Программа по гражданско-патриотическому воспитанию «Я – гражданин России» на 2016 – 2019 годы


«Утверждаю»
Директор МОУ СОШ № 4
г. Буденновск
А.А. Сычев _________________
«____» _____________ 2016 года
Программа
по гражданско-патриотическому воспитанию
«Я – гражданин России»
на 2016 – 2019 годы
Составитель:
учитель начальных классов
Панченко Ирина Брониславовна
Паспорт Программы
Полное наименование программы Программа по гражданско-патриотическому воспитанию «Я – гражданин России» на 2016 – 20219 годы
Основания для разработки программы Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», N 273-ФЗ от 29.12.2012
Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы (утв. постановлением Правительства РФ от 23 мая 2015г. N 497)Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утв. Президентом РФ от 4 февраля 2010 г. N Пр-271). «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
приказ Министерства образования и науки РФ, от 6 октября 2009 г. № 373. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 N 18
Приоритетный национальный проект «Образование»
«Школа успеха». Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 4 города Буденновска Буденновского района» на 2016 – 2021 годы
Конвенция о правах ребенка
Конституция РФ
Семейный кодекс РФ
Устав школы
Цели и задачи Программы Цель:
1.Создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.
2.Формирование гражданской и правовой направленности развития личности.
3.Воспитание у подрастающего поколения активной жизненной позиции.
Задачи:
формировать основы морали – осознанной обучающимися необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недоступном;
формировать основы нравственного самосознания личности (совести) – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
формировать способность открыто выражать и отстаивать свою нравственно – оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
развивать доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, понимание и сопереживание другим людям;
Развивать трудолюбие, способность к преодолению трудностей.
Сроки и этапы реализации Программы Срок реализации программы развития:
с 2016 по 2019 год
I этап (2016-2017 учебный год):
уточнение и корректировка программы развития школы в соответствии с возможными рекомендациями и предложениями педагогов и родителей;
подготовка воспитательных проектов, их защита
II этап (2017-2018 учебный год):
апробация и внедрение разработанных проектов в образовательный процесс;
III этап (2018-2019 учебный год):
самоконтроль и экспертная оценка результатов обучения, воспитания и развития учебно-воспитательного процесса.
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы.

Обучающий эффект:
создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, удовлетворения потребности в самообразовании, получении дополнительного образования;
получение, расширение и углубление теоретических и практических навыков и умений обучающихся в области формирования культуры ЗОЖ и безопасности жизнедеятельности, поведения в сложных жизненных ситуациях.
Воспитательный эффект:
формирование интеллектуальной, нравственной, эстетической готовности к эффективному общению;
формирование психологической и волевой готовности к патриотическому и гражданскому поведению;
формирование навыков культуры общения, коллективизма;
формирование необходимости понимания вести здоровый образ жизни. Социальный эффект:
Развивающий эффект:
развитие творческих способностей учащихся в различных областях;
активизация познавательной активности в получении, расширении и углублении знаний в различных областях, сферах жизнедеятельности человека;
формирование чувства осмысления и понимания эффективности проводимых мероприятий.
Разработчик
Программы
Панченко Ирина Брониславовна, учитель начальных классов
Исполнители Программы
Участники образовательного процесса:
администрация ОУ
педагоги ОУ
учащиеся
родители
социальные партнеры школы
Сайт школы в Интернете http://www.bud-school-4.edusite.ru/Постановление об утверждении Программы
Решение Педагогического совета 31.08.2016 (протокол № 1).
Система организации контроля за выполнением Программы
Отчеты классных руководителей – один раз в полугодие.
Доклад на Педагогическом совете (один раз в год).
Публичный отчет (сентябрь, ежегодно).
Пояснительная записка
Обоснование выбора гражданско-патриотического воспитания в качестве приоритетного направления
Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Гражданин получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотическое воспитание учащихся является исключительно важной частью воспитания подрастающего поколения.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.
Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине.
По мере взросления у школьников, как отмечают ученые-исследователи, начинает формироваться так называемый «родничок героизма», требующий реализации, но, как ни обидно это констатировать, он чаще всего остается невостребованным. Зато пробуждающиеся силы подрастающего организма могут найти свое применение в примыкании к антиобщественным организациям, поток которых год от года растет.
Патриотическое воспитание – направлено на организацию усвоения ценностей гражданственности и любви к Родине, культурно-исторических ценностей нашего общества и государства, формирование национального самосознания; развитие чувства любви к Отечеству и гордости за принадлежность к своему народу, уважение национальных символов и святынь, готовность к достойному служению обществу и государству.
В федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения отражена программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования (далее – Программа) должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.
В основу этой Программы должны быть положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества.
Программа должна предусматривать приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности и обеспечивать:создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания;
формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историко-культурную, этническую и региональную специфику;
формирование у обучающегося активной деятельностной позиции.
Программа должна содержать перечень планируемых результатов воспитания – формируемых ценностных ориентаций, социальных компетенций, моделей поведения младших школьников, рекомендации по организации и текущему педагогическому контролю результатов урочной и внеурочной деятельности, направленные на расширение кругозора, развитие общей культуры; по ознакомлению с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями многонационального народа России и народов других стран; по формированию у обучающихся на ступени начального общего образования ценностных ориентаций общечеловеческого содержания, активной жизненной позиции, потребности в самореализации в образовательной и иной творческой деятельности; по развитию коммуникативных навыков, навыков самоорганизации; по формированию и расширению опыта позитивного взаимодействия с окружающим миром, воспитание основ правовой, эстетической, физической и экологической культуры. Таким образом, опираясь на программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования ФГОС НОО от 6 октября 2009 г. № 373 и на Государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» от 5 октября 2010 г. № 795, в целях повышения эффективности гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения очевидна необходимость в разработке соответствующей воспитательной программы. Методологической основой нашей программы являются труды Волкова Геннадия Никандровича — профессора, доктора педагогических наук, академика, основателя этнопедагогики, академика Академии творческой педагогики Российской Федерации.
Для реализации данного направления была выбрана модель гражданско-патриотического воспитания и разработана программа «Я – гражданин России».
Реализации программы осуществляется посредством классных часов, будут задействованы воспитательные возможности учебных предметов: окружающий мир, литературное чтение, русский язык.
Оценка эффективности реализации программы.
Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.
Нравственно-духовные параметры:
1. Сформированность гражданских навыков:
умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;
умение принимать и защищать свои решения;
готовность к участию в общественных делах;
готовность к образованию.
2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:
патриотизм и любовь к Родине;
права и свобода человека и гражданина;
символика Российской Федерации;
национальное самосознание;
уважение чести и достоинства других граждан;
гражданственность.
Количественные параметры:
включенность каждого воспитанника в воспитательные ситуации;
качество отношений (отношения детей к реалиям жизни учреждения, к учреждению, к педагогу, объединению, совместным делам);
отсутствие детей с девиантным поведением;
участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике;
проведение мероприятий.
Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.
Формы реализации программы
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Индивидуальные, групповые, коллективные
Теоретические
Практические
Беседы
Сообщения
Встречи с интересными людьми
Экскурсии
Просмотр наглядных пособий, видеофильмов, презентаций
Конкурсы
Выставки
Соревнования
Праздники
Викторины
Программа включает в себя следующие направления и разделена по классам
1 класс
Тема: Я – продолжатель рода
Цель: развитие чувства ответственности за прошлое, настоящее и будущее рода, осознание себя как части микросоциума.
Задачи:
знание значения своего имени;
мои родители;
я – член своей семьи, создание родословной;
традиции моей семьи, создание семейного архива.
2 класс
Тема: Я и мое село, моя страна.
Цель: развитие чувства сопричастности и ответственности к развитию с будущего села.
Задачи:
идентификация себя жителем села;
изучение истории села;
изучение жизни и деятельности знаменитых людей села;
забота о чистоте и порядке своей улицы.
3 класс
Тема: Я родом из России, города Буденновска
Цель: воспитание активной гражданской позиции, любви к малой родине, чувства гордости за свою страну.
Задачи:
идентификация себя жителем города Буденновска;
знакомство со страной, с народами, живущими в ней;
знакомство с играми, загадками, пословицами народов живущих в Российской Федерации.
4 класс
Тема: Я – гражданин России
Цель: осознание сопричастности личности судьбе Отечества, воспитание чувства гордости за свою Родину, воспитание активной гражданской позиции.
Задачи:
знакомство с историей России;
осознание многонациональности России и дружбы между народами;
изучение жизни и деятельности великих людей России;
осознание себя частью России.
Приблизительные темы занятий (возможны изменения)
На освоение каждой из тем отводится 1 час теории и 1 час практической деятельности.
1 класс
Тема Я – продолжатель рода
Мое имя
Что для человека означает его имя?
Как родители выбирают имя своему ребенку?
Сделать рассказ о значении своего имени, разузнать у родителей, почему их так назвали.
Защита проектных работ
2.
Мои родители
Как зовут ваших родителей? Ваша фамилия. Чем занимаются родители?
Сделать фоторассказ о родителях.
Защита проектных работ
3.
Моя семья
Твои бабушки и дедушки и другие родственники.
Сделать родословную своей семьи.
Защита проектных работ
4.
Традиции моей семьи
Что такое традиции семьи? Как сделать архив семьи?
Рассказать о традициях семьи, начать делать архив семьи.
Защита проектных работ
2 класс
Тема Я и мой город Буденновск.
Рассказ о том, что Москва – столица нашей Родины.
Составление фото-рассказа в городе БуденновскенЗащита проектных работ
2.
Изучение истории основания города Буденновска
История города
Интересные факты из истории города
Защита проектных работ
3.
Знаменитые люди нашего города
Составление альбома «Профессии моих родителей».
Защита проектных работ
4.
Забота о нашем городе
От каждого из нас зависит благополучие и рассвет нашего города
Составление проектов «Чистый город»
Защита проектных работ
3 класс
Тема: Я родом из России, города Буденновска
Моя страна - Россия
История России. Климатические условия, природные ресурсы, развитие страны.
Проект «Россия в XXI веке и моя роль в ней».
Защита проектных работ
2.
Народы, живущие в России
Знакомство с народами, живущими в нашей стране.
Составление альбома о своем народе.
Защита проектных работ
3.
Русский национальный праздник
Знакомство с обычаями народа России.
Рассказ о праздниках своего народа.
Защита проектных работ
4.
Народные игры
Знакомство с понятием «Народные игры, пословицы, загадки, поговорки».
Рассказ об играх, поговорках, пословицах своего народа.
Защита проектных работ
4 класс
Тема: Я – гражданин России
1.
Москва – столица нашей Родины
Рассказ о Москве, ее истории.
Интересные факты о Москве.
Защита проектных работ
2.
Народы, живущие в России
История России, о народах, живущих на её территории. Дружба народов, подвиг дедов.
Проект «Мои дедушка и бабушка делали историю России».
Защита проектных работ
3.
Великие люди России
Знакомство с известными людьми России.
Проект «Великие люди России».
Защита проектных работ
4.
Я – гражданин России
Я часть своей Родины. Осознание себя частью России.
«Кем я хочу стать», «Что я могу сделать, чтобы Россия процветала».
Защита проектных работ
Мониторинг:
Мониторинг деятельности проводится ежегодно; отслеживаются количественные и качественные показатели.
Количественные показатели:
участие в жизни класса, школы;
участие в школьных, районных, областных мероприятиях обучающихся;
изготовление и представление различных проектов (на бумажных и электронных носителях).
Качественные показатели:
освоение новых технологий и форм работы по патриотическому воспитанию;
удовлетворенность обучающихся и родителей проводимой работой (ее организацией, содержанием, методами, задействованностью учеников);
изменения в гражданской активности учеников и родителей в жизни класса, школы, села;
повышение статуса класса в школе.
Диагностика обучающихся начального общего образования по патриотическому воспитанию «Я – гражданин России»
Основные показатели воспитанности патриотизма
Признаки и уровни формирующихся качеств.
1. Сформированность основных понятий «родина», «государство», «малая родина», «патриот», «служение Отечеству», символы России и др.
3 – знает и может объяснить все основные понятия;
2 – объясняет понятия не полностью;
1 – в объяснении понятий допускает ошибки.
2. Сформированность патриотических чувств: любовь к родине, гордость за свою страну и др., сопереживает и испытывает гордость за свой семью, класс, школу, страну.
3 – интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим, знает героев и великих людей, сопереживает историческим событиям;
2 – знакомится с историческим прошлым только при побуждении старших, проявляет интерес и сопереживание к историческим событиям, людям;
1 – не интересуется историей страны, нет эмоциональной взаимосвязи с основными понятиями.
3. Сформированность чувства любви к своей малой родине.
3 – знает теорию и культуру родного края, уважительно и с любовью отзывается о ней; любит и бережет природу, уважительно относится к людям;
2 – интересуется историей и культурой родного края, любит природу, участвует в деятельности по ее охране под руководством учителя, приветлив с жителями;
1 – не проявляет особого интереса к истории и культуре родного края, не бережет природу, бывает, неуважителен к своим сверстникам, взрослым.
4. Служение своими силами.
3 – участвует в делах при организации и поддержке учителя, проявляет инициативу при организации дел;
2 – участвует в организованных другими делах;
3 – неохотно принимает участие в делах.
5. Забота о своей школе
3 – активно участвует в делах класса, школы, проявляет инициативу, привлекает других;
2 – участвует в делах класса и школы;
1 – в делах класса участвует при побуждении.
Расшифровка показателей
«3» - высокий уровень сформированности патриотического сознания, патриотических чувств, проявление гражданской активности;
«2» - хороший уровень;
«1» - низкий уровень.
Диагностика проводится выборочно
При проведении диагностики используются следующие формы:
наблюдение педагогом;
лист самооценки качеств личности;
анкетирование;
рисуночный тест;
беседа;
мини-сочинения.
Примерная анкета «Родина в моей жизни»
2-4 классы
1. Моя большая Родина – это…
2. Моя малая родина – это…
3. Самыми трудными событиями моей Родины были…
4. Мне хотелось бы, чтобы моя Родина была самой…
5. Когда я вырасту, я хочу…
6. Я не хочу, чтобы моя Родина…
7. По отношению к Родине я испытываю…
8. Я благодарен своей Родине за то, что…
9. Патриотом своей Родины можно назвать человека, который…
10. Я стремлюсь быть…
11. Известные люди моего Отечества, моей малой родины, которых можно назвать патриотами своей Родины, - это…
Патриотическое и гражданское воспитание
Методика незаконченных предложений
Продолжи предложения:
1. Самое дорогое для человека – это…
2. Патриот своей Родины – это…
3. Вдали от родного дома я буду вспоминать…
4. Долг для меня – это…
5. Свет в окнах моего дома – это…
6. Мне бы хотелось, чтобы будущее моей страны было…
7. Из традиции моей семьи мне бы хотелось взять в мою будущую семью…
8. Помогать Отечеству – значит…
9. Смыслом семейной жизни для меня является…
10. Закон для меня – это…
11. Когда звучит гимн нашей страны, я чувствую…
12. Символы нашего государства для меня…
Обработка: качественный анализ полученных ответов