году команда 7 Д класса стала призёром (7 место) Всероссийского этапа Всероссийских соревнований школьников «Президентские состязания» в г. Анапа.
В конце учебного года в лицее проводится «Бал Олимпийцев», где чествуют лучших учащихся, лучших спортсменов и их родителей. Родители и спортсмены обращаются к детям с напутствиями и добрыми пожеланиями, призывая ребят брать с них пример и вести активный и здоровый образ жизни, заниматься спортом.
Я убеждена, что работа по формированию здорового образа жизни с использованием потенциала физической культуры, дадут плоды только тогда, когда ими проникнутся все участники открытого образовательного пространства от руководства государства, школы до родителей и каждого ученика.
Хочу поделиться с учителями физической культуры одним из методов работы по формированию здорового образа жизни у учащихся - это проведение спортивного КВНа «За здоровый образ жизни».
Успехов Вам в работе, крепкого здоровья!
Сценарий
спортивного КВНа «За здоровый образ жизни».
МАОУ лицей № 44 г. Липецк 6 ноября 2013 г.
Цели: Овладение учащимися знаниями и навыками оздоровления и укрепления организма средствами физической культуры.
Задачи:
1. Пропаганда здорового образа жизни.
2. Привлечение детей к занятиям физической культурой и спортом.
3. Развитие логического мышления, сообразительности, быстроты, ловкости.
4. Воспитание культуры общения со сверстниками в условиях соревновательной деятельности.
Участники: учащиеся 6 «Б», 6 «В», 6 «Г», 6 «Д», 6 «Е» классов.
Дата проведения: 6 ноября 2013 г.
Место проведения: актовый зал лицея № 44

Оборудование: кроссворд, списки продуктов питания, карточки со словами пословиц, воздушные шарики, фишки, книги, фломастеры, карточки с названиями видов спорта.Ход мероприятия: До начала конкурса в зале звучат спортивные песни. Подготовлены места для болельщиков и зрителей, столы и стулья для команд, спортивная арена, сцена. Зал украшен плакатами о здоровом образе жизни.
Ведущий: Здравствуйте, дорогие  друзья и уважаемые гости! Я  говорю  вам  «здравствуйте», а  это  значит, что  я  всем  желаю  здоровья! Здоровье  для  человека - самая  главная  ценность. Здоровье - это  не  просто  отсутствие  болезней,  это  состояние  физического, психического  и  социального  благополучия. Скажите, ребята, от  чего  зависит  здоровье?  (ответы  детей). Главные  факторы  здоровья  - это  движение, закаливание, правильное  питание, режим, хорошее настроение, отказ от вредных привычек. А  что  ухудшает  здоровье  человека? (ответы  детей: употребление алкоголя, курение, наркомания). Вот  обо  всём  этом  мы  и  поговорим   более  подробно. Но  разговор  наш  будет  необычным. Сегодня  мы с вами проведем игру «За здоровый образ жизни». Сегодня в нашей игре принимают участие 5 команд: 6 «Б», 6 «В», 6 «Г», 6 «Д», 6 «Е» классов. Давайте с ними познакомимся. И так начинаем!
1-ый конкурс: «Визитная карточка»
Каждая команда выходит на сцену и представляет свои: название, девиз, эмблему.
После выступления команда занимает своё место в зале.

Ведущий: С командами мы познакомились, а сейчас я хочу представить жюри нашего конкурса весёлых и находчивых, быстрых и ловких, дружных и спортивных:

2-ой конкурс «Разминка»
Ведущий: Команды, внимание! Вам  необходимо закончить  пословицы, услышав начало.
1. В здоровом теле - ……………….(здоровый дух).
     2. Спорт  сочетаешь  с  делом  –  здоров……..(душой  и телом).
     3. Морковь прибавляет ………..(кровь).
     4. Жизнь  дана  на…………(добрые  дела).
     5. Здоровье в порядке - …………..(спасибо зарядке).
3-ий конкурс: «Правильная осанка»
Задание: Участники команды выстраиваются за линией старта в колонну, у первого игрока на голове лежит книга. По сигналу судьи первые игроки двигаются до указанной отметки, возвращаются назад и передают книгу следующему игроку, и т.д. Побеждает команда, которая ни разу не уронит книгу с головы.
Судьи при участниках считают: сколько раз у команды книга падала с головы, соответственно этим результатам распределяются занятые места.
4-ой конкурс: Домашнее задание «Спортивная реклама».
Задание: Каждая команда рекламирует здоровый образ жизни (можно использовать показательные выступления по видам спорта, стихи, песни, плакаты, презентации и др.).


5-ый конкурс: «Правильный выбор» (продуктов питания).
Задание: Из списка представленных продуктов питания нужно выбрать полезные для здоровья.
Карточки с названиями продуктов питания: газированные напитки, молоко, кефир, торт, овощи, рыба, фрукты, творог, чипсы, гамбургер, крупы, мясо, конфеты, пирожные, ягоды, сыр.
6-ой конкурс: «В здоровом теле – здоровый дух».
Задание: Пробежать указанную дистанцию, дуть на шарик, чтобы он не коснулся пола.
В эстафете участвуют два игрока от каждой команды: один двигается вперёд, другой обратно.
7-ой конкурс: «Спортивный «кросс».
Задание: Отгадывание спортивного кроссворда.
По горизонтали:
1. Хочешь быть здоровым, сильным, молодым, красивым,
стильным, с атлетической фигурой? Занимайся ...        
4. Хочешь ты побить рекорд? Так тебе поможет…
5. Вот серебряный лужок, не видать барашка,
Не мычит на нём бычок, не цветёт ромашка.
Наш лужок зимой хорош, а весною не пройдёшь!
9. Загадка эта нелегка: пишусь всегда через два К.
И мяч, и шайбу клюшкой бей, а называюсь я……..
11. Всё лето стояли, зимы ожидали.
Дождались поры – помчались с горы.
13. Крепко натянута сетка, рядом стоит вратарь.
Что же это за место, куда направлен удар?
15. За полем, он следит всегда, была, чтоб честная игра.        
По вертикали:
1. Что же это за игра? Побежала детвора, мяч гоняют, кто быстрей, забивают, кто ловчей.
2. Просыпаюсь утром рано вместе с солнышком румяным, заправляю сам кроватку, быстро делаю…        
3. Две новые кленовые подошвы двухметровые, на них поставил две ноги и по большим снегам беги!        
4. Когда весна берёт своё, и ручейки бегут звеня, я прыгаю через неё, а она через меня.
6. Чтоб большим спортсменом стать, нужно очень много знать, и поможет здесь сноровка и, конечно,…
7. Этот конь не ест овса, вместо ног – 2 колеса. Сядь верхом и мчись на нём, только крепче правь рулём
8. Мчусь, как пуля, я вперёд, лишь поскрипывает лёд, да мелькают огоньки! Кто несёт меня?
10. Не по правилам играет даже пусть один игрок, чтоб его судья поправил, нужно посвистеть в …        
12. Если выиграл ты матч и забросил в сетку мяч, если выше всех прыжок, что получишь ты, дружок?
14. Кинешь в речку – не тонет, бьёшь о стенку – не стонет, будешь оземь кидать, станет кверху летать.
HYPERLINK "http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/kvn-zdorovyy-obraz-zhizni" HYPERLINK "http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/kvn-zdorovyy-obraz-zhizni" Ответы:
По горизонтали: 1 Физкультура. 4 Спорт. 5 Каток. 9 Хоккей. 11 Санки.
13 Ворота. 15 Судья.
По вертикали: 1 Футбол. 2 Зарядка. 3 Лыжи. 4 Скакалка. 6 Тренировка.
7 Велосипед. 8 Коньки. 10 Свисток. 12 Приз. 14 Мяч.
Пока команды выполняют задание, зрители смотрят выступление юных гимнасток.
8-ой конкурс: «Спорт, спорт, спорт».

Конкурс с участием зрителей. Команда выбирает карточку с названием вида спорта. Показывает (имитирует) доставшийся ей вид спорта. Зрители должны угадать этот вид спорта. Команда получает очко, если зрители угадали.
Карточки с названием вида спорта: гимнастика, плавание, теннис, бокс, баскетбол, волейбол и т.д. 9-ый конкурс: «Пословица недаром молвится!»
Участникам выдаются карточки со словами из различных пословиц о здоровье. Команда складывает эти слова в пословицу и объясняет её смысл.
Пословицы:
1.Береги платье снову, а здоровье – смолоду.
2.Кто ходит больше, тот живёт дольше.
3.Ешь правильно – и лекарство не надобно.
4.Зелень на столе – здоровье на 100 лет.
5.Лекарств тысяча, а здоровье одно.
10-ый конкурс: «Физкультминутка».

Задание:
По одному участнику от каждой команды проводят со своей командой (со всем классом) физкультминутку под музыку.
Оценивается содержание физкультминутки, чувство ритма, дружное выполнение упражнений командой (классом).

Подведение итогов.
Пока жюри подсчитывает баллы и готовится к награждению команд, зрители смотрят выступление юных дзюдоистов.
Награждение команд грамотами и призами.

Команда-победительница 6 Г класса получила в подарок корзину с фруктами.
Спортивный кроссворд
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Протокол
конкурса КВН «За здоровый образ жизни»
«__» _________ 20__ г.
Конкурсы 6 «Б» 6 «В» 6 «Г» 6 «Д» 6 «Е»
1. Визитная карточка
2. Правильная осанка
3. Спортивная реклама
4. Правильный выбор
(продукты питания)
5. В здоровом теле – здоровый дух
6. Спортивный кросс (кроссворд)
7. Спорт, спорт, спорт
8. Собери пословицу
9. Физкультминутка
Б а л л ы:
М е с т о:
HYPERLINK "http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/kvn-zdorovyy-obraz-zhizni" В творческих и интеллектуальных конкурсах начисляются баллы (по пятибалльной системе). В спортивных эстафетах за 1 место – 5 баллов, за 2 место – 4 балла, за 3 место – 3 балла, за 4 место – 2 балла, за 5 место – 1 балл.
Гл. судья_________С.Д. Павленко Гл. секретарь________А. Копылова