Рабочая тетрадь как многофункциональное средство самостоятельной работы обучающихся


Рабочая тетрадь как многофункциональное средство самостоятельной работы обучающихся.
Симонова Т.В.
Переход системы высшего образования на ФГОС НПО предполагает не только увеличение доли самостоятельной работы обучающихся, но и понимание самостоятельной работы как важнейшего средства организации учебно-познавательной деятельности студентов. Поскольку именно в ней проявляется мотивация обучающегося, целенаправленность, индивидуальные стили деятельности, а также самоорганизованность, самостоятельность, самоконтроль и другие личностные качества.
Современное понимание самостоятельной работы обучающегося полно отражает трактовка Л.К. Наумовой и О.В. Акуловой: самостоятельная работа обучающегося как вид учебно-познавательной деятельности, направленной на освоение профессиональной образовательной программы, осуществляемой в определенной системе, при партнерском участии преподавателя в ее планировании и оценке достижения качественных результатов.
Система самостоятельной работы обучающегося – это система, характеризующаяся целостностью структур, образованных единством и взаимосвязью содержательно-деятельностного, организационно-технологического, рефлексивно-оценочного компонентов в организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов по освоению учебной дисциплины.
Новое понимание сущности самостоятельной учебной деятельности обуславливает необходимость упорядочения и системной организации СРО.
Выстраивание системы СРО должно осуществляться в соответствии с общей логикой формирования компетенций, установленной в основных профессиональных образовательных программах (ОПОП), учебных программах дисциплин, с учетом определенных в стандартах целей СРО, требований к её организации, содержанию и технологиям реализации.Проведенный анализ ФГОС НПО, работ посвященных проблемам организации СРО позволил определить направления деятельности преподавателя по разработке системы СРО:
создание учебных программ с учетом увеличения доли СРО, выделение в их структуре аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы и определение содержания учебного материала выносимого на самостоятельное изучение;
регламентация всех видов заданий для самостоятельной работы по объему и по срокам выполнения (регулярность выдачи плановых заданий и регулярность контроля их выполнения);
конструирование различных типов заданий, создающих возможность самопознания, самоопределения, самореализации; заданий на развитие внутренней мотивации, на выстраивание индивидуального образовательного маршрута;
оптимизация методов обучения; внедрение в учебный процесс новых технологий обучения, повышающих эффективность образовательного процесса и позволяющих обучающемуся в удобное для него время осваивать учебный материал;
совершенствование текущего и итогового контроля, посредством создания банка контрольно-измерительных материалов, позволяющих организовать различные виды проверки качества освоения дисциплины и уровня ожидаемых результатов;
обеспечение условий успешной самостоятельной работы за счет разработки методического сопровождения СРО, создание системы дидактического обеспечения, позволяющего включить обучающегося в продуктивную самостоятельную учебно-познавательную деятельность.
Необходимость подготовки специалистов нового типа, умеющих творчески и широко мыслить, искать пути рационального решения возникающих задач, обладающих навыками самоконтроля, способностью самостоятельно выдвигать новые идеи, требует организации целенаправленной работы по обеспечению условий эффективной организации СРО. К педагогическим условиям отнесены: нормативно-информационное, учебно-методическое обеспечение СРО, кадровое обеспечение (преподаватель, способный организовать современный образовательный процесс).
Реализовать данные условия сможет преподаватель, освоивший новые функции профессиональной деятельности, которые заключаются в поддержке, сопровождении самостоятельной деятельности обучающегося; конструировании информационной образовательной среды, включающей в себя необходимые ресурсы; создании условий для оценивания и рефлексии СРО. Помочь каждому студенту осознать его собственные возможности, простроить индивидуальный образовательный маршрут по вхождению его в мир выбранной профессии – таковы приоритеты современного преподавателя.
Система СРО, отражающая специфику СРО на уровне назначения и средств, ее обеспечивающих, предусматривает выделение нескольких взаимосвязанных аспектов: целевое назначение и направление деятельности обучающихся во внеаудиторной самостоятельной работе (подготовка к аудиторным занятиям; повторение, углубление, расширение и применение знаний и умений; самостоятельное изучение материала); средства информационно-образовательной среды, обеспечивающие СРО (учебник, учебные пособия, учебные материалы, методические рекомендации, разнообразные дидактические материалы на печатной и электронной основе; дополнительные источники информации, интернет ресурсы); рейтинговая система оценивания результатов освоения дисциплины, которая включает оценивание решения задач, выполнения работ практикума, анализа и результативности работы с дидактическими средствами; рубежный контроль (освоение материала отдельного раздела или модуля) и итоговый контроль.Создание информационно-образовательной среды, отраженной в учебно-методическом комплексе, включающей разнообразные дидактические средства как в печатном, так и в электронном виде – главное направление деятельности преподавателя и условие успешной организации СРО. Использование дидактических средств позволяет системно организовать СРО, способствует включению обучающихся в учебно-познавательную деятельность, обеспечивает освоение изучаемой дисциплины, формирование компетенций согласно требованиям ФГОС НПО.
Смена парадигмы образования от передачи «готовых знаний» к парадигме формирования компетенций предусматривает реализацию не только новых подходов к организации СРО, но и создание современных дидактических средств, способствующих повышению мотивации обучающихся к осуществлению самостоятельной работы, обладающих не только набором новых функций, но и объединяющих в одном дидактическом средстве функции нескольких средств обучения. Рабочая тетрадь, являясь дидактическим средством обучения, будет системообразующим элементом в системе СРО.
Основополагающими исследования определены три группы принципов:
- принципы отбора содержания, его представления и структурирования: научности, связи теории и практики, субъектности, доступности, систематичности, вариативности;
- принципы ориентации на личность обучаемого: индивидуализации, ценностно-смысловой направленности, прочности и действенности результатов образования, включения в личностно значимую деятельность, личностного целеполагания, выбора индивидуальной образовательной траектории, продуктивности обучения;
- принципы организации взаимодействия обучаемых с содержанием образования, педагогом и коллективом студентов: сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности, сознательности и активности, сотрудничества, положительной мотивации, образовательной рефлексии.
При разработке модели рабочей тетради обучающегося учитывались требования к современному учебнику и другим образовательным средствам, которые заключаются в следующем: ориентация на требования стандарта, фиксирующего содержательное наполнение формируемых компетенций; наличие контекста ведущих жизненно важных задач (предметно-познавательных, личностных и др.); взаимосвязь образовательных средств с открытой информационной образовательной средой; развитие самостоятельности и инициативы обучаемых; ориентация на диагностику достижений и поддержку обучаемых.
Специфика современных образовательных средств связана с перераспределением функций между отдельными образовательными средствами (учебник, дидактические средства (портфолио, технологическая карта, методические рекомендации и т.п.). Так как функции образовательных средств определяются целями современного образования и предназначением конкретного образовательного средства, то новые подходы к образованию, развитие образовательных средств приводит к разнообразию функций, росту их количества.