Сценарий экскурсии в школьную библиотеку.Внеурочное занятие В мире книг















Внеурочное занятие «В мире книг»














Учитель: Жиленкова Ю.В.

Сценарий экскурсии в школьную библиотеку.
Цели: познакомить детей с библиотекой, дать понятия библиотека, абонемент, «читальный зал», записать  первоклассников в библиотеку.
Задачи: объяснить правила обращения с книгой, правила поведения в
библиотеке, развитие интереса к книге и чтению, воспитание культуры чтения.
Здравствуйте, первоклассники! Вы еще не закончили изучать азбуку, но уже научились читать и сегодня все вы станете читателями нашей школьной библиотеки.
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста! Прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, прочитай еще страницу!»
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И прочитать.

- Экскурсия начинается с вопроса: что такое библиотека? (Дом, где живут книги).
Снаружи смотришь-
Дом как дом,
Но нет жильцов обычных в нем.
В нем книги интересные
Стоят рядами тесными.
На длинных полках
Вдоль стены
Вместились сказки старины,
И Черномор,
И царь Гвидон,
И добрый дед Мазай
Как называют этот дом?
Попробуй, угадай! (Библиотека)

- Библиотекарь – хозяин этого дома.
меня зовут -  Наталья Васильевна.

- Зачем людям нужна библиотека?
Кто на все вопросы мне ответит?
Кто расскажет про дела вокруг?
Да, такой волшебник есть на свете:
Книга – лучший спутник мой и друг.

- Как стать читателем библиотеки?

- Отделы библиотеки:

Абонемент.
Помещение, где выдаются книги на дом, называется абонементом. Сюда вы можете прийти и записаться в библиотеку. Книги на абонементе выбирают с полок открытого доступа. Книги расставлены по темам или по алфавиту.
Какие книги «живут» в библиотеке?
Серьезные, учебные,
Веселые, волшебные,
Короткие и длинные,
Новые, старинные,
Про море и про лес,
С картинками и без.
-Познакомить с книгами, разложенными по тематике, рассказать о расстановке книг.
Читальный зал.
Это помещение, где книги на дом не выдаются. Почему? Потому что есть такие книги, которые могут понадобиться читателям в любой день. Это справочники, словари, энциклопедии и другие книги, которыми часто пользуются читатели. Этими книгами можно пользоваться только в помещении библиотеки, поэтому в читальном зале есть столы для работы.
В читальном зале тишина
Нам особенно нужна.
Уходите разговоры, -
В вестибюли, в коридоры!
Не мешайте нам читать, -
Фантазировать, мечтать.

- Кому принадлежат книги в библиотеке, как можно пользоваться библиотечными книгами? (Можно взять книги на определенный срок).

Правила обращения с книгой:
1.Книга не должна мокнуть – от этого коробятся страницы, разбухает и расслаивается переплет. Идешь в библиотеку – положи книгу в пакет, который защитит ее от дождя и снега.
2.Не читай во время еды. Если класть книгу рядом с тарелкой, на страницах появятся жирные пятна, которые невозможно очистить.
3.Прежде чем начать читать книгу, оберни ее бумагой или надень обложку.
4.Книга боится рассыпаться на отдельные листочки. Не бросай раскрытую книгу вверх переплетом, не загибай страниц. Пользуйся закладкой.
5.Если хочешь нарисовать что-то или записать, когда прочитал книгу, сделай это в альбоме или специальной тетради.
6.Не разбрасывай книги – ты можешь их потерять, их может погрызть собака, разорвет страницы котенок.
Будем с книгою дружить.
В библиотеке для ребят
На полках книги в ряд стоят.
Бери, читай и много знай,
Но книгу ты не обижай!
Она откроет мир большой,
А если сделаешь больной
Ты книжку навсегда
Страницы замолчат тогда.
Но есть, ребята в нашей школе
Ох, этот пятиклассник Толя, -
Страницу вырвал он, и вот
Уже летает самолет.

И симпатичная Лариса
Из книги рвет страницу,
Чтоб завернуть свой пирожок:
Что ж ты наделала, дружок.
Рисует Ваня неустанно –
Художником, наверно, станет.
Вот краски у него, как птицы,
Расселись вдруг по всей странице.
Картинка приглянулась Юле –
Умело ножницы стригнули,
И пусть осталась половинка,
Зато у Юли есть картинка.
Тут собрались больные книжки:
- Что делать с девочкой, с мальчишкой?
Решили твердо – наказать!
Им больше книжек не давать!
Так появились двойки в школе,
И скука дома. Мальчик Толя,
Ванятка, Юленька с Ларисой
Вернули книгам все страницы.
Как видно, поняли ребятки,
Что поступили очень гадко,
И хором говорят: «Простите!»
- Вы этого не повторите?
-         Нет, будем книгой дорожить
И с книгою всегда дружить!
Показать книги в разной степени сохранности.
- Почему так произошло?
- Как можно отремонтировать книгу? Сделать закладку?

Загадки:
Говорить не говорит,
Слышать не слышит,
А все знает
И нам объясняет. (Книга)

У стены большой и важный –
Дом стоит многоэтажный,
Мы на нижнем этаже
Всех жильцов прочли уже! (Книжный шкаф)

Я всё знаю, всех учу,
Но сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться,
Надо грамоте учиться. (Книга)

Черные, кривые,
От рождения немые.
А как только встанут в ряд,
Сразу вдруг заговорят. (Буквы)


Говорит она беззвучно,
А понятно и нескучно.
Ты беседуй чаще с ней –
Станешь вчетверо умней. (Книга)

- Я загадала вам несколько загадок, и все они посвящены книге, чтению. Потому что книги имеют большое значение в жизни человека.
Я к вам обращаюсь, товарищи дети,
Полезнее книги нет вещи на свете,
Пусть книги друзьями приходят в дома:
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума.

Основные правила чтения:
- Читайте не спеша, чтобы понять и почувствовать смысл прочитанного.
- Книгу надо дочитывать до конца.
- Во время чтения книги рассматривайте рисунки.
- Если встретится непонятное слово, спросите у старших о его значении.
- Дома можно читать вслух, но нужно учиться читать и про себя.
 Наиболее удобно читать сидя за столом, ни в коем случае не лежа, это вредно для зрения, не следует читать во время еды, поздно вечером, при плохом освещении.
- Нужно делать перерывы в чтении, не надо стараться прочесть всю книгу сразу, лучше читать ее тогда, когда у вас будет время подумать о ее содержании.

- Записать детей в библиотеку. Выдать книги.
- Уточнить срок возврата книг.