Программа воспитательной работы по патриотическому воспитанию Я-гражданин России.


ПРОГРАММА
воспитательной работы по патриотическому  воспитанию школьников
«Я – Гражданин России»
2015-2016г

Паспорт программы «Я - Гражданин России»

Исполнители
Педагоги, учащиеся.

Цель программы
Развитие гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, готовность к  активному проявлению в различных сферах жизни общества.
Формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного города, края и страны.

Задачи программы
Развивать духовно-нравственную личность, разумно сочетающую личные интересы с общественными.
Воспитывать чувства долга, ответственности, готовности к защите Отечества, чувства любви и привязанности к семье, родному дому, своей Родине, традициям, обычаям своего народа.
Формировать необходимые материальные и правовые норм поведения в части государственных, трудовых, гражданских и семейных законов, осознания себя как части правового государства, способного к сотрудничеству с другими через изучение Конвенции о правах ребёнка.
Воспитывать гордость за героическое прошлое своей Родины и уважение к  культуре своей страны.

Сроки реализации
2015 – 2016 гг.

Ожидаемые результаты
Духовное и физическое совершенствование, осознание прав и обязанностей перед государством и обществом.
Формирование стойкой патриотической позиции.
Формирование целостной, научно-обоснованной картины мира, приобщение к общечеловеческим ценностям.
Общее развитие личности, усвоение норм человеческого общения, чувственное восприятие мира.
Воспитание уважения к труду, человеку труда.
Создание условий для уважительного отношения к правам ребенка.
Консолидация усилий субъектов воспитательной системы для развития и становления личности и индивидуальной помощи ребенку.
Повышение уровня социальной активности, гражданской ответственности, духовности подростков и молодёжи, повышение статуса участников мероприятий.
Формирование положительного имиджа школы через тиражирование инновационного опыта по гражданско-патриотическому воспитанию в районе.

Пояснительная записка

В настоящее время в российском обществе происходят события, связанные с изменениями всех сфер нашей жизни. Экономические преобразования, расслоение общества, коснувшееся каждой семьи, привели к смене мироощущений и ценностных ориентаций детей и подростков, усилилось их отчуждение от мира взрослых, негативное отношение к понятиям человеческого достоинства, гражданского долга, личной ответственности. Растущий дефицит гуманности, социальная напряженность, деформация семей отрицательно влияют на нравственное и физическое здоровье подрастающего поколения.
Появился новый тип войн – террористические войны, от которых страдают, прежде всего, мирные граждане, как правило, не подготовленные к экстремальным ситуациям.
Любая страна нуждается в наличии действенной системы патриотического воспитания. Его содержание должно соответствовать сложившейся в стране ситуации, а его системе надлежит быть гибкой и постоянно изменяющейся в свете современных требований.
Исследования ученых убедительно доказали, что воспитание тесно связано с воспитанием патриотизма. В связи с этим разработана программа образования детей и подростков, цель которой – социальное становление, патриотическое воспитание, формирование активной гражданской позиции подростков в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития, подготовка их к защите Отечества, обучение умению вести себя правильно в экстремальных ситуациях, уметь помочь себе и окружающим.
«Воспитание гражданина страны следует рассматривать как одно из главных средств национального возрождения. Функционально грамотный гражданин – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать своё человеческое право».
Разрабатывая эту программу, мы исходили из конкретных возможностей нашей школы. Проанализировали психологическую готовность к этой работе педагогов и учащихся, материальное и методическое обеспечение.
Понятие «гражданственность» предполагает освоение и реализацию ребёнком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству. Это вопросы не только философские, социальные, экономические, но и чисто педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Гражданственность включает в себя взаимоотношения на уровне «гражданин государство» и «человек общество». Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нём человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.
Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувств верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина. В статье Закона РФ “Об образовании” определены требования к воспитательной деятельности в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Среди важнейших названа задача патриотической направленности: “Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье”.
Сегодня патриотизм идентифицируется с такими личностными качествами, как любовь к большой и малой Родине, уважение семейных традиций, готовность выполнить конституционный долг перед Родиной.
На наш взгляд, именно эти качества личности утрачиваются в современном обществе, и понятие “патриотизм” становится каким-то безликим, далёким для понимания сегодняшними школьниками. А потому главная задача педагога – позаботиться о том, чтобы ребёнок не утратил чувство бескорыстной любви к матери, близким людям, любви к своему дому, заложенной в его душе с самого рождения.
Главное в программе системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно оптимально использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.

Цели и задачи программы
Цель:
Развитие у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, готовность к  активному проявлению в различных сферах жизни общества.
Формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного города, края и страны.
Задачи:
Развивать духовно-нравственную личность, разумно сочетающую личные интересы с общественными.
Воспитывать чувства долга, ответственности, готовности к защите Отечества, чувства любви и привязанности к семье, родному дому, своей Родине, традициям, обычаям своего народа.
Формировать необходимые материальные и правовые норм поведения в части государственных, трудовых, гражданских и семейных законов, осознания себя как части правового государства, способного к сотрудничеству с другими через изучение Конвенции о правах ребёнка.
Воспитывать гордость за героическое прошлое своей Родины и уважение к  культуре своей страны.

Основные принципы организации патриотического воспитания:

Принцип целостно-смыслового равенства.
У педагога и учащегося общая цель, интересная совместная деятельность, одинаковые взгляды на общечеловеческие ценности, позиции равенства. Ведущим в отношении взрослого и ребёнка является принцип: “хоть ты ещё и ребёнок, но такой же, человек, как и я; я уважаю тебя. Мы вместе делаем общее дело”.
Принцип непрерывности и системности воспитательного воздействия на всех ступенях непрерывного образования. Взаимосвязь процессов воспитания и обучения. Учёт закономерностей психофизиологического развития в каждом возрастном периоде, обеспечение личностно-ориентированного подхода к воспитанию детей и подростков.
Концептуальные принципы совместного образования (демократизация, гуманизация, регионализация).
Принципы организации и самоорганизации (активность учащегося, его мотивированность, готовность к сотрудничеству, способность к творчеству и коммуникативность).
Принцип развития – путь воспитательной системы по следующим ступеням: возникновение, становление, период зрелости и преобразование.

Контроль над  реализацией  Программы.

Для координации  и реализации деятельности всех структур школы, заинтересованных в реализации системы патриотического воспитания и образования создан координационный совет, который обсуждает промежуточные результаты работы по Программе, уточняет механизм ее реализации.
В состав  совета входят:
1.     Заместитель директора по воспитательной работе.
2.     Преподаватель-организатор ОБЖ
3.     Руководитель МО классных руководителей.
4.     Руководитель МО учителей гуманитарного цикла
5. Педагог-организатор
 
        
Оценка эффективности реализации Программы:

В результате реализации Программы ожидается:
обеспечение благоприятных условий для духовного и культурного роста подрастающего поколения;
создание условий для преемственности поколений;
конкретизация цели воспитательной работы;
содействие решению проблемы формирования духовно-патриотических ценностей у учащихся;
воспитание чувства верности конституционному и воинскому долгу;
создание системы работы педагогического коллектива по данной проблеме;
повышение интеллектуального, культурного, физического, нравственного развития учащихся;
поступление обучающихся в военные учебные заведения и учебные заведения МЧС;
Количественными результатами реализации Программы должны стать:
доведение числа систематически занимающихся патриотической работой школьников до уровня 100%;
создание элективных курсов и кружков патриотической направленности;
привлечение подростков групп «риска» к общественным мероприятиям патриотической направленности и, как следствие, снижение числа школьников, совершивших правонарушения;
повышение уровня воспитанности  и нравственности учащихся;
разработка исследовательско-поисковых работ обучающихся.

Выполнение программы приведёт к совершенствованию и развитию системы, обеспечивающей целенаправленное формирование у воспитанников нашей школы, повышению социальной активности, гражданственности и патриотизма, чувства гордости и верности своему Отечеству, малой Родине.

Организация программы

Программа составлена на основе принципов системности, научности, доступности, толерантности и рассчитана на пять лет.
Структура и организация данной программы строится с учётом различных возрастных категорий учащихся, в связи со специфическими особенностями и задачами   развития учащихся разного школьного возраста и учитывается степень подготовленности учащихся к жизни и деятельности в коллективе, их умения принимать решения и действовать самостоятельно.
I категория: учащиеся 1–4-x классов. Процесс формирования готовности к защите Отечества, воспитания любви и уважения к малой родине у младших школьников строится с учётом у них пока ещё ограниченного жизненного опыта, характера и объёма полученных знаний, общих задач обучения и воспитания. Эффективность его в этот период обусловливается, прежде всего, тесной связью с выполнением учебных, общеобразовательных задач.
Воспитательный эффект всех форм патриотического воспитания будет зависеть от того, насколько системно будут формироваться знания ребят о своей Родине, о людях, живущих рядом, их нравственное, эмоционально-волевое отношение к деятельности по защите близких.
Задача заключается в том, чтобы, опираясь на высокую эмоциональность, впечатлительность и восприимчивость, развить у младших школьников чувства восхищения близкими, одноклассниками, людьми, живущими в нашей стране:
заложить основные моральные ценности, нормы поведения;
гуманизировать отношения между учащимися, учителями и учащимися;
помочь школьникам приобрести опыт общения и сотрудничества;
мотивировать интерес к знаниям и самопознанию;
сформировать первые навыки творчества на основе положительной мотивации на учение;
воспитывать чувство верности своему Отечеству через внеклассные мероприятия.
II категория: учащиеся 5–8-х классов.
У подростков зарождается потребность анализировать и обобщать факты и явления действительности, вырабатывать собственные взгляды на окружающее, на нравственные требования и оценки. Наиболее значимым в формировании у подростков ценностных ориентиров  является участие школьников: в различных видах военно-патриотической деятельности, конкурсах, соревнованиях организуемых в школе.
Задачи:
продолжить формировать систему ценностей и установок поведения подростка;
заложить фундамент предпрофильной подготовки школьников, необходимой для продолжения образования на III ступени и выбора ими своего направления профессиональной подготовки с учетом собственных способностей и возможностей;
создать условия для самовыражения учащихся в различных видах познавательно-преобразовательной деятельности на учебных и внеучебных занятиях в школе и вне ее,
формировать личностные качества, необходимые для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учетом правовых норм, установленных российским законодательством
формировать способность противостоять негативному воздействию социальной среды
III категория: учащиеся 9–11-х классов.
Это период формирования научного мировоззрения, интеллектуального и физического развития человека, его профессионального самоопределения. Поэтому, школа должна подготовить учащихся к сознательному выбору профессии, в том числе и военной.
В учебно-воспитательном процессе следует не просто передавать учащимся знания о разных профессиях, о событиях в стране, о её историческом развитии, но и формировать у них ответственность за её будущее, прививать общественно ценный опыт  защиты своей Родины.
Задачи:
определить гражданскую позицию, социально-политическую ориентацию;
нравственное, духовное, физическое становление выпускников, полное раскрытие и развитие их способностей;
сформировать психологическую и интеллектуальную готовность их к профессиональному и личностному  самоопределению;
сформировать личностные качества, необходимые для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учетом правовых норм, установленных российским законодательством
обеспечить развитие теоретического мышления, высокий уровень общекультурного развития

Основные направления программы

Связь поколений.
Цель: осознание обучающимися как нравственной ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.
Задачи:
1. воспитывать гордость за свою Родину, народных героев.
2. сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения.
3.способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.
Формы:
тематические классные часы, беседы,
уроки мужества,
предметные недели,
встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами–интернационалистами,
конкурсы,
посещение музеев,
праздники, посвященные памятным датам
реализация классных и общешкольных проектов
работа школьного музея
Растим патриота и гражданина России.
Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.
Задачи:
1. Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека.
2. Развивать ученическое самоуправление.
3. Формировать культуру проявления гражданской позиции.
4. Формировать у учащихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России.
5. Знакомить с историей России, ее культурой, вероисповеданием, развитием промышленности;
6. Изучать культуру других национальностей, населяющих Россию;
7. Участвовать во Всероссийских конкурсах.
Формы:
тематические классные часы,
коллективные творческие дела,
фестивали народов России
конкурсы, викторины по правовой тематике,
праздник получения паспорта, дня Конституции,
устный журнал,
встречи с интересными людьми,
акции, диспуты
работа школьного музея
военно-спортивные игры
проектная деятельность
посещение театров и выставок других национальностей и народов;

Мой край родной.
Цель: воспитание у обучающихся любви к родному краю как к своей малой Родине.
Задачи:
1. Изучать историю родного края.
2. Воспитывать позицию «Я – гражданин России».
3. Формировать экологическое поведение.
Формы:
тематические классные часы,
предметные недели
встречи с интересными людьми
экологическое движение,
выпуск листовок, газет,
озеленение,
игры, марафоны, викторины,
экскурсии, выезды на природу,
посещение театров, музеев города и края
туристско-экскурсионная деятельность
проектная деятельность, исследовательская деятельность

Моя школа
Цель: создание позитивного имиджа школы
Задачи
1.Воспитывать любовь к школе как второму дому;
2. Воспитывать и развивать духовные ценности на примере судеб выпускников школы.
3. Создавать историю школы
4. Воспитывать чувство гордости за школу, в которой учишься
5. Пропагандировать профессию педагога
Формы
различные школьные мероприятия;
субботники, трудовые десанты, работа по благоустройству школы;
традиционные мероприятия школы
экскурсии в школьный музей
встречи с выпускниками

Мой город
Цель: приобщение учащихся к насущным заботам города, к его экологическим проблемам; воспитание гордости и любви к родному городу, уважение к его истории и жителям.
Задачи:
1.знакомить с историей города;
2.изучать военную и трудовую историю города;
3.знакомить с промышленностью, культурой города
4.работать по благоустройству города.
Формы
встречи с интересными людьми;
выставки и экскурсии;
классные часы;
субботники
проектная, исследовательская деятельность

Я и семья.
Цель: осознание обучающимися семьи как важнейшей жизненной ценности.
Задачи:
1. Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей.
2. Повышать педагогическую и психологическую компетенцию родителей.
3. Создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе.
4. Знакомство с профессиями родителей; пропагандировать профессиональные династии
5. Сохранять лучшие традиции семьи, пропагандировать опыт семейного воспитания
6. Привлекать к изучению родословной своей семьи
Формы:
беседы,
родительские собрания,
родительский лекторий,
индивидуальное консультирование,
совместные мероприятия, игры,
семейные праздники и часы общения.
анкетирование,
реализация проектов «Моя родословная», «Профессии моей семьи» и т.д










План мероприятий по реализации программы


Мероприятия
Сроки
Ответственные


Пополнение банка педагогической информации материалами по организации  и осуществлению патриотического воспитания школьников.
ежегодно
Завуч по ВР,
педагог–организатор
кл. руководители


Использование символов Российской Федерации и Красноярского края при проведении школьных мероприятий.
постоянно
Завуч по ВР,
педагог–организатор


Участие в постоянно действующих районных, городских краевых и российских конкурсах, реализующих программы патриотического воспитания школьников.
2015-2016г.
Завуч по ВР,
педагог–организатор, учителя–предметники,
кл. руководители


Проведение тематических линеек, классных часов по истории России, символике России и Красноярского края 
2015-2016г.
Завуч по ВР,
педагог–организатор


Участие в акции «Вахта памяти»:
Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла;
Классные мероприятия;
Общешкольная линейка, посвященная Дню Победы
Парад Победы
Почетный караул
Участие во Всероссийской молодежно-патриотической акции «Георгиевская ленточка» под девизом «Мы помним, мы гордимся»
2015-2016г.
Завуч по ВР,
педагог–организатор
преподаватель ОБЖ 
классные руководители


Линейка памяти жертв Беслана
Сентябрь ежегодно
Завуч по ВР,
Кл.руководители


Участие в районном туристическом слете, соревнованиях «Покров», «Патриот», по пулевой стрельбе
ежегодно
преподаватель ОБЖ 


Проведение двухмесячника по гражданско-патриотическому воспитанию
ежегодно
Завуч по ВР,
педагог–организатор


Участие в акциях «Обелиск», «Великие люди Великой Победы», «Память»
ежегодно
Завуч по ВР,
педагог–организатор


Участие в акциях по уборке и реставрации памятных мест на кладбищах и мемориалах района
Шефство над могилой Е.А.Крутовской
Осенне-весенний период
Завуч по ВР


Подготовка и проведение военно-спортивной игры «Зарница»
ежегодно
преподаватель ОБЖ 


Проведение сборов с юношами 10 классов
ежегодно
преподаватель ОБЖ 


Включение элементов военно-прикладных видов спорта и строевой подготовки в тематику занятий по физкультуре
ежегодно
преподаватель ОБЖ
учителя физкультуры 


Организация традиционных встреч:
с ветеранами,
с вдовами погибших на войне;
с воинами-интернационалистами;
с курсантами военных училищ;
с призывниками
выпускниками школы
интересными людьми культуры, спорта и труда
ежегодно
Завуч по ВР,
педагог–организатор
классные руководители


Проведение в школе конкурсов, выполнение рефератов, связанных с героическим прошлым России, важнейшими событиями в жизни народа.
ежегодно
учителя истории


Участие обучающихся и педагогов проектной деятельности
ежегодно
Кл. руководители


Реализация подпрограмм
Подросток и закон
Жить – здОрово!
Наша школа – общественно-активная школа
Духовно-нравственного развития, воспитания и социализации школьников «Истоки»
«Наши традиции»
Школьное самоуправление
ежегодно
Завуч по ВР,
педагог–организатор
кл.руководители


Проведение общешкольных мероприятий посвященных
Дню Знаний, Дню пожилого человека, Дню матери, Дню мира, Дню Конституции и т.д.
ежегодно
Завуч по ВР,
педагог–организатор
кл.руководители


Проведение уроков мужества, посвященных Дню Защитника Отечества и Дню Победы.
ежегодно
Классные руководители


Участие в легкоатлетическом кроссе, посвященном Дню Победы
ежегодно
учителя физкультуры


Организация и проведение школьных фестивалей патриотической песни и конкурса чтецов
ежегодно
Преподаватель ОБЖ
библиотекарь


Музейная педагогика:
Памяти Е.А.Крутовской
Дорогами боевой славы
История школы и микрорайона Солнечный
Русская изба
ежегодно
Руководитель школьного музея,
Учителя-предметники


Организация экспозиций в музее к памятным датам и событиям 
ежегодно
Руководитель школьного музея,


Конкурсы сочинений и рисунков «Память жива», посвященных памятным историческим датам
ежегодно
учителя литературы
учителя ИЗО


Акция  «Как живется тебе, ветеран»

ежегодно
Завуч по ВР
Руководитель музея


Акция «Моя семья – моя крепость»
ежегодно
Педагог-организатор


Организация мероприятий по воспитанию толерантного отношения к миру. Неделя толерантности
ежегодно
Завуч по ВР
Педагог-организатор


Сетевая кампания общественно-активных школ «Будь с нами!»
Ноябрь-декабрь ежегодно
Завуч по ВР
Педагог-организатор


Осенняя и весенняя Недели Добра
ежегодно
Завуч по ВР
Педагог-организатор


Участие во Всероссийских спортивно-оздоровительных играх учащихся «Президентские соревнования»
ежегодно
Учителя физкультуры и ОБЖ


Благотворительные акции и мероприятия
ежегодно
Завуч по ВР
Соц. педагог


Профориентационные мероприятия
ежегодно
Педагог-психолог
Кл. руководители


Издание школьной газеты
1 раз в месяц
Зам. директора по ВР


Реализация программ дополнительного образования
ежегодно
Педагоги доп. образования


Изучение предметов
Художественная культура Красноярского края
История Красноярского края
Природа и экология Красноярского края
Литература Красноярского края
Основы регионального развития
Основы религии и светской этики
Мировая художественная культура
ежегодно
Педагоги-предметники


Семинар-практикум для классных руководителей «Патриотическое воспитание подростков: особенности, опыт, проблемы»
2014
Зам. директора по ВР


Организация летнего лагеря по военно-патриотическому воспитанию
Лето
2015-2016
Зам. директора по ВР
Учителя физкультуры и ОБЖ


Совместная работа с территориальным советом
По плану
Зам. директора по ВР


Совместная работа с ВК Советского района
По плану
Преподаватель ОБЖ


Совместная работа со Штабом ГО и ЧС
По плану
Преподаватель ОБЖ


Сотрудничество с КРМОО Центр «Сотрудничество»
По плану
Зам. директора по ВР


Сотрудничество с Красноярской Епархией
По плану
Зам. директора по ВР















13 PAGE \* MERGEFORMAT 141015




Заголовок 1 Заголовок 315