Для работы на родительском собрании Как любить ребенка?


Байдавлетова Г.М.,
зам. директора по УМР,
МБОУ СОШ № 61, г. Краснодар
Как любить ребёнка
Эта тема показалась мне наиболее близкой, той, о которой хочется говорить, а главное, делиться некоторыми наработками и мыслями. Возможно, кому-то пригодится.
В своей педагогической деятельности я не раз проводила родительские собрания по темам, созвучным данным: "Умеете ли вы любить своего ребёнка", "Стили родительского воспитания как причина возникновения невроза у ребёнка", "Особенности общения ребёнка в семье", Семейный совет "Какой папа нужен ребёнку?". Эти собрания я начинала словами, которые прочитала в 20 летнем возрасте (к сожалению, не помню автора): «Зачем вы живёте? Что для вас главное?..» На таких собраниях получается очень плодотворный диалог, а самое главное, родители задумываются и уходят с таких собраний воодушевлёнными. Совсем до недавнего времени, я была уверена в том, что могу посоветовать словом многим родителям. Но моё мнение несколько изменилось, когда изменилась жизнь нашей семьи… У моего мужа трагически погибла сестра, которая воспитывала дочь одна (семья была неблагополучной, пьянки драки, нецензурная брань…). Кошмары, которые выпали на долю маленького ребёнка… Родителей не выбирают… Ребёнка забрали в центр АВИС ещё при живой матери, но это не возымело никаких действий на мать. От помощи она отказывалась, никого не признавала. Казалось, этому не будет конца. Прошел год, ребёнка перевели в детский дом. Всё это время мы периодически навещали Элину.
Год тяжелых раздумий… Как жить дальше: ничего не предпринимая и делая вид, что ничего не случилось (мы – обыкновенная среднестатистическая семья: мама, папа, сын и дочь) или взять на себя тяжёлое бремя испытаний?.. Пройдя ряд инстанций и медицинских обследований, мы получили разрешение забирать ребёнка по выходным и на каникулы домой. В своей семье мы с детьми бесконечно обсуждали тему: Забрать или нет? Как жить, если нет? Как объяснить детям: почему нет?
Прошло ещё пол года, пока мы прошли процедуру оформления ребёнка. … И вот мы многодетная семья. У нас появился ребёнок, которого мы не вынашивали, не рожали в муках, не прикладывали к груди… Вопрос «как любить ребёнка?» стал весьма актуальным. Любя своих детей беззаветно, принимая их со всеми радостями, победами и неудачами, умиляясь каждому их слову, мы столкнулись с великим множеством проблем. Весь наш жизненный уклад перевернулся! Обучаясь в школе Приёмного родителя, нам поясняли, что первые два года будут сложными для семьи. Я это слушала, но не понимала. Куча проблем и вопросов, на которые ежедневно требовались ответы. Я, как педагог, стала рассматривать вопросы любви к ребёнку с другой точки зрения. Совместно с нашей школьной социально-психологической службой провели анализ социального паспорта школы. В нашей школе на сегодняшний день 638 учащихся, из них 2/3 учащихся живут в семьях, где есть неродные родители или неполная семья. Как в этих семьях решается вопрос: Как любить ребёнка? Для начала решено провести общешкольное собрание для этой группы семей с выступлением на нём социального педагога, психолога и меня как заместителя директора по учебно-методической работе.

“Где не хватает терпения, надо бы постараться понять, где не понимаю – постараться вытерпеть, и всегда я принимаю ребёнка, всегда люблю”.
С. Соловейчик
“Человек меняется не от манипуляций, которые с ним проделывают, не от воздействий, а только от собственных душевных движений, возникающих в его отношениях с людьми”.
С. Соловейчик
Сегодня выписано много рецептов родительской любви, выведена формула. И всё же мне бы хотелось заострить ваше внимание на одном моменте. У психологов есть понятие “тактильного голода”. Бывает он у детей, которых вполне достаточно кормят, но мало ласкают. Это одна из основных бед детей, воспитывающихся в детских домах.
Некому их обнять, прижать, потормошить, подбросить (пока это возможно), поцеловать или потрясти тяжелой отцовской рукой за холку. Это, не запишешь ни в какие должностные инструкции. На это способны только родители в минуты, когда их переполняет любовь, и они не в силах сдержать свой порыв.
Но в наш стремительный век мы становимся всё закалённее и выдержаннее. Многие родители переносят и в дом привычку быть подчеркнуто сдержанными, научились подавлять желание прижаться к родной головке. Боязнь избаловать детей вытеснила родительскую ласку, а призывы относится к детям, как к равным, воспринимаются слишком буквально.
Не бойтесь, что заласканному ребёнку будет в жизни трудно. Тёплые, ласковые прикосновения смягчают душу ребёнка и снимают напряжение. Известный американский хирург Роберт Мак сказал: “Для того чтобы просто существовать, ребёнку требуется четыре объятия в день, для нормального же развития – двенадцать”.
“Вера, надежда, любовь, бескорыстие, риск и терпение! Терпение! Воспитание – это терпение. Понимать, принимать, терпеть».
Особенно пагубное влияние на психику ребёнка оказывает несогласованность стилей воспитания у членов семьи – когда у мамы один стиль, у папы другой, а у бабушки с дедушкой третий. Ребёнок находится при этом в крайне напряженном состоянии, у него нет понятия единства требований, наказаний, он не знает, как поступить в той или другой ситуации. В результате он начинает приспосабливаться, манипулировать взрослыми и сверстниками.
И только стиль воспитания любви и принятия способствует гармоничному развитию личности ребёнка, его психическому здоровью. Родительское отношение при этом – безоценочное, подкреплённое любящим отцовским и материнским авторитетом. Безусловное принятие ребёнка – это проявление такой родительской любви, когда ребёнок понимает, что его любят несмотря ни на что, не за отметку в дневнике или убранную без напоминания постель, а за факт его существования в этом мире – чтобы ты ни сделал, как бы ты ни поступил – я тебя люблю, я разделяю твою ответственность. Ребёнок – это центр моих интересов, но при этом собственные интересы не приносятся в жертву. Все члены семьи сопереживают и помогают друг другу, и ребёнок вовлечен в этот процесс.
Способы поведения с ребёнком:
нежность,
терпимость,
контакты – глазами и словесные,
совместные занятия.
При таком стиле воспитания формируются оптимизм, жизнелюбие, доверие к окружающему миру, уверенность в себе, чувство безопасности, психологический тыл.
Таким образом, чтобы ребёнок рос здоровой и гармонически развитой личностью, первой и основной задачей родителей является создание у ребёнка уверенности в том, что его любят и о нём заботятся. Никогда, ни при каких условиях у ребёнка не должно возникать сомнений в родительской любви, необходимо, чтобы он ощущал, чувствовал, понимал, был уверен, что его любят, был наполнен этим ощущением любви, какие бы сложности, столкновения и конфликты не возникали в его отношениях с родителями или в отношениях супругов друг с другом. Только при уверенности ребёнка в родительской любви возможно правильное формирование его психического мира.
– Сегодня мне хотелось бы поговорить с вами о семье, об общении в семье. Это вечная тема, к которой можно возвращаться не раз и находить новые аспекты для разговора.
Мне хотелось бы, чтобы вы заглянули сегодня со стороны в свой дом, в самих себя и свою семью.
Ведь одна из основных функций семьи – это общение с детьми, воспитание детей через общение.
А что вы понимаете под общением?
Общение с ребёнком происходит с того самого момента, как он появился. Общение это всё – утренняя улыбка, мимолётный разговор, неубранная посуда, бабушкины жалобы на здоровье…
Любите ли вы общаться со своим ребёнком?
Общение – это не только простые разговоры, а ощущение что тебя ждут, понимают, любят.
Для того чтобы ребёнок желал общаться с родителями, необходимо помнить, что основой общения родителей с детьми являются шесть принципов:
принятие,
признание,
родительская любовь,
доступность,
воспитание ответственности и самодисциплины,
авторитет родителей.
Давайте рассмотрим эти принципы.
Самый веский принцип – принятие ребёнка. Это проявление такой родительской любви, когда ребёнок понимает, что его любят несмотря ни на что. Принять ребёнка – значит любить его не за отметку в дневнике или убранную постель без напоминания, а за сам факт его существования в этом мире. Если ребёнок принят родителями, он значим.
Признание ребёнка – это сохранение у ребёнка чувства собственного достоинства и уверенности в себе в своих силах. Со стороны родителей – безграничная вера в то, что ребёнок оправдает их ожидания. Такие родители подчёркивают все успехи, достоинства, поддерживают в трудностях. Признание – в какой-то мере терпение родителей. Терпение – дать прочувствовать и осознать то, что совершил, и поддержка отца и матери. Признание формирует у детей чувство значимости и необходимости в семье. При этом родители могут нарисовать себе некий идеализированный образ, который складывается из желаемого, но далёк от действительности. Иначе говоря, если ты хорош – значит, ты любим, принят, признан. Если же нет – стойкое родительское раздражение и конфликтные ситуации, принимающее порой безобразные формы. Признание не может быть эпизодическим в воспитании детей. Оно предполагает одобрение, похвалу, положительную реакцию семьи на любое, пусть незначительное, усилие со стороны ребёнка, которое делает его лучше, умнее, добрее. Не возможно без одобрения и похвалы.
Иногда ребёнок не подпускает к себе, это может быть связано с тем, что в дошкольном возрасте у него не сформировалась потребность в родительском внимании, так как ощущал их на себе достаточно редко. Родительская любовь необходима ребёнку ещё и для того, чтобы он мог адекватно реагировать на те требования, которые к нему предъявляются. Если требования есть, но любви ребёнок не ощущает, эти требования останутся невыполненными.
Если ребёнок духовно и физически ощущает родительскую любовь и ласку, он не будет принимать действия родителей в штыки. Дети, с которыми обращаются без любви, развиваются неправильно, даже если во всём остальном они воспитаны как надо.
Родительская любовь должна искать в своём ребёнке достоинства, недостатки искать не нужно, они, как правило, всегда на поверхности. При этом родители должны помнить, что недостатки поддаются исправлению только тогда, когда это делается без сарказма и иронии, издевательства и обвинений. Они исправляются при наличии любви.
Быть доступным – значит, в любую минуту найти в себе силы отложить все свои дела, свою работу, чтобы пообщаться с ребёнком. В общении с ребёнком иногда промедление смерти подобно. Нельзя отмахиваться, списывать на занятость, нельзя переносить на «потом».
Так КАК любить своего ребёнка?
«Представь себе весь этот мир, огромный весь,
Таким, каким он есть, на самом деле есть.
С полями, птицами, цветами и людьми,
Но без любви, ты представляешь, без любви.
Есть океаны, облака и города,
Лишь о любви никто не слышал никогда».
Из к/ф «Чародеи»
Звонок, открывается дверь и долгожданная мама, наконец, приходит домой. Дочка или сын с радостным криком бросается к ней.
– Я люблю тебя, – говорит мама своему малышу, при этом, быстро обнимая его, и раздевшись, проходит на кухню готовить ужин. Ребёнок остаётся в недоумении: люблю – это как?
Как любить ребёнка? Давайте посмотрим, когда мы чувствуем, что нас действительно любят.
1. Подарки. Всем приятно получать подарки, большинству нравится их дарить. Почему бы не пользоваться этим способом, чтобы выразить свои чувства к другому человечку? Скептики вам возразят: избалуете ребёнка. Наверное, они будут правы, если подарки получают лишь дети, но ведь можно делать презенты взаимно. Старшие младшим, а младшие старшим. Предлагаю стратегию: в следующий раз, придя домой с работы, с порога спросите своего ребёнка: «а ты мне сделал подарок?» Поверьте, малышу очень понравится мастерить для вас сюрпризы.
2. Объятия и ласковые слова. Трудный день позади, всем хочется отдохнуть и выспаться. Это время как нельзя лучше подходит для телесного и эмоционального контакта с ребёнком. Посадите его на колени или обнимите, загляните в глаза и скажете что-то доброе и ласковое. Просто так, без причины. Пусть он узнает, как дорог для вас, что вы принимаете его, всё плохое и хорошее. Говорите это вашему ребёнку, обнимайте и целуйте его. Тогда, спустя время, никому не придётся жаловаться на отсутствие ласки в ваш адрес.
3. Время. Пожалуй, это самый трудный вид выражения любви, но и очень важный. Как другой человек сможет почувствовать вашу любовь, если вы не уделяете ему время. Здесь имеет место быть такая вещь, как жертвенность своими делами и интересами. Уделяйте время ребёнку, играйте с ним, делитесь текущими событиями, планами, наконец, просто поболтайте. Конечно, это очень тяжело выполнить, потому, что дел всегда много. Помните, детство – временная пора, она очень быстро закончится, и тогда восполнять упущенное будет еще тяжелее.
4. Помощь. Каждый человек в течение своей жизни нуждается в помощи и поддержке, особенно дети. Поэтому очень важно не только постоянно присутствовать с ребёнком, но ещё и делать так, чтобы это время провождения было полезным. Виды помощи бывают разные: физическая (когда вы ухаживаете за младенцем), эмоциональная (работа разного рода с эмоциями ребёнка), финансовая (для уже повзрослевших детей) и т.д. Главное, её своевременное оказание. Учите детей тоже оказывать посильную помощь окружающим.
Какой способ лучше – решать вам, а лучше наблюдайте. Конечно, в каждой ситуации придётся его подбирать индивидуально, но всё-таки обратите внимание на ребёнка: что его особенно радует, чего, может быть, он требует большего всего. Вероятнее, это и будет его язык любви. Выражайте свои чувства действиями, учите детей тому же, и тогда слова «Я тебя люблю» перестанут быть для них пустым звуком.
В блоге нашего коллеги Ларисы Анохиной я прочитала притчу.
Притча об успешном человеке.
Репортёр как-то раз спросил у фермера, может ли тот поделиться секретом своей кукурузы, которая год за годом выигрывала все конкурсы по качеству. Фермер ответил, что весь секрет состоит в том, что он раздаёт лучшие початки для засева всем своим соседям.
— Зачем же раздавать лучшие зерна соседям, если они постоянно, наряду с вами, участвуют во всех конкурсах и являются конкурентами?
— Видите ли, — улыбнулся фермер. — Ветер переносит пыльцу с моих полей на поля соседей, и наоборот. Если у соседей будут сорта хуже, чем у меня, то вскоре и мои посевы станут ухудшаться. Если я сею хорошую кукурузу, я должен позаботиться о соседях и помочь им посеять такую же. А как уж каждый из нас будет ухаживать за посевами — это другой вопрос.
Похожее происходит и в жизни людей. Тот, кто хочет быть успешным, должен заботиться о ближних и помогать им добиваться успеха. Кто хочет хорошо жить, должен помогать другим жить хорошо. Потому что чем лучше живётся людям вокруг, тем лучше тебе самому. Мы все зависимы и связаны в этом мире.
Вот ещё несколько советов: как любить ребёнка.
1. Умейте чувствовать, что интересно ребёнку, и говорите с ним об этом.
Многие родители прежде всего интересуются школьными успехами своего чада, но, согласитесь, помимо школы в жизни столько всего увлекательного, столько вещей и явлений, о которых можно поговорить и дать высказаться ребёнку! Так, вместо того чтобы задавать ребёнку извечные вопросы: «Ну, как в школе? Какую оценку получил? Что изучаете нового?», можно поинтересоваться: «Какую музыку ты сегодня слушал(а)? Не хочешь ли на выходных сходить в театр, кино? Из-за чего у вас в классе случаются ссоры обычно?»
2. Не совмещайте «слушание» с посторонними делами.
Если ребёнок порывается что-то вам рассказать, вы видите, что его беспокоит, тревожит что-то, не совмещайте «слушание» с посторонними делами. Разговаривая с ребёнком, особенно о чём-то важном для него, не занимайтесь попутно стиркой, готовкой и т.д. Старайтесь уделять ребёнку хотя бы 20 минут «чистого» времени каждый день только на то, чтобы выслушать его внимательно.
3. Не засыпайте ребёнка вопросами, не устраивайте допрос. Просто помогите ему высказаться, не пытайтесь перебивать, вставлять свои комментарии. Обычно ребёнок хочет не столько получить ваш совет, рекомендацию, сколько просто рассказать о каком-то событии.
4. Не делите то, что рассказывает вам ребёнок, на важное и неважное.
Порой подросток взахлёб рассказывает об увиденном накануне футбольном матче, а мама говорит: «Да ну его, этот твой футбол, я в нём не понимаю, расскажи лучше, как там в школе у тебя!» Или девочка начинает выказывать беспокойство по поводу того, что мальчик, которым она увлечена, даже не смотрит в её сторону, а мама отвечает: «Да пустяки это всё! Ещё сто таких мальчиков будет, влюбишься и разлюбишь! Не бери в голову!» Тем самым родители отмахиваются от пусть маленьких, но всё же проблем, забот ребёнка.
5. Слушая ребёнка, будьте с ним на «одной волне».
Как это? Когда ребёнок что-то рассказывает, постоянно подавайте ему сигналы, знаки, подтверждающие вашу внимательность и заинтересованность: кивайте головой, смотрите в глаза, но не сверлите взглядом, лицо ваше должно выражать эмоции, сообразные, эквивалентные эмоциям ребёнка, начните дышать в такт с ребёнком, время от времени повторяйте то, что он говорит, но уже другими словами. Этот приём называется отзеркаливанием. Например, ребёнок говорит: «Я сегодня пошёл в школу в новом костюме, Вася как его увидел, такие глазищи сделал злые, мол, у него никогда не было такого костюмчика!» А мама говорит: «Да, видно, Вася очень завидует тебе, я правильно понимаю?» Если вы правильно пользуетесь приёмом отзеркаливания, ребёнок увидит, что вы его слышите, что вы понимаете его.
6. Слушая ребёнка, уважайте его вкусы, интересы, будьте к нему добры.
Даже если нужна строгость, пусть она соединится с добротой в равных пропорциях. Ваши глаза должны излучать терпение, желание услышать юного собеседника.
Научившись слышать ребёнка, вы останетесь лучшими друзьями на всю жизнь.
СЧАСТЬЕ
Тук-тук!
– Кто там?
– Это Счастье твоё! Дверь скорей открывай!
– Счастье? Ко мне?
– Да, быстрее встречай!
– Счастье моё! Заходи же в мой дом!
И будь ты не гостем, будь хозяином в нём!
Расскажи мне о том, где ты долго так было?
Почему ты меня стороной обходило?
– Я тебя стороной обходило?! Ну, знаешь!..
Я рядом всегда, а ты не замечаешь…
Я – в улыбке ребёнка,
Я – в ласковом слове,
Я – в песенке звонкой,
Я – в ночи покое.
Я в том, что работа кипит,
В том, что мама здорова,
Что тебе помогло чьё-то мудрое слово…
По жизни с тобой я шагаю всегда!
Но ты ведь считаешь, что я – лишь мечта!
– Да, верно! Как же я ошибалась,
Когда на тебя иногда обижалась!
Прости меня, Счастье! Как же я не права!
Так, значит, я всё это время счастливой была?
– ДА.
Чтобы ребёнок ощутил вашу поддержку и заботу, любовь и внимание, чтобы он почувствовал себя близким и нужным, обязательно говорите ему слова любви и восхищения. Это поможет вашему малышу учиться с радостью и увеличит его желание ходить в школу. Я думаю, что в вашем арсенале найдутся и другие признания, адресованные вашему малышу, и вы с удовольствием продолжите предложенный список:
«Молодец. Хорошо. Удивительно. Гораздо лучше, чем я ожидал. Лучше, чем все, кого я знаю. Великолепно! Прекрасно! Грандиозно! Незабываемо! Именно этого мы давно ждали. Это трогает меня до глубины души. Сказано здорово – просто и ясно. Остроумно. Экстра-класс. Талантливо. Ты – одарённый. Ты сегодня много сделал. Отлично! Уже лучше. Ещё лучше, чем я мог подумать. Потрясающе. Замечательно. Поразительно. Неподражаемо. Несравненно. Красота! Как в сказке. Очень ясно. Ярко, образно. Очень эффектно. Прекрасное начало. Ты – просто чудо. Ты на верном пути. Здорово. Ты в этом разобрался. Ты ловко это делаешь. Это как раз то, что нужно. Ух!!!. Поздравляю. Я тобой горжусь. Я просто счастлив. Мне очень важна твоя помощь. Работать с тобой просто радость. Ты мне необходим. Для меня важно всё, что тебя волнует, радует, тревожит. С каждым днём у тебя получается всё лучше. Для меня нет никого, красивее тебя. Научи меня делать также. Тут мне без тебя не обойтись. Я знал, что тебе это по силам. Ты мне нужен именно такой, какой есть. Никто мне не может заменить тебя. Я горжусь тем, что тебе это удалось. Я сам не смог бы сделать лучше».
Хотелось бы закончить своё выступление словами, которыми я начала:
Зачем вы живёте? Что для вас главное?
Мы знаем! Да!!!
Я дам своим детям всё!
Я хочу всё знать, всё уметь – моему малышу должно быть со мной интересно. Я проведу его через бури и невзгоды. Я приложу все свои силы, чтобы мой малыш стал сильным человеком и мог противостоять всем превратностям судьбы. А пока я стараюсь сделать его счастливым. Я безумно люблю его!
На закате своих дней мне очень хочется услышать тихое, но искреннее «Спасибо». Я буду плакать. Конечно, буду. Потому что для меня нет ничего важнее благодарности моих детей…
Использованная литература:
Я. Корчак. Как любить ребёнка.
Минина Ольга Викторовна, социальный педагог.
Кочанова Зинаида Николаевна, учитель начальных классов.
Афакина Татьяна Ивановна, педагог-психолог.
Емельянова Елена Викторовна, учитель начальных классов.
Бурдуковский Алексей Иванович, учитель информатики.
Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком КАК? – М.: АСТ «Астрель», 2006.
Гиппенрейтер Ю.Б. Продолжаем общаться с ребёнком ТАК? – М.: АСТ «Астрель», 2008.
Григорьева Т.Т., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного мышления. – Новосибирск: Изд-во Новосибирского университета, 1999.
Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2006.