Тренинг жизненных целей по психологии на тему Линия жизни

Тренинг жизненных целей
«Линия жизни»

Тренер – Чечерина Е.В.
Предмет: Психология.
Форма проведения – тренинговое занятие.
Тема: «Линия жизни».
Продолжительность – 2 урока (спаренные).
Педагогическая цель: стимулировать студентов к активной самостоятельной работе по самоанализу жизнедеятельности.
Сверх задача этой встречи: интеграция полученного опыта (в процессе последних 4 уроков) в собственную жизнь,
интеллектуальное и эмоциональное подведение итогов 4 уроков (1.Групповой портрет целеустремлённого человека, профессионала; 2. Линия жизни).
Задачи: формирование и развитие навыков перспективного видения, моделирования своего будущего через постановку жизненных целей, оценку возможностей, препятствий и ресурсов для достижения поставленных целей,
расширение взгляда на собственную жизнь, оценка временной перспективы жизни, осознание связанности личной жизни каждого с жизнями других людей,
актуализация потребности в самопознании и самоанализе.
Литература.
Тренинг жизненных навыков для подростков с трудностями социальной адаптации. Под ред. А.Ф. Шадуры, Санкт-Петербург, Речь, 2005, С.126
Степанова Г.В. Педагогические мастерские. Поиск. Практика. Творчество. – «Петербугская Новая школа», 2000, с.85

Материалы: ватман, маркеры, фломастеры, ручки, краски, кисточки, листы бумаги А3, А4.



Медленно читаю текст рубаи Омара Хайяма.
(Рубаи – это стихотворение, обычно афористичное, в котором рифмуются 1, 2, 4-я строчки, иногда все 4 строчки. Рубаи – величавое эпическое сказание о сложном и трудном, многострадальном и радостном пути человека).
От безбожия до Бога – мгновенье одно,
От нуля до итога – мгновенье одно.
Береги драгоценное это мгновенье.
Жизнь - ни мало, ни много – мгновенье одно.
Послушайте стихи ещё раз и выберите самое значимое для вас слово.

Перед вами текст. Определите тему (идею) четверостиший. Выберите и зачитайте одно.

Если б я властелином судьбы своей стал –
Я бы всю её заново перелистал.
И, безжалостно вычеркнув скорбные строки,
Головою от радости небо достал!
Плеч не горби, Хайям! Не удастся и впредь
Чёрной скорби душою твоей овладеть,
До могилы глаза твои с радостью будут
На ручей, на зелёную ниву глядеть.

Не оплакивай, смертный, вчерашних потерь,
Дней сегодняшних завтрашней меркой не мерь,
Ни былой, ни грядущей минуте не верь,
Верь минуте текущей – будь счастлив теперь!

Встаньте в круг. Поймайте слово, которое я подброшу. (ЖИЗНЕЛЮБИЕ).
Так назвал своё произведение О. Хайям.

Идея встречи: МУДРОСТЬ.
Мудрость приходит с опытом. Как правило, это происходит ближе к концу жизни. Юности свойственна порывистость и пылкость.
И всё же, чтобы состояться как личность, не потеряться в буре страстей и потоке новых впечатлений человеку необходимы некоторые навыки рефлексии собственной жизни. Мудрый человек умеет ставить перед собой жизненные цели, намечать путь движения вперёд, оценивать препятствия и находить ресурсы для их преодоления. Мудрец умеет видеть ценность и смысл в любой ситуации, извлекать уроки из личных переживаний и брать из своего опыта и опыта других людей лучшее для развития своей личности и достижения своих жизненных целей.

-Для чего мы живём?
-Как мы живём?
-Куда и зачем стремимся?
Волнуют ли вас эти вопросы? Задайте их себе.

Линия жизни.
Перед вами - чистый лист бумаги. Изобразите на этом листе траекторию вашей жизни.
Жизнь каждого человека начинается с момента появления его на свет. Поставьте на листе точку, которая будет символизировать этот момент.
Затем от этой точки проведите линию, которая будет вашей «линией жизни». Отмечайте на ней каждые пять лет, начиная с нуля. Обозначьте, где вы находитесь сейчас, и попробуйте заглянуть в будущее.

А теперь посмотрите на свои жизненные цели и попробуйте распределить их на «линии жизни» в соответствии с тем, когда хотелось бы достичь той или иной цели. Подумайте над тем, каким образом вы будете достигать этих целей, что можно сделать для этого уже сейчас? Какие препятствия могут вам встретиться, что может помешать в достижении ваших целей? Какие ресурсы у вас есть, что может помочь в достижении целей? Что можно взять из настоящего, прошлого и будущего для достижения целей? Чего сейчас вам не хватает для достижения целей, что нужно привлечь – получить как ресурс?
Время на работу – 20-30 минут.
(В процессе рисования «линии жизни» тренер ходит между участниками, отвечая на их вопросы, задавая собственные, чтобы стимулировать углубление процесса, напоминая о времени).

Индивидуальную работу закончили, объединитесь в МИГи, поделитесь своими жизненными целями с партнёрами, расскажите им о своём видении «линии жизни».
На основе «линий жизни» участников микро-группы создайте «линию жизни» каждого МИГа на ватмане (можно в виде таблицы - см примерный вариант).
Каждая микро-группа представляет свой вариант «линии жизни» остальным участникам.

На основе сведения «линий жизни» каждого МИГа в одну разрабатывается единая, общая «линия жизни» группы.

Закончим нашу встречу обсуждением рубаи О.Хайяма.

Книга жизни моей перелистана – жаль!
От весны, от веселья осталась печаль.
Юность – птица: не помню, когда прилетела
И когда унеслась, легкокрылая, вдаль.

У вас 30 секунд, о чём вы хотели бы спросить МУДРЕЦА?
(Каждый обдумывает и задаёт вопрос, на который затрудняется ответить сам).

Рефлексия.
- Выполняя упражнения, что вам удалось узнать о себе?
-Что вы думаете о жизненных целях?
-Как согласуются ваши цели с целями других?
-Какие не используемые пока ресурсы вы увидели в своей жизни?
-Работая над «линией жизни», как вы ощущали время?


Итоговая таблица «Линия жизни МИГа».

МИГ
«Жизненные цели» на разных возрастных этапах
Средства достижения целей
Препятствия на пути к целям
Ресурсы, необходимые для достижения целей
Примечание

1МИГ

2МИГ
.